Аналитика Публикации

29
марта

Обзор изменений законодательства за I квартал 2019 года

Источник: Деловой журнал "Бизнес России"


Александр Ситников, Управляющий партнер

В настоящем обзоре мы собрали основные изменения законодательства, которые вступили в силу в начале 2019 года либо были недавно приняты и вступят в силу в этом году. В частности, отныне плановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства будут проводиться только в определенных случаях, остальные проверки будут признаны недействительными. Сотрудники ЦБ РФ будут под видом клиентов проверять, не нарушают ли банки и нефинансовые организации требования законодательства и права клиентов. Изменены условия обеспечения для контрактов, которые заключаются в соответствии с Законом № 44-ФЗ. Созданы типовые уставы для обществ с ограниченной ответственностью – теперь регистрировать ООО будет легче. Изменения не обошли стороной и акционерные общества: теперь голосовать на общих собраниях акционеров можно с помощью электронных бюллетеней. Лицам, чьи объекты деятельности воздействуют на окружающую среду, полезно будет узнать о новых экологических нормах. Мы также расскажем о новой арбитражной реформе и об увеличении ставки по НДС.

Увеличение налоговой ставки по НДС с 18% до 20%

Название: Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах".

О чем: с 01 января 2019 года увеличена основная налоговая ставка по НДС с 18% до 20%, а соответственно, и расчетная ставка с 18/118 (15,25%) до 20/120 (16,67%). Закон не устанавливает специальных переходных положений в отношении исчисления и предъявления НДС по ранее заключенным договорам.

Из общих правил исчисления НДС следует, что новая налоговая ставка применяется к реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, осуществленной в 2019 году вне зависимости от даты заключения договора и суммы НДС, указанной в договоре. Между тем по таким договорам в законодательстве остались неурегулированными следующие вопросы: На кого ложится дополнительное бремя: на покупателя или продавца? Как рассчитывается налог: "цена без НДС" × 20% или "цена с НДС" × 20/120 и иные варианты? Может ли покупатель принять НДС к вычету в полном размере, если им фактически оплачена цена с учетом НДС 18%, а не 20% и т.д. На текущий момент на большинство вопросов есть ответы с учетом концептуальных подходов судебной практики по вопросам исчисления НДС, взыскания убытков, неосновательного обогащения, а также с учетом разъяснений Минфина России.

Вместе с тем, учитывая изменчивость судебной практики, в частности по вопросу распределения бремени уплаты НДС, а также рекомендательный характер разъяснений Минфина России и направленность данных разъяснений на регулирование публично-правовых отношений, можно ожидать нового ряда как налоговых, так и хозяйственных споров, связанных с увеличением налоговой ставки по НДС.

Кому интересно: всем покупателям и всем налогоплательщикам НДС.

Вступил в силу: 01 января 2019 года.

Реформа законодательства об арбитраже

Название: Федеральный закон от 27.12.2018 № 531-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" и Федеральный закон "О рекламе".

О чём: закон призван устранить пробелы законодательного регулирования третейского разбирательства, выявленные в ходе правоприменения.

Основные изменения, вносимые законом:

  • лицам, не получившим право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, запрещается администрировать арбитраж ad hoc, а также рекламировать (в том числе в сети Интернет) и публично предлагать выполнение функций по осуществлению арбитража, включая функции по осуществлению арбитража ad hoc.

Цель данных изменений – закрыть лазейку в законе, позволяющую недобросовестным третейским судам, не получившим право на осуществление функций постоянно действующих арбитражных учреждений, продолжать осуществлять деятельность в рамках арбитража ad hoc;
  • отношения, связанные с деятельностью постоянно действующего арбитражного учреждения по администрированию арбитража, исключены из предмета антимонопольного регулирования;

  • споры, возникающие из договоров, заключаемых в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", являются арбитрабельными, если они администрируются постоянно действующим арбитражным учреждением, а местом арбитража является Россия;

  • споры, вытекающие из соглашений участников юридического лица по поводу управления этим юридическим лицом, могут рассматриваться в рамках арбитража, администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением при отсутствии правил арбитража корпоративных споров;

  • арбитражное соглашение для рассмотрения третейским судом споров, вытекающих из соглашений участников юридического лица по поводу управления этим юридическим лицом, а также споров по искам участников юридического лица о признании недействительными совершенных им сделок, может быть заключено только между сторонами соответствующего соглашения или сделки, а не между всеми участниками и самим юридическим лицом, как требуется в настоящее время;

  • право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения теперь будет предоставляться актом Министерства юстиции Российской Федерации, а не Правительства Российской Федерации. При этом в законе закрепляется исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены некоммерческой организацией вместе с заявлением о предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения.

Представляется, что указанные изменения позволят сделать процедуру предоставления некоммерческим организациям права на осуществление функций постоянно действующих арбитражных учреждений более прозрачной, расширят круг арбитрабельных споров и воспрепятствуют рассмотрению недобросовестными третейскими судами споров в рамках арбитража ad hoc.

Кому интересно: физическим и юридическим лицам, участвующим в третейских разбирательствах и заключающим арбитражные соглашения.

Вступит в силу: 29 марта 2019 года.

Отложенные вопросы экологического нормирования решены

Название: Федеральный закон от 25.12.2018 № 496-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

О чём: данный федеральный закон призван устранить ряд пробелов в реформе экологического нормирования 2019 года, которые давно прослеживались при анализе проектируемых изменений, однако не устранялись законодателем до последнего момента.

Федеральным законом № 496-ФЗ было установлено, что лица, осуществляющие эксплуатацию объектов I категории, а также объектов, относящихся к области применения наилучших доступных технологий, до получения комплексных экологических разрешений (КЭР) вправе получить или переоформить ранее существующие разрешения и лимиты на выбросы/сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (разрешения и документы).

Такие разрешения и документы будут действовать:

  • в отношении полученных до 1 января 2019 года – до истечения срока действия либо дня оформления КЭР или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов;

  • для вновь полученных и переоформленных – до дня оформления КЭР.

Также был установлен момент подачи первой декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории – не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из ранее полученных разрешений и документов.

Кроме того, в отношении объектов капитального строительства, относящихся к объектам I категории, исключено требование о необходимости проведения государственной экологической экспертизы в случае, если:

  • такие объекты введены в эксплуатацию или разрешение на их строительство выдано до 1 января 2019 года;

  • проектная документация таких объектов представлена на экспертизу проектной документации или на указанную проектную документацию получено заключение такой экспертизы до 1 января 2019 года;

  • подготовка проектной документации таких объектов предусмотрена подготовленной, согласованной и утвержденной в соответствии с законодательством о недрах до 1 января 2019 года проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр в отношении нефти и природного газа.

Кому интересно: юридическим лицам, осуществляющим деятельность на объектах I и II категории воздействия на окружающую среду.

Вступил в силу: 25 декабря 2018 года (подпункты "б" и "в" пункта 3 статьи 2 – 1 января 2019 года).

Новые правила проведения общих собраний акционеров АО

Название: Положение об общих собраниях акционеров (утв. Банком России 16.11.2018 № 660-П) (зарегистрировано в Минюсте России 09.01.2019 № 53262).

О чём: положение принято взамен аналогичного документа Федеральной службы по финансовым рынкам 2012 года, который объективно нуждался в актуализации.

Новые правила предоставляют эмитентам новые возможности при организации и проведении общих собраний акционеров, среди которых в первую очередь можно отметить использование электронной формы бюллетеней для голосования при проведении общих собраний акционеров. Возможность реализовать право акционера на участие в собрании акционеров в электронной форме давно обсуждалось членами профессионального сообщества, является удобным инструментом и отвечает современным реалиям корпоративного управления.

Кроме того, положением установлен порядок осуществления права на участие в общем собрании акционеров лицами, права которых на ценные бумаги учитываются номинальным держателем, иностранным номинальным держателем, иностранной организацией, а также порядок внесения предложений в повестку дня общего собрания несколькими акционерами, действующими совместно.

Документ также определяет перечень дополнительной информации (материалов), обязательной для предоставления лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к его проведению.

Кому интересно: владельцам акций, профессиональным регистраторам, нотариусам, юристам.

Вступил в силу: 25 января 2019 года.

Утверждены итоговые версии типовых уставов для ООО

Название: Приказ Минэкономразвития России от 1 августа 2018 № 411 "Об утверждении типовых уставов, на основании которых могут действовать общества с ограниченной ответственностью" (зарегистрировано в Минюсте России 21 сентября 2018 года № 52201).

О чем: с 2015 года Гражданский кодекс Российской Федерации позволяет обществам с ограниченной ответственностью (далее – ООО) действовать на основании типового устава. Однако приказ с окончательными версиями типовых уставов был опубликован только в конце 2018 года.

Приказ облегчает создание ООО, а также расширяет возможности участников ООО при принятии решения в дальнейшем действовать на основании типового устава. Согласно приказу будет утверждено 36 вариантов типовых уставов ООО.

Типовые уставы различаются сочетанием условий в следующих аспектах:

  • допускается ли выход участника из общества;

  • требуется ли получение согласия участника ООО на отчуждение доли третьим лицам;

  • установлено ли преимущественное право покупки доли;

  • возможно ли отчуждение доли другим участникам без согласия остальных;

  • удостоверяет ли нотариус решение общего собрания общества и состав участников, присутствовавших при его принятии.

Кому интересно: всем физическим и юридическим лицам.

Вступает в силу: 24 июня 2019 года.

Изменены требования к обеспечению исполнения контрактов в сфере закупок

Название: Федеральный закон от 27.12.2018 № 502-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

О чём: закон вносит изменения в требования к обеспечению исполнения контрактов, заключаемых в соответствии с Законом № 44-ФЗ:

  • уточняются требования к порядку уменьшения размера обеспечения исполнения контракта. Устанавливается, что обязательными условиями для уменьшения размера обеспечения будут являться (а) отсутствие у поставщика неисполненных требований об оплате неустоек, предъявленных заказчиком, а также (б) приемка заказчиком товаров (работ, услуг) в объеме выплаченного аванса;

  • прямо предусмотрена возможность уменьшения размера обеспечения для контрактов с этапным исполнением;

  • установлен порядок уменьшения обеспечения: в случае исполнения части обязательств по поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг), завершения выполнения этапа контракта заказчик направляет информацию об этом в реестр контрактов и размер обеспечения уменьшается пропорционально стоимости исполненных обязательств. В случае если обеспечение было предоставлено в виде денежных средств, то сумма уменьшения возвращается на счет поставщика. Если же поставщиком была предоставлена банковская гарантия, то уменьшение обеспечения осуществляется путем отказа заказчика от части прав по гарантии. Датой такого отказа будет считаться дата включения информации о частичном исполнении в реестр контрактов. После этого заказчик будет вправе предъявлять требования по банковской гарантии в размере, не превышающем общего размера гарантии за вычетом суммы уменьшения;

  • предусмотрено, что в случае отзыва лицензии у банка предоставившего банковскую гарантию исполнения контракта поставщик обязан предоставить новое обеспечение не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления его заказчиком о необходимости предоставления такого обеспечения. За каждый день просрочки предоставления нового обеспечения начисляется пеня.

Кому интересно: субъектам Закона № 44-ФЗ, а также юридическим и физическим лицам, участвующим в закупках.

Опубликован/вступает в силу: Основная часть поправок вступает в силу с 1 июля 2019 года. Отдельные изменения вступили в силу 27 декабря 2018 года.

"Контрольная закупка" Центробанка: новый вид проверок

Название: Федеральный закон от 29.07.2018 № 263-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

О чем: введен новый вид проверок ЦБ РФ – контрольное мероприятие, аналог "контрольной закупки" продукции. Сотрудники ЦБ РФ будут без предварительного уведомления взаимодействовать с кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями (НФО) под видом клиентов (непосредственно или дистанционно) в следующих случаях:

  • появилось обоснованное предположение о возможности нанесения ущерба компанией своим кредиторам, вкладчикам или клиентам либо о создании угрозы их законным интересам; или

  • были выявлены признаки нарушения требований законодательства и нормативных актов ЦБ РФ, прав клиентов.

Мероприятие будет проводиться на основании решения председателя ЦБ РФ или его заместителя в присутствии двух свидетелей. По итогам мероприятия будет составлен акт, копия которого будет направлена в адрес проверенной компании в срок до 10 рабочих дней либо непосредственно после его составления в случае выявления каких-либо нарушений.

Более детальное регулирование будет установлено ЦБ РФ.

Кому интересно: кредитным организациям и НФО.

Вступил в силу: рассмотренные положения – 1 января 2019 года.

Ограничены основания для плановых проверок

Название: Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и статью 35 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении".

О чем: в 2019–2020 годах плановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства будут проводиться только в пяти случаях:

  • если плановая проверка проводится в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения компаний и предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска (классу (категории) опасности);

  • если плановая проверка проводится в отношении лиц, которые осуществляют виды деятельности, установленные Правительством России;

  • если плановая проверка проводится в отношении лиц, привлекавшихся к административной ответственности за грубые нарушения;

  • если плановая проверка проводится по лицензируемым видам деятельности; или

  • если плановая проверка проводится в рамках специально предусмотренных законом видов контроля (надзора), например пробирного надзора, надзора в области использования атомной энергии и др.

Проведение плановой проверки с нарушением указанных требований является грубым нарушением и, соответственно, влечет недействительность результатов проверки.

Кому интересно: субъектам малого предпринимательства.

Вступил в силу: 05 января 2019 года.

Ситников_Бизнес России_Обзор изменений законодательства за I квартал 2019_03.2019

Скачать файл
Файл добавлен 22.04.2019
Презентация .pdf (416 Кб)
Консультация эксперта

Подать заявку на участие

Соглашение