Аналитика Публикации

24
июня
2022

Анастасия Каюкова для CRE Retail о новом законе о легализации параллельного импорта в России

Источник: Журнал "Commercial Real Estate"


Анастасия Каюкова, Руководитель проектов Антимонопольной и регуляторной практики

Госдума РФ приняла, а Совет федерации одобрил закон о легализации параллельного импорта в России, инициированный правительством РФ и ограждающий российские компании, ввозящие товары без разрешения правообладателя, от возможной гражданской, административной и уголовной ответственности. Нарушением теперь не будет использование результатов интеллектуальной деятельности, выраженных в товарах, а также средств индивидуализации, которыми такие товары маркированы. По данным Центра стратегических разработок, прогнозируемый ежегодный объем параллельного импорта в РФ составит 100−120 млрд дол.

Больше всего, по данным рейтингового агентства НКР (входит в группу РБК), из-за санкционных кризисов пострадают авиаперевозки, черная металлургия и телекоммуникации. Незаметнее ограничения пройдут для пищевой и нефтегазовой промышленности, а также сельского хозяйства и цветной металлургии.

С начала же работы механизма параллельного импорта в Россию уже поставлено продукции примерно на 2 млрд дол. по 130 позициям, подсчитывает глава Минпромторга РФ Денис Мантуров. "В основном – запчасти для автомобилей, потребительская продукция, которая поступает в магазины, и в том числе критический импорт – те компоненты, запчасти, материалы, которые наши зарубежные коллеги отказались поставлять напрямую", – уточнил министр. По данным Росаккредитации, продукцию 75 товарных групп (пока это преимущественно – все те же электроника, бытовая техника и автозапчасти) из Германии, Италии, Японии, Китая, Южной Кореи и других стран, ввезенную в рамках "параллельного импорта", уже начали сертифицировать. На днях первыми товарами, полученными в результате запуска системы, начали официально торговать крупнейшие маркетплейсы.

При этом в Минпромторге уже к осени допускают разворот от "распахнутого настежь" рынка к заградительным пошлинам – по мере появления отечественных аналогов. Протекционизм, впрочем, не будет тотальным, уточняют в ведомстве. Но, по словам первого заместителя главы Минпромторга РФ Василия Осьмакова, к сентябрю страна будет "совершать разворот" от тотального открытия всего – обнуления пошлин, параллельного импорта – к сегментированному закрытию и введению заградительных мер против "недружественных" стран по ряду позиций, где будет происходить эта самая новая индустриализация. "Потому что пройти по этой грани и не свалиться в такой базар-вокзал а-ля девяностые – наша задача, – пояснил журналистам г-н Осьмаков. – Когда мы с вами вводим параллельный импорт и облегчаем все, что только можно облегчить, мы тем самым создаем условия для "посерения" рынка, создаем условия для того, чтобы иностранный поставщик, более конкурентоспособный, мог убить нашего МСП-шника, наше предприятие. Пройдя этап стабилизации ситуации, пройдя этап борьбы за полку – полка не пуста, дороже, но не пустая, были некоторые опасения, – пройдя этот этап, мы должны, безусловно, перейти к этапу создания новой структуры экономики, новой логики развития экономики, в том числе промышленного сектора, а это, безусловно, подразумевает и протекционизм, разумный сбалансированный протекционизм".

Тотальная экономическая изоляция – это вообще безумно дорого и "история про постепенную деградацию экономики", резюмируют в Минпромторге: России нужно найти баланс между протекционизмом и созданием конкурентных условий. Протекционистская политика государства "никуда не девалась", успокаивают чиновники: сохраняются, в частности, квотирование закупок и др. Параллельный импорт должен решить проблему дефицита товаров на российском рынке, поддерживает Дмитрий Сидоренков, начальник управления внешних связей Межрегиональной ассоциации курьерских служб. По заявлению Д. Мантурова, наибольшую часть товаров, ввезенных по процедуре параллельного импорта, составили комплектующие для машин, которые почти невозможно было купить после начала санкций, напоминает эксперт.

Правда, европейские компании, опасаясь санкций, могут ввести косвенные ограничения на экспорт, прогнозирует Дмитрий Сидоренков. Необходимо решить и вопрос сертификации: импорт будет реализовываться по действующим сертификатам или придется оформлять новые.

"Из преимуществ можно выделить появление свободной конкуренции между импортерами, и этим смогут заниматься также локальные предприниматели и оптовые фирмы, -констатирует Евгения Хакбердиева, региональный директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Russia. – В том числе на рынке возрастет число новых дистрибьюторов и ресейлеров, что приведет к более гибкому ценообразованию. Расширится и ассортимент товаров, который ранее был ограничен из-за правообладателей, а цены на продукцию в некоторых случаях могут снизиться из-за переизбытка количества. Затем – поставки могут проходить через "третьи" страны, которые также были ограничены".

Елена Парамонова, директор департамента таможенного оформления FM Logistic в России:

Как и для любого другого законодательного акта, способы реализации будут формироваться в процессе фактической работы. Будут разные подходы, пока не систематизируется полностью однозначный принцип оформления такого импорта. Со временем все процессы встанут на рельсы, и в итоге стабилизируется система таможенного оформления и таможенного же контроля.

В связи со снятием ограничений в части получения разрешений от правообладателя или его уполномоченного лица появится большое количество новых игроков на рынке, в том числе мелких. Раньше правообладатель регулировал по своему усмотрению и импортеров, которые имеют право ввозить тот или иной товар, и ассортимент товара, а также ценовую политику, но теперь такой возможности у некоторых правообладателей не будет.

Риск ввоза подделок, безусловно, есть, но я думаю, что таможенные органы смогут найти инструменты для контроля и недопущения ввоза контрафакта/подделок в страну. Фактический и документальный таможенный контроль никто не отменял. Также правообладатель может самостоятельно отслеживать и бороться с контрафактом, эти права также никто не забирал. И не стоит отказываться от идеи маркировки параллельного импорта: это решение может снизить риск и количество ввоза подделок.

Что касается возможного "прямого" возвращения брендов, то это хороший вопрос, но – кто сейчас может сказать, что вообще будет? В свое время наше государство максимально обезопасило правообладателей от возможного несанкционированного ввоза товара. Таможенные органы контролировали ввоз позиций, зарегистрированных в реестре ТЗ, путем отслеживания уполномоченных на ввоз импортеров и блокировки таможенного оформления поставок без разрешения правообладателя. Сейчас же снятие такого контроля обеспечивает поступление определенных видов товаров на российский рынок. Когда ушедшие и приостановившие деятельность правообладатели захотят вернуться, думаю, им дадут возможность войти в список исключений по параллельному импорту. Однако повторюсь: сейчас вообще не приходится прогнозировать отдаленную перспективу, а нужно решать имеющиеся проблемы в логистике, доставках, закупках и многих других моментах. Мы начинаем жить и работать по-новому, находить новые возможности и пути реализации.

Фактически возможность параллельного импорта в отношении определенных товаров (групп товаров) была введена 29 марта 2022 г. постановлением Правительства № 506, однако ряд вопросов в момент принятия оставались нерешенными, напоминает Анастасия Каюкова, старший юрист антимонопольной практики VEGAS LEX. В связи с этим впоследствии концепция дорабатывалась, и был разработан законопроект N 127049-8 "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части использования результатов интеллектуальной деятельности)", предусматривающий ограничение ответственности импортеров. Таким образом, вопрос ограничения ответственности соответствует общей концепции параллельного импорта и принят, по большому счету, в ее развитие.

Оценить с точки зрения практических последствий, каким образом будет работать как сам механизм параллельного импорта, так и принятый законопроект об ограничении ответственности импортеров, пока достаточно сложно. Да, параллельный импорт – очевидно необходимая мера, но, по словам Анастасии Каюковой, достаточно сложными становятся вопросы сугубо практического характера. Например, механика гарантийного и сервисного обслуживания товаров, ввезенных без согласия правообладателя, вопрос проверки качества ввозимой продукции и недопущения распространения контрафактной продукции. Важной задачей представляется также поиск компромиссного решения для соблюдения того же баланса законных интересов непосредственно правообладателей. Все это еще предстоит решить в рамках детализации концепции параллельного импорта.

С полной версией статьи Вы можете ознакомиться на сайте CRE.ru.

С перечнем услуг фирмы можно ознакомиться тут.


  

Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение