Пресс-центр Комментарии экспертов

17
февраля
2016

Юрист - для клиента: чётко и по делу

Источник: Юридический портал "Право.ру"


Если вы – юрист, то о вас судят в первую очередь по вашим текстам, – по крайней мере, это утверждает Брайан Гарнер, глава американской компании LawProse. Ученый посвятил множество работ "идеальной" юридической прозе. И хотя требования к ней всегда зависят от компании, клиента и целеполагания, Гарнер составил свод универсальных правил, которые помогут улучшить любой юридический текст. Редакция Право.ru выбрала девять ключевых правил и посоветовалась с российскими специалистами, как их лучше использовать.

Правило 1: Вникните в проблему клиента во всех подробностях

Иногда клиент сам не до конца понимает, чего он хочет. Поэтому ему нужно задавать грамотные вопросы, причем много вопросов. Читайте все документы по делу и выписывайте все хитросплетения. Узнайте о ситуации, с которой столкнулся клиент, все, что можно. Если вы младший специалист, которого попросили помочь, постарайтесь досконально прояснить детали дела. Ваша первостепенная обязанность – ориентироваться в вопросе лучше клиента. Пишите конкретно, а не абстрактно. Когда вы разберетесь в специфике вопроса во всех тонкостях, ваши знания приобретут дополнительную ценность, и вы сможете применять их намного точнее.

Правило 2: Помните про книги

Если вам нужно детально исследовать вопрос, не полагайтесь только на компьютер: технические возможности исследования лучше сочетать с печатными источниками, в которых вы найдёте много полезной информации.

Советы Марии Борзовой, руководителя проектов фармацевтического направления юридической фирмы VEGAS LEX:

При подготовке клиентских документов необходимо руководствоваться несколькими простыми правилами:

  1. Помните про бизнес-ориентированность ответа: немногие руководители способны оценить научный реферат, когда нужен понятный и практически-применимый совет.

  2. Каждый вывод в рамках подготовленного документа должен быть обоснован и подкреплен ссылкой на конкретную норму, судебное решение или официальное разъяснение ведомства.

  3. В юридическом анализе не должно быть логических пробелов: если закон и судебная практика не дают прямого ответа на поставленный вопрос, необходимо прямо писать об этом клиенту.

  4. Юридический анализ должен быть всесторонним и охватывать все релевантные источники.

Правило 3: Не показывайте клиенту черновики

Типичная ошибка тех, кто торопится представить результат, – показать вместо готового документа черновик. Помните, лучше немного задержаться с результатом, но выиграть в качестве. Касается это и работы с нетерпеливыми клиентами. Клиент должен быть в курсе того, как продвигается дело, но "радовать" его предварительными итогами все-таки не стоит.

Правило 4: Пишите выводы в начале и так, словно вы разъясняете их суть друзьям

Что бы вы ни писали – не забывайте о кратком изложении основных мыслей. Тезисы должны отражать основные вопросы, ответы на них и то, почему именно эти вопросы важны. Если вы пишете письмо, постарайтесь сразу же, на первой странице, изложить главное. И постарайтесь написать это так, чтобы суть изложенного поняли не только коллеги-юристы, но и ваши друзья или родственники.

Если вам надо представить результаты исследования, напишите вопрос, ответ и почему вопрос поставлен именно так. Не оставляйте выводы на конец в надежде на то, что читатель будет увлеченно пробираться сквозь дебри повествования. Впечатлить читателя обилием фактов тоже не лучшая идея – тому, кто еще не понял суть дела, они покажутся бесполезными.

Правило 5: Сделайте тезисы понятными для каждого

Недостаточно собрать воедино информацию, которую вы нашли. Все, что вы хотите сказать, должно быть предельно ясно – и не только юристу. Избегайте юридического жаргона и терминов, непонятных для человека без специальных знаний. Профессиональный сленг не поможет вам выглядеть профессиональнее. Если вам нужно описать проблему – описывайте ее краткими предложениями и постарайтесь уложиться в полстраницы. Не рассчитывайте на терпеливого и понимающего читателя.

Правило 6: Будьте уверены в своих словах – но избегайте самоуверенности

Не стоит осторожничать с выводами, лишая их конкретики: вы должны четко предположить, каким может быть исход дела, а не рассуждать, что он может быть любым. Однако и излишняя самоуверенность не красит героя: какой бы ни была ваша позиция – постарайтесь её аргументировать.

Правило 7: Выберите правильный тон – будьте нейтральны и немногословны

Некоторые юристы, особенно начинающие, стараются избегать формализмов в деловой переписке – и скатываются в другую крайность, используя слишком неформальный стиль общения. От этого стоит воздержаться: используйте в ваших электронных письмах знаки препинания и большие буквы там, где они должны быть. Ваши коллеги не станут хуже о вас думать, а остальные оценят профессионализм.

Правило 8: Правильно используйте цитаты

Правило 9: Уберите лишние предложения, перечитайте текст и уберите лишние слова. Перечитывайте написанное всегда на один раз больше, чем нужно.

Многословие не украсит ваш текст. Убирайте из него ничего не значащие обороты и повторы. То, что вы написали, всегда можно улучшить: даже если мысль о том, чтобы продолжить работу над текстом, кажется невыносимой – перечитайте его еще раз, причем вслух. Наверняка вы найдёте неточности, и будете только рады, что не пожалели времени на редактуру.

Совет Марии Борзовой, руководителя проектов фармацевтического направления юридической фирмы VEGAS LEX:

"Есть несколько устоявшихся правил юридической техники, которые необходимо соблюдать при работе над клиентским документом:"

  1. Используйте простой язык (но не слишком упрощайте текст);

  2. Используйте обычный порядок слов (так информация легче воспринимается);

  3. Используйте активный залог (так информация выглядит более конкретной);

  4. Стройте простые предложения, опускайте вводные слова, заменяйте ненужные длинные слова и выражения;

  5. Используйте утверждения, избегайте двойных отрицаний;

  6. Структурируйте текст с использованием "буллетов";

  7. Используйте одинаковые термины;

  8. Обратите внимание на единообразие формата дат и чисел в документе.

Ирина Кондратьева

Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение