Аналитика Публикации

17
января
2014

Держатели карт под защитой

Источник: Газета "ЭЖ-Юрист"


Максим Григорьев, Партнер, управляющий Южной дирекцией, руководитель специальных проектов

1 января 2014 года вступили в силу положения статьи 9 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее – «Закон») о порядке использования электронных средств платежа. Нормы этой статьи направлены на повышение правовой защищенности потребителей финансовых услуг.

Электронное средство платежа – это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации,  в том числе платежных карт, а также иных технических устройств (пункт 19 статьи 3 Закона).

Закон предусматривает  обязанность банков информировать клиентов о каждой совершенной с использованием электронного средства платежа операции (часть 4 статьи 9 Закона). При этом нормативно (даже диспозитивно) не конкретизированы способ и сроки направления таких уведомлений. Это будет определяться в порядке, установленном договором между банком и клиентом, на что (несмотря на наличие соответствующего положения в самом Законе) отдельно указал Банк России в своей информации от 25.12.2013 «О требованиях статьи 9 Федерального закона «О национальной платежной системе».

В случае неисполнения указанной обязанности по информированию о совершенных операциях для банка наступают негативные последствия.

Так, если кредитная организация не известит клиента о совершенной с использованием карты операции, ее обязанность по возмещению ущерба становится безусловной, в связи с чем она уже не сможет сослаться на нарушение клиентом конфиденциальности PIN-кода или сведений о «банковской» карте (часть 13 статьи 9 Закона).


Разъяснения касательно применения статьи 9 Закона также содержатся в информации Банка России «Ответы на вопросы, связанные с применением отдельных норм Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» и письме Банка России от 14.12. 2012 № 172-T «О рекомендациях по вопросам применения статьи 9 Федерального закона «О национальной системе».

Согласно названным разъяснениям  регулятора в договоре с клиентом может быть предусмотрена возможность приостановления или прекращения использования электронного средства платежа по инициативе оператора по переводу денежных средств, если у данного оператора возникают подозрения на осуществление мошеннических действий третьих лиц.

Часть 15 статьи 9 Закона устанавливает дополнительные гарантии для клиентов – физических лиц. Она предусматривает  обязанность банка возместить суммы, перечисленные со счета гражданина в результате не санкционированной им операции. Банк может быть освобожден от возмещения указанных сумм только в том случае, если докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, в результате чего прошла операция без согласия последнего. По сути, это правило закрепляет презумпцию невиновности клиентов – физических лиц.

Банк России отметил, что такое распределение рисков в отношениях между банком и клиентами – гражданами соответствует мировой практике регулирования рынка платежных услуг.

Вместе с тем описанное правило имеет существенные недочеты и «узкие места» с точки зрения юридической техники. Так, не определены временные рамки возврата средств клиенту-гражданину, в связи с чем непонятно сколько потребуется ждать компенсации и с какого момента можно будет на невозвращенные банком средства начислять проценты за пользование чужими денежными средствами по статье 395 ГК РФ. Возможно, выходом из ситуации будет применение по аналогии закона норм пункта 2 статьи 314 ГК РФ о разумном сроке.

Кроме того, на оспаривание несанкционированных операций отведены всего сутки после получения клиентом уведомления от банка о такой операции. Непонятны последствия истечения этого срока: может ли клиент все-таки потребовать компенсации, ссылаясь на объективную невозможность, существенную затруднительность соблюсти этот срок и сообщить надлежащим образом своему банку о несогласии с несанкционированной операцией либо этот срок в любом случае (безусловно и безоговорочно) погашает его право на возмещение своих денег. При этом следует учитывать, что несогласие клиента с транзакцией должно быть направлено «в предусмотренной договором форме». Поскольку такие договоры являются, как правило, договорами присоединения и клиенты практически не участвуют в их формировании и изменении, то гипотетически возможны ситуации, когда в них будут содержаться «неклиентоориентированные» (некомфортные клиенту) условия в этой части, чтобы банки могли максимально минимизировать свои риски.

Кстати, от финансового делового сообщества были предложения по установлению большего срока на оспаривание «неугодных» клиенту операций (10 дней) с закреплением 30-дневного (60-дневного для трансграничных транзакций) срока на соответствующую компенсацию. Однако наряду с этим лоббировалась норма о том, что ответственность за регулярную проверку счета перекладывалась на клиентов-держателей карт.

Эти предложения были отвергнуты, в связи с чем статья 9 Закона выглядит незаконченной. Она лишь предусматривает предельный срок для рассмотрения заявления клиента, в том числе при возникновении спора – не более 30 дней для отечественных и 60 дней для зарубежных операций (пункт 8 статьи 9 Закона).

В связи с изложенным представляется, что в «начале пути» правила презумпции невиновности граждан-держателей карт банки будут стремиться максимально отдалить дату компенсации, выворачивая эту презумпцию наизнанку, и вступать со своими клиентами, попытавшимися воспользоваться новеллой, в судебные споры по взысканию причитающихся им сумм.


VEGAS LEX_Григорьев_эж-Юрист_01.2014

Скачать файл
Файл добавлен 15.07.2016
Презентация .pdf (259 Кб)

Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение