Аналитика Публикации

15
августа
2023

Светлана Васильева для Коммерсантъ: Перспективы выкупа западных самолетов при дефиците времени и денег

Источник: Ежедневная общенациональная деловая газета "Коммерсантъ"


Светлана Васильева, Старший юрист Арбитражной практики

До конца сентября по меньшей мере пяти российским перевозчикам вне группы «Аэрофлот» предстоит договориться о финансировании переоформления западных самолетов на российских собственников. Это «Уральские авиалинии», S7 Airlines, чартерный iFly, «Руслайн» и еще два перевозчика, сообщивших о своих намерениях на условиях анонимности. Собеседники в двух последних компаниях закрывают сделки за счет своих средств и переоформляют несколько самолетов в свою собственность, полагая, что остаток бюджетных денег будет потрачен исключительно на «Аэрофлот».

Сам «Аэрофлот» заявлял о намерении в ближайшее время «выкупить» у иностранных собственников 47 самолетов. Национальный перевозчик смог приобрести уже 18 бортов после того, как Евросоюз разрешил своим компаниям исполнить контракты финансового лизинга, заключенные с российскими авиакомпаниями до 26 февраля 2022 года.

При финансовом лизинге, традиционно менее распространенном в авиации, самолеты всегда переходят в собственность эксплуатанта, тогда как при операционном воздушные суда (ВС) возвращаются их владельцам.

[...]

В сухом остатке

Юристы полагают, что дальнейшее развитие ситуации с точки зрения судебных споров будет в значительной степени зависеть от того, в какой мере удастся российским авиакомпаниям осуществить выкуп самолетов у зарубежных лизингодателей, а также от результатов рассмотрения иностранными судами исков лизингодателей к страховщикам.

В случае удовлетворения судами требований лизингодателей и выплаты страхового возмещения иностранные страховщики потенциально могут обратиться с суброгационными требованиями к российским авиакомпаниям как лицам, использующим воздушные суда и обязанным обеспечить их возврат по условиям договоров операционного лизинга, допускает старший юрист арбитражной практики юридической фирмы VEGAS LEX Светлана Васильева. При этом окончательный состав ответчиков будет определен страховщиками при предъявлении исков с учетом конструкции договорных отношений сторон.

Кроме того, если договориться о выкупе или страховом урегулировании транспортных средств не получится, а иностранные суды откажут лизингодателям в удовлетворении требований, те также могут инициировать судебные споры об обязании авиакомпаний возвратить воздушные суда или о взыскании убытков.

На определение подсудности соответствующих споров будет влиять содержание договоров между лизингодателем и авиакомпанией, в частности наличие в них пророгационных или арбитражных соглашений, говорит госпожа Васильева. Соответственно, потенциально данные споры могут рассматриваться как в российском, так и в иностранном государственном суде или в рамках международного коммерческого арбитража. Вместе с тем, поскольку в случае удовлетворения исковых требований решения суда будут подлежать исполнению на территории России, иностранным истцам при инициировании разбирательств необходимо будет учитывать исключительную компетенцию российских судов по спорам, основанием для которых являются санкционные ограничения (статья 248.1 АПК РФ).

Госпожа Васильева отмечает, что при рассмотрении споров российскими судами доказывание истцами обоснованности заявленных требований будет затруднено тем, что авиакомпании не смогли вернуть самолеты, действуя в соответствии с требованиями постановления правительства РФ от 19 марта 2022 года №412. То есть авиаперевозчики не нарушают российское законодательство. Между тем, учитывая, что самолеты не перешли в собственность авиакомпаний и продолжают находиться в лизинге, юрист допускает вероятность удовлетворения исковых требований. Исход спора, по ее мнению, во многом будет зависеть от компетентного суда, применимого права, предмета и оснований иска, а также представленных сторонами доказательств.

Полная версия статьи и комментарии других экспертов доступны на сайте Коммерсантъ по данной ссылке.

С перечнем услуг фирмы можно ознакомиться здесь.

Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение