Аналитика Публикации

18
сентября
2013

Законное дело

Источник: Журнал "Реальный бизнес" Ростов


Максим Григорьев, Партнер, управляющий Южной дирекцией, руководитель специальных проектов

За 9 месяцев 2013 года в законодательстве Российской Федерации появилось немало изменений, непосредственно влияющих на бизнес. И хотя сейчас их последствия не очевидны, со временем их придется принять. Так что подготовиться лучше заранее. Журнал «Реальный бизнес» совместно с юридической фирмой VEGAS LEX составили рейтинг самых важных законодательных актов, принятых в этом году.

Ряд федеральных законов о внесении существенных изменений в часть первую ГК РФ

Изменения касаются основных начал принципов гражданского законодательства. Речь идет о расширении понятия злоупотребления правом и его последствий, признания сделок недействительными, исчисления сроков исковой давности, объектов гражданских прав, положений о вещных и обязательственных правах. Поскольку большинство изменений вступят в силу только осенью, существенного влияния на бизнес они пока не оказали. Однако в ближайшем будущем последствия станут весьма ощутимы. Некоторым компаниям придется заняться кардинальной перестройкой своей хозяйственной деятельности (в частности, в области недвижимости и ценных бумаг), договорной и судебной работы.

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ № 44)

ФЗ № 44 полностью заменит Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов для государственных и муниципальных нужд», концептуально изменив систему государственного и муниципального заказа. Поскольку он вступает в силу с 1 января 2014 года, то основные последствия его принятия возникнут именно в этот период.

Новый закон предусматривает дополнительную преференцию малому бизнесу: квоту в размере 15% на государственную и муниципальную закупки у представителей малого бизнеса с начальной ценой лота не более 20 млн руб. Кроме того, он содержит положение об обязательном размещении в Единой информационной системе информации о плане закупок, что позволит малому и среднему бизнесу более эффективно участвовать в тендерах.

В качестве основных нововведений можно выделить также введение общественного контроля, расширение перечня возможных конкурентных процедур, обязанность их участников при снижении начальной цены больше чем на 25% обосновать его, введение процедур изменения и расторжения контрактов, введение качественного аудита и становление системы управления контрактной системой и некоторые другие. Положительным новшеством также является появление двухэтапных конкурсов, предусматривающих соревнование на первом этапе по качеству закупаемого продукта, а на втором – по цене.

Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – ФЗ № 153)

ФЗ № 153 с 1 января 2014 года вводит обязательный досудебный порядок обжалования любых ненормативных актов налоговых органов, а также действий их должностных лиц. Из этого правила будет два исключения. Во-первых, ненормативные акты, принятые по итогам рассмотрения жалоб, в том числе апелляционных, могут быть обжалованы как в вышестоящем налоговом органе, так и в суде. А, во-вторых, ненормативные акты ФНС России и действия ее должностных лиц могут быть обжалованы сразу в суде.

Согласно действующей редакции НК РФ, налогоплательщики самостоятельно определяют, в каком порядке обжаловать решения налоговых органов – в административном или судебном. При этом, как правило, они обращаются в суд в случаях, когда из сложившейся практики очевидно, что решение по результатам административного обжалования актов налоговых органов будет принято не в их пользу и обжалование в административном порядке приведет к лишней трате времени.

Новый закон может привести к затягиванию разрешения налоговых споров на первом этапе (до 1 года) и оптимизации их разрешения в административном порядке без судебного вмешательства на втором. При условии если ФНС «отстроит» грамотную систему разрешения таких споров по уже имеющейся обширной судебной практике и будет такую систему поддерживать и развивать.

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства» (далее – ФЗ № 144)

Федеральный закон от 07.05.2013 № 78-ФЗ «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 78)ФЗ № 144 устанавливает новый льготный порядок приватизации недвижимого имущества субъектами малого и среднего предпринимательства. Здесь упразднено положение о максимальном размере площади арендуемого помещения в целях реализации преимущественного права выкупа; изменены требования к продолжительности срока аренды недвижимого имущества, которое можно будет выкупить в льготном порядке. Новеллами данное право предоставляется, если это имущество непрерывно арендуется не менее двух лет по состоянию на 1 июля 2013 года. Теперь те субъекты малого и среднего предпринимательства, которым до вступления в силу ФЗ № 144 было отказано в выкупе арендуемых помещений из-за ограничения площади или из-за недостаточной продолжительности срока аренды, получили право подавать повторное заявление о приобретении имущества. Кроме того, закреплена максимальная длительность рассрочки оплаты стоимости имущества, приобретаемого на льготных условиях, – три года. Этот срок будет применяться по умолчанию, если иное не будет определено законами субъектов РФ.

Также ФЗ № 144 установил дополнительные преференции для субъектов малого и среднего предпринимательства помимо льготного порядка приватизации арендуемого имущества. Например, для малого бизнеса предусматривается не только упрощенный способ ведения бухгалтерского учета, что было и ранее для отдельных видов деятельности, но и упрощенный порядок ведения кассовых операций.

Федеральный закон от 07.05.2013 № 78-ФЗ «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 78)

Самым значимым достижением в работе федерального омбудсмена за прошедший период 2013 года считается объявление «экономической» амнистии, правда, в весьма усеченном виде. В целом можно сказать, что влияние, которое было оказано Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей на бизнес-процессы и предпринимательский климат в России, оказалось не очень существенным. Одна из причин такой ситуации – недостаточность его полномочий и практически отсутствие возможности принимать самостоятельные решения. Когда только разрабатывался законопроект об институте бизнес-омбудсмена, предполагалось, что он будет независимым и неподотчетным представителям власти, а срок нахождения его на посту не ограничен. Также ожидалось, что он сможет приостанавливать исполнение решений различных региональных и федеральных ведомств до рассмотрения дела судом и отменять действие нормативных актов органов власти, если сочтет, что они вредят бизнесу. Согласно действующей редакции ФЗ № 78, полномочия бизнес-омбудсмена заметно сократились. Уполномоченного назначает и освобождает от этой должности Президент РФ, причем может это сделать и досрочно. Работа Уполномоченного в большей степени будет носить рекомендательный характер, а его функции сведутся к экспертной работе.

Как отмечает в своем интервью один из депутатов Государственной думы Виктор Звагельский в отношении института бизнес-омбудсмена: «Поначалу это будет восприниматься более серьезно, затем спустится на уровень эффективности депутатского запроса. Инстанции поймут, что достаточно дать отписку, а это приведет к тому, что бизнес-сообщество начнет относиться к этому более скептично». По мнению самих предпринимателей, например, Алексея Машковича (выпускника Президентской программы подготовки менеджеров, члена Союза менеджеров РФ), институт Уполномоченного не является и не сможет быть эффективным инструментом в защите прав бизнеса, поскольку подчиняется Президенту и является государственным органом. Вместе с тем для объективности текущей картины следует отметить, что нынешний бизнес-омбудсмен не связан «финансовыми путами» бюджета, поскольку является самодостаточным обеспеченным предпринимателем.


Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение