Аналитика Публикации

25
октября

Ограничение акционеров в голосовании при одобрении сделки с заинтересованностью, а также при превышении акционером порога 30/50/75%

Источник: Журнал "Акционерное общество"


Никита Толкачев, Юрист Группы корпоративных проектов

Согласно статье 65.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) участники корпорации, включая акционеров, обладают базовым правом участвовать в управлении делами корпорации. Акционеры реализуют данное право через участие в общих собраниях с правом голоса по всем вопросам его компетенции согласно пункту 2 статьи 31 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее – Закон об АО).

Однако в некоторых случаях право акционера голосовать по вопросам управления в акционерном обществе может быть ограничено. Среди указанных случаев можно выделить одобрение сделок с заинтересованностью и голосование акционера, обладающего более 30% акций.

В обоих случаях правомерное ограничение прав акционеров в голосовании напрямую зависит от взаимодействия акционерного общества (далее – эмитент) и регистратора при организации и проведении общих собраний акционеров.

В рамках данной статьи термин "ограничение акционеров в голосовании" понимается расширительно и включает:

  1. ограничение акционера в праве на получение информации о сделках, что не позволяет акционеру узнать о наличии у него права требовать проведения общего собрания акционеров (далее – ОСА);

  2. ограничение акционера в праве требовать проведения ОСА, на котором акционер планирует проголосовать;

  3. различные процедурные ограничения, допускаемые эмитентом и регистратором (например, не включение в списки лиц, участвующих в проведении ОСА, отказ в регистрации на ОСА, отказ в учете голосов при определении кворума и другие).

Одобрение сделок с заинтересованностью

Саму сделку с заинтересованностью можно охарактеризовать как сделку, при совершении которой законодатель презюмирует наличие конфликта интересов между менеджментом эмитента и его акционерами или между самими акционерами (например, мажоритарного и миноритарного акционера).

Для преодоления конфликта интересов законодатель предусмотрел в главе XI Закона об АО специальную процедуру, подразумевающую участие лица, признаваемого заинтересованным (далее – заинтересованное лицо), эмитента, акционеров эмитента и регистратора.

Кратко процедуру совершения сделки с заинтересованностью можно разбить на следующие этапы:

  1. определение заинтересованным лицом сделок, связанных с предполагаемой сделкой с заинтересованностью;

  2. квалификация заинтересованным лицом взаимосвязанных сделок как сделок с заинтересованность;

  3. уведомление эмитента заинтересованным лицом о признаках возможной заинтересованности в совершении эмитентом сделок по форме, установленной Банком России[1];

  4. доведение эмитентом информации из уведомления заинтересованного лица до сведения совета директоров, ревизионной комиссии, а также аудитора общества по его требованию;

  5. организация и проведение ОСА для одобрения сделки с заинтересованностью[2];

  6. оформление решения о согласии на совершении сделки с заинтересованностью.

Рассмотрим более подробно этапы, на которых требуется взаимодействие акционеров, эмитента и регистратора. Очевидно, что осуществление этапов 1, 2 и 3 является исключительно обязанностью заинтересованного лица. Соответственно, эмитент, регистратор и акционеры вовлекаются в процедуру одобрения сделки с заинтересованностью на этапах 4, 5 и 6.

Этап 4. Доведение информации до акционеров эмитента

На данном этапе происходит раскрытие заинтересованным лицом информации о признаках заинтересованности. Данная информация является существенной для последующего ограничения прав заинтересованного акционера при голосовании на этапе 5. При этом, раскрытие информации о заинтересованности является для незаинтересованного акционера основанием потребовать проведения внеочередного ОСА. Ограничение прав незаинтересованных акционеров на данном этапе будет рассмотрено ниже.

Этап 4 начинается с получения эмитентом от заинтересованного лица уведомления о признаках возможной заинтересованности (далее – Уведомление). Уведомление включает всю существенную информацию о сделке:

  1. о лице, являющемся стороной, выгодоприобретателем;

  2. о заинтересованном лице и основаниях его заинтересованности;

  3. о цене и предмете сделки;

  4. об иных существенных условиях сделки и о порядке их определения.

Данную информацию эмитент раскрывает совету директоров и ревизионной комиссии. В связи с этим, на практике возникают следующие вопросы.

  • Должен ли эмитент проверить информацию, содержащуюся в Уведомлении?
Законодательство не предусматривает для эмитента такой обязанности. Эмитент на данном этапе выполняет только техническую функцию передачи полученной информации о сделках, имеющих признаки заинтересованности. Данный подход представляется логичным, потому что эмитент не во всех случаях осведомлен о наличии заинтересованности при заключении сделки, поэтому добросовестное раскрытие данной информации является обязанностью заинтересованного лица.

  • Должен ли эмитент довести информацию о сделке с заинтересованностью до акционеров?
Согласно Закону об АО у эмитента отсутствует обязанность раскрывать информацию незаинтересованным акционерам. Однако эмитент обязан информировать незаинтересованных акционеров, если в акционерном обществе отсутствует совет директоров, или все его члены заинтересованы в сделке, или если уставом эмитента предусмотрено обязательное извещение незаинтересованных акционеров. На практике уставы эмитентов не предусматривают обязательное извещение незаинтересованных акционеров.   

Если же обязательное извещение предусмотрено, то оно осуществляется в порядке уведомления об ОСА, указанном в уставе эмитента[3].

  • Может ли акционер запросить информацию о сделках с заинтересованностью?

При подготовке годового ОСА публичного общества лицам, имеющим право на участие в годовом ОСА, должен быть предоставлен отчет о заключенных эмитентом в отчетном году сделках с заинтересованностью. Данное правило не распространяется на непубличные акционерные общества. Таким образом, учитывая все законодательные ограничения, указанные выше, незаинтересованные акционеры непубличного акционерного общества на практике имеют крайне ограниченный доступ к информации о планируемых или уже совершенных сделках с заинтересованностью.

Однако если незаинтересованный акционер все же узнал о сделке с заинтересованностью, то он может обратиться к обществу с требованием предоставить информацию о сделке. Эмитенту необходимо обратить внимание, что информация раскрывается при получении такого требования только если: а) сделка с заинтересованностью уже совершена, б) согласие на совершение сделки не получено[4] и в) акционер владеет не менее чем 1% голосующих акций эмитента. При соблюдении всех указанных условий отказ в предоставлении информации эмитентом недопустим[5].

Этап 5. Организация и проведение ОСА

На этапе 5 ограничение права голоса заинтересованного акционера состоит в отсутствии у него права голосовать по вопросу совершения сделки, в которой он заинтересован. При этом в голосовании также не имеют право участвовать незаинтересованные акционеры, которые находятся под контролем заинтересованного акционера (подконтрольные организации).

Право заинтересованного акционера на голосование может быть ограничено как в момент подготовки к проведению ОСА, так и непосредственно при проведении ОСА.

Следует учитывать, что согласно Закону об АО требование о проведении ОСА по вопросу согласия на совершение сделки с заинтересованностью может быть направлено в любой момент. В частности, требование может быть заявлено до направления эмитентом извещения о совершении сделки или даже после совершения сделки[6].

На наш взгляд, эмитенту необходимо обратить внимание, что с практической точки зрения, отсутствие в Законе об АО установленного срока, текущего с момента извещения заинтересованного акционера эмитентом до момента предъявления акционером требования о проведении ОСА, создает риски. Так, например, незаинтересованный акционер может потребовать проведения ОСА, когда сделка с заинтересованностью будет заключена и, возможно даже, исполнена.

С технической точки зрения, на этапе организации и проведения ОСА возникают следующие вопросы:

  • Какие условия должны быть соблюдены, чтобы у эмитента возникла обязанность организовать проведение ОСА по требованию незаинтересованного акционера?

Для возникновения у эмитента соответствующей обязанности незаинтересованный акционер должен потребовать проведения ОСА. При этом, для заявления такого требования акционер должен обладать не менее чем 1% голосующих акций эмитента[7].

Указанное требование акционера поступает в совет директоров эмитента или иному лицу (органу), к компетенции которого уставом отнесено решение вопроса о проведении ОСА. Согласно статье 55 Закона об АО совет директоров (или компетентное лицо), в частности, уполномочен отказать в созыве внеочередного ОСА, если: а) нарушен порядок предъявления требования акционером; б) акционер не является владельцем 10% голосующих акций эмитента (пункт 1 статьи 55 Закона об АО).

Таким образом, Закон об АО устанавливает два разных порога владения голосующими акциями эмитента для предъявления требования о созыве внеочередного ОСА: специальный в размере 1% и общий в размере 10%.

В данной ситуации эмитенту рекомендуется руководствоваться специальным порогом, предусмотренным для сделок с заинтересованностью, и квалифицировать требование акционера, владеющего 1% голосующих акций эмитента как надлежащее и обязывающее к проведению внеочередного ОСА.

  • Как заинтересованность акционера ограничивает его право участвовать в общем ОСА?

При подготовке к проведению ОСА право акционера голосовать может быть ограничено при составлении списка лиц, имеющих право участвовать в ОСА. При этом эмитенту и регистратору необходимо обратить внимание, что заинтересованные акционеры (владельцы обыкновенных акций) по общему правилу не могут быть исключены из списка лиц, имеющих право на участие в ОСА, и таким образом ограничены в праве на участие в ОСА[8].

  • Как происходит взаимодействие эмитента и регистратора при организации проведения ОСА по поводу одобрения сделки с заинтересованностью?

В момент проведения ОСА ключевая роль в реализации ограничений на голосование в акционерном обществе принадлежит счетной комиссии, функции которой на практике осуществляет регистратор, ведущий реестр акционеров данного эмитента. В обязанности счетной комиссии в том числе входит: а) проверка полномочий и регистрация лиц, участвующих в ОСА; б) определение кворума ОСА, в) разъяснение вопросов, возникающих при реализации акционерами (их представителями) права голоса на ОСА; г) разъяснение порядка голосования; д) обеспечение установленного порядка голосования и прав акционеров; е) подсчет голосов и подведение итогов голосования, составление протокола об итогах голосования, передача в архив бюллетеней для голосования[9].

Должное осуществление регистратором указанных выше функций при одобрении сделок с заинтересованностью на ОСА невозможно без взаимодействия с эмитентом. Следует отметить, что процедура такого взаимодействия законодательством Российской Федерации на данный момент не установлена. Однако эмитент и регистратор могут установить механизм подобного взаимодействия при заключении договора об осуществлении регистратором функций счетной комиссии при проведении ОСА.

Указанный договор может, например, содержать формы уведомления эмитентом регистратора о наличии ограничений при голосовании по вопросам одобрения сделок с заинтересованностью или установить обязанность эмитента раскрыть информацию о заинтересованности, полученную от заинтересованных лиц, не позднее определенного срока до начала ОСА. Примеры реализации данных решений можно найти на веб-сайтах компаний "ПЦРК"[10], "Регистратор Р.О.С.Т."[11] и "Независимая регистраторская компания"[12].

  • Должен ли эмитент сообщить регистратору о заинтересованных лицах и в какой форме? Каковы процедурные аспекты ограничений прав заинтересованных акционеров при голосовании на ОСА?

Неурегулированность в законодательстве вопроса о взаимодействии регистратора и эмитента содержит и иные риски. Так, логичным является вопрос, обязан ли регистратор, выполняющий функции счетной комиссии на ОСА, по своей инициативе ограничивать права заинтересованных акционеров на голосование, если обстоятельства, препятствующие голосованию, очевидны, и эмитент должным образом о них не сообщил. К сожалению, практика арбитражных судов также не дает ответа на данный вопрос. При возникновении подобных ситуаций допустимо рекомендовать регистратору незамедлительно сообщать эмитенту о возникновении рассмотренных обстоятельств, не предпринимая при этом никаких действий до получения ответа от эмитента. Кроме того, механизм осуществления подобных сообщений может быть урегулирован в договоре между эмитентом и регистратором на выполнение последним функций счетной комиссии.

В начале проведения ОСА по вопросу одобрения сделки с заинтересованностью регистратору необходимо обратить внимание на два аспекта: а) заинтересованному акционеру не может быть отказано в регистрации в качестве участника ОСА; и б) при определении кворума не учитываются голоса заинтересованных акционеров, принимающих участие в ОСА.

Непосредственно в момент принятия решения и при подсчете голосов регистратору необходимо учитывать, что для принятия решения об одобрении сделки с заинтересованностью необходимо, чтобы "ЗА" было отдано более 50% голосов акционеров, не заинтересованных в сделке[13]. При этом, подконтрольные заинтересованным лицам организации не вправе принимать участие в голосовании[14].

Этап 6. Оформление решения о согласии на совершение сделки с заинтересованностью

На данном этапе ограничение прав акционеров в голосовании возможно в случае ошибок при подсчете голосов счетной комиссией и при последующем отражении неверных результатов в протоколе ОСА и в отчете об итогах голосования.

При оформлении указанных документов эмитенту и регистратору следует обратить внимание на подзаконное регулирование[15]. Так, если в повестку дня ОСА включен вопрос об одобрении сделки с заинтересованностью в протокол ОСА, протокол счетной комиссии об итогах голосования на ОСА и в отчет об итогах голосования на ОСА, рекомендуется указать:

  • число голосов, которыми по указанному вопросу обладали все лица, включенные в список лиц, имеющих право на участие в ОСА, не заинтересованные в совершении обществом сделки;

  • число голосов, приходившихся на голосующие акции общества, владельцами которых являлись лица, не заинтересованные в совершении обществом сделки, определенное с учетом особенностей определения кворума по сделкам с заинтересованностью;

  • число голосов, которыми по указанному вопросу обладали лица, не заинтересованные в совершении обществом сделки, принявшие участие в ОСА;

  • число голосов, отданных по указанному вопросу за каждый из вариантов голосования ("ЗА", "ПРОТИВ" и "ВОЗДЕРЖАЛСЯ").

Приобретение акционером более 30 % акций публичного акционерного общества

Вопрос ограничения права голоса акционеров, владеющих более 30% акций публичного акционерного общества, с точки зрения взаимодействия регистратора и эмитента проще, чем при одобрении сделок с заинтересованностью. На практике возникают следующие вопросы:

  • Как регистратору получить информацию от эмитента об акционерах, владеющих более 30% акций публичного общества?

Взаимодействие регистратора и эмитента по данному вопросу аналогично взаимодействию при одобрении сделок с заинтересованностью. Аналогичные документы можно найти на веб-сайтах компаний "ПЦРК"[16], "Регистратор Р.О.С.Т."[17] и "Независимая регистраторская компания"[18].

  • Как ограничивается право голоса акционера, владеющего более 30% акций публичного акционерного общества? Каковы особенности определения кворума при участии в ОСА лица, владеющего более 30% акций публичного акционерного общества?

В соответствии с пунктом 1 статьи 84.2 Закона об АО лицо, которое приобрело более 30 % акций публичного общества (далее – порог корпоративного контроля), с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней обязано направить акционерам – владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (далее – обязательное предложение).

В качестве правового последствия неисполнения указанной обязанности лицом, которое приобрело более 30% акций публичного общества, закон предусматривает ограничение количества акций, которыми такое лицо и его аффилированные лица вправе голосовать до даты направления обязательного предложения[19].

Эмитенту и регистратору необходимо учитывать, что требования в отношении покупки более 30% акций публичного общества также распространяются на приобретение акций публичного общества, в пределах порогов корпоративного контроля, превышающих 50% и 75% акций.

Поскольку законодательно установлены несколько порогов корпоративного контроля, то возникает вопрос: как первый порог корпоративного контроля (более 30%) соотносится с последующими (более 50%, 75%)?

Cогласно судебной практике, имеет значение какой порог корпоративного контроля был преодолен первым по времени[20]. Так, если лицо впервые приобрело 35% голосующих акций, то до направления обязательного предложения оно может голосовать 30%, а 5% не участвуют ни в кворуме[21], ни при подсчете голосов. Если акционеру ранее принадлежало 40% голосующих акций, а он дополнительно приобретает еще 20% или 40%, то голосующими являются 50%, а 10 % или 30% не учитываются до направления обязательного предложения. Если акционеру принадлежит 65% и он докупает 20%, то голосующими будут являться только 75%. При этом, если акционер впервые превысит любой из обозначенных порогов и не направит обязательное предложение, то голосующими будут являться только 30%[22]. Указанные подходы эмитенту и регистратору необходимо учитывать при проведении ОСА и при подведении итогов голосования.

Кроме того, при проведении ОСА эмитенту и регистратору необходимо учитывать особенности, предусмотренные пунктами 5 и 6 статьи 32.1 Закона об АО. Так, если лицо совместно со своими аффилированными лицами прямо либо косвенно приобрело в соответствии с акционерным соглашением право определять порядок голосования на ОСА по акциям публичного общества в размере более чем 5%, 10%, 15%, 20%, 25%, 30%, 50% или 75% голосов по обыкновенным акциям публичного общества, то его право голоса на ОСА будет ограничено, если акционер в установленном законом порядке не уведомит общество.

В противном случае до даты направления такого уведомления акционер будет иметь право голоса только по акциям, количество которых не превышает количество акций, принадлежавших ему до возникновения у него обязанности направить такое уведомление. При этом, Законом об АО предусмотрены особенности определения кворума в данной ситуации. Так в отличие от владения акциями, которые при превышении порога корпоративного контроля и до направления обязательного предложения не учитываются при определении кворума, при "контроле" акций через акционерное соглашение все "подконтрольные" акции наоборот учитываются при определении кворума ОСА.




[1] Указание Банка России от 03.04.2017 № 4338-У "О требованиях к порядку направления и форме уведомлений лиц, которые могут быть признаны заинтересованными в совершении акционерным обществом сделок"

[2] Следует оговориться, что компетенция ОСА в части принятия решения об одобрении сделок с заинтересованностью существенно ограничена Законом об АО и сводится к следующим ситуациям: (i) если стоимость предмета сделки более 10% балансовой стоимости активов общества; (ii) если сделка является реализацией обыкновенных (или привилегированных) акций, составляющих более 2% обыкновенных или привилегированных акций, ранее размещенных обществом (или ценных бумаг, конвертируемых в акции). В большинстве случаев решение принимается советом директоров

[3] Пункт 1.2 статьи 52 Закона об АО

[4] Судебная практика приравнивает к отсутствию согласия на совершение сделки с заинтересованностью случаи отсутствия требования о проведении ОСА по вопросу одобрения сделки с заинтересованностью (или отказ в его проведении) при условии направления акционерам общества извещения о такой сделке (пункт 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 27 "Об оспаривании крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность")

[5] На недопустимость отказа в предоставлении информации обращает внимание Банк России в размещенном на официальном сайте перечне нарушений требований законодательства Российской Федерации в части корпоративного управления (пункт 3) https://www.cbr.ru/finmarket/issue/list_detected_violations/list_violations_requirements/

[6] Пункт 1 статьи 83 Закона об АО, пункт 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 27

[7] Абзац 2 пункта 1 статьи 83 Закона об АО

[8] Закон об АО устанавливает иные основания для ограничения права акционеров на голосование на ОСА. Полный список лиц, имеющих право на участие в общем собрании содержится в пунктах 2.11 и 4.1 Приказа ФСФР России от 2.02.2012 № 12-6/пз-н "Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров"

[9] пункт 4 статьи 56 Закона об АО

[10] Заявление на участие регистратора в ОСА http://www.pcrc.spb.ru/?page_id=1211

[11] Письмо "О наличии ограничений при голосовании по вопросам об одобрении сделок" http://www.rrost.ru/ru/emitent/important-info/doc/

[12] Письмо об особенностях голосования с печатью и подписью генерального директора http://nrcreg.ru/registrarservices/issuers/default.aspx?currSection=19&CatalogItemId=10

[13] Пункты 2 и 4 статьи 83 Закона об АО

[14] Пункт 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 27

[15] Пункт 4.35 Приказа ФСФР России от 2.02.2012 № 12-6/пз-н "Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров"

[16] Заявление на участие регистратора в ОСА http://www.pcrc.spb.ru/?page_id=1211

[17] Письмо "О наличии ограничений при голосовании по вопросам об одобрении сделок" http://www.rrost.ru/ru/emitent/important-info/doc/

[18] Письмо об особенностях голосования с печатью и подписью генерального директора http://nrcreg.ru/registrarservices/issuers/default.aspx?currSection=19&CatalogItemId=10

[19] Пункт 6 статьи 84.2 Закона об АО

[20] Постановления ФАС Центрального округа от 14.09.2015 по делу № А14-12224/2014; ФАС Уральского округа от 03.04.2014 по делу № А07-11919/2013 и Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2013 по тому же делу

[21] пункт 4.20 Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденного Приказом ФСФР России от 02.02.2012 № 12-6/пз-н.

[22] Постановление ФАС Московского округа от 20.05.2011 по делу № А40-79121/10-144-441

Связанные услуги

Связанные направления

Толкачев_Акционерное общество_Ограничение акционеров

Скачать файл
Файл добавлен 26.10.2018
Презентация .pdf (427 Кб)
Консультация эксперта

Подать заявку на участие

Соглашение