Analytics Legal analytics

2
February

Special investment contract under new rules (SPIC 1.1)

Maxim Grigoryev, Partner, Head of Southern directorate, Head of special projects

Artem Gasparyan, Associate of Southern directorate

SPIC.JPGJust before New Year’s the Government of the Russian Federation changed the rules for concluding special investment contracts (SPIC)[1]. The new rules are meant to improve the SPIC mechanism taking into account its previous application. The amendments will come into force on June 18, 2018 but given the duration of investment planning and the procedure of concluding the contract, it would be useful to know about these changes now.

The revised rules set out the requirements to investments, the investor and contractors, as well as the documents the investor will need to conclude the contract in more detail. In addition, the order and the term for reviewing an investor’s application have been defined, and the procedure for amending and terminating a SPIC was determined. Taking into account the amendments and the practice of concluding SPICs, the standard contract form was updated. Let’s look at the major and expected changes in more detail.

Investments before concluding the contract

According to the new rules, the contract may be concluded for an investment project that has already been launched. It is sufficient that the project be implemented in the calendar year in which the investor submitted the application to conclude a SPIC. And the funds that have been invested prior to concluding the contract shall be treated as expenditure under a given project.

The investor’s right to conclude a SPIC for a new phase of a project already under way, even if this project was launched long before the contract was concluded, has also been prescribed. The new phase should not be implemented prior to the calendar year in which the investor submitted the application. But this is not the only condition that will need to be met.

A separate business plan which provides for additional investment in the amount exceeding the standard “entry threshold” for concluding a SPIC will need to be drawn up for the new phase. And investment in the new phase should constitute at least 50 % of the total investment in the project.

Previously, investment made in the project prior to concluding the contract was not taken into consideration. Investors also questioned whether or not a SPIC could be concluded for an additional phase of a project already launched.

Overall, the amendments are consistent with the market needs. You are now able to start a project without waiting for the investor’s application to be reviewed. In addition, the investor is now able to continue with a project under way when a new phase is launched, what could have otherwise led to major financial costs.  

Contract term, investment amount and composition

The SPIC term hasn’t changed despite the instruction given by the president of Russia as per the results of the St. Petersburg International Economic Forum[2]. It still constitutes 10 years. This term cannot be increased, however, by amending the rules for concluding a SPIC only. The federal law would need to be amended[3].

The investor still has to invest at least 750 million Russian roubles (without VAT)[4] in the project. However, according to the new rules, a different investment amount may be stipulated by statues and regulations of the Russian Federation.

One of the long-awaited novelties is that expenses for research, development and engineering works, clinical trials now fall under planned expenditure under a specific project. Expenses related to acquiring exclusive rights to intellectual property and rights to use intellectual property, rights to design and engineering documentation are now considered as project investment as well. However, total expenses in both of these domains should not exceed 25 % of total planned expenditure.

The amendments left the hotly debated problem related to SPIC indicators being measured in value terms only untouched. When discussing the new rules, business leaders proposed to allow the private party to calculate the amount of goods produced and sold in volume terms. In our opinion, the existing regulation cannot be called well-balanced. It can scare away potential investors and have them assume risks which they do not control.

Requirements to the contract’s private party

The list of requirements to the investor and the contractors hired by the former to implement the project has been extended and became more stringent.

Entrepreneurs and companies registered in a state or on territories from the approved list of offshore zones[5] cannot be SPIC participants. The same restriction applies to cases where organizations exercising control over the investor’s company are registered in an offshore zone. Without a doubt this new rule is aimed at increasing transparency of the Russian economy and combatting tax evasion, which fall in line within the national deoffshorization campaign.  

In the beginning, the authors of amendments wanted the restriction to apply to any “low-tax jurisdiction”. However, in the end they relied on the business community and instead of using an ambiguous term decided to introduce a list of offshore zones. The replacement of the term merits approval because now one can identify specific states and territories which fall under this restriction.

Another novelty is that neither the investor nor the contractors should be in the process of reorganization on the date of the decision of the Interdepartmental Commission with regard to concluding the contract. The rules do not allow any form or reorganization.

Changes have also affected the composition of the SPIC private party. The investor can now procure the services of not only the manufacturer of goods, but the engineering center, the distributor of goods, the financial center and other parties as well (it’s an open-ended list). However, the rules establish functions and responsibilities with respect to an industrial enterprise only. The nuances of participation of other contractors shall be fully determined by the contract participants themselves.  

Contract sphere of application

For some industry sectors the title of the standard SPIC form no longer comprises an exhaustive list of these sectors. This investment mechanism is no longer applied in industry in a narrow sense, but also in energy and agriculture.

The Government of the Russian Federation has established that the Ministry of Energy of the Russian Federation will conclude SPICs in the oil refining, gas processing, petrochemical, coal and electric power industry sectors, while the Ministry of Agriculture of Russia – in its sphere.

Set of documents to be submitted with the investor’s application

The list of documents to be submitted together with the application to conclude a SPIC has been extended.

The project implementation schedule, a table showing the financial resources secured for the project, indicating the sources providing these funds, as well as the investment schedule need to be presented as separate documents. The Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation requested this information before as well.

In addition to the above, the investor should also present a certificate with detailed information about the structure of project participants, including parties that have an interest in implementing the investment project but who are not the investor or contractors[6].

A certificate of the investor’s and contractors’ compliance with the requirements of the SPIC rules should also be submitted with the application. Essentially, the certificate presents warranties and representations (Article 431.2 of the Civil Code of the Russian Federation). Hence, if this document contains a misrepresentation, this may lead to withdrawal of the public party (the government) from the contract and the need to pay damages.

The order of reviewing the investor’s application

If the documents are submitted correctly, the authorized agency will send them to the Interdepartmental Commission together with a draft decision regarding the possibility of concluding the contract and a draft of the contract itself. If the documents submitted by the investor do not comply with the requirements, the agency will return them to the applicant, explaining which requirements the applicant failed to comply with.

There is now another reason the investor might refuse to conclude the contract. The investor is no longer able to use the SPIC mechanism if the amount of investment in the project is less than the amount allocated from the state budget towards investor preferences.

The total period from the date the application to conclude a SPIC is submitted to the date when the approved contract draft is sent to the investor has increased and now constitutes up to 90 business days. If before the authorized agency sent the decision of the Interdepartmental Commission to the investor within 10 business days from the date of its receipt, now this procedure will require up to 15 business days from the date the Commission makes its decision. Previously, if the decision of the Commission was positive, the investor received the decision and the SPIC draft for signing, now, according to the new rules, the contract draft is sent within 30 business days from the date of the Commission meeting.

The procedure and grounds for amendment, termination of the contract

To change the conditions of a SPIC, the investor should submit the corresponding application to the authorized agency. The investor will need to justify the need for changes, prepare a draft of the agreement on the introduction of changes to the contract and a progress report for the existing contract. The authorized agency will review the investor’s request within 30 business days and prepare a draft of the decision on the possibility of changes, after which the documents will be sent to the Interdepartmental Commission.

The Commission will review the application requesting a change in the conditions and will sign the agreement on the introduction of amendments to the contract concluded in the order and term provided for concluding a contract.

Both, the investor and the Russian Federation can initiate termination of the investment contract. In both cases, the decision as to expediency of this termination is made by the Interdepartmental Commission. The request for termination of a SPIC with the documents enclosed is sent to the Commission by the authorized agency. There is no set time period within which the authorized agency must send the documents to the Commission.

The Commission shall review the documents submitted within 30 business days from the date of their shipment by the authorized agency to the Interdepartmental Commission. Its decision will serve as grounds for signing the contract termination agreement or bringing a claim before the court.

The updated standard SPIC form also establishes the maximum acceptable deviation of contract performance indicators, thus introducing more clarity to the relations between the parties. The investor and contractors should be aware of the fact that should these indicators deviate by more than 20% based on year-end results, this will lead to amendment or termination of the contract. The SPIC form used previously did not specify such deviation thresholds. At the same time, contract participants often found it difficult to reach a balance between private and public interests in this matter.   


[1] See Decree of the Government of the Russian Federation No. 1564 “On the introduction of amendments to some acts of the Government of the Russian Federation on issues related to a special investment contract” of December 16, 2017.

[2] The instruction to increase the term of a SPIC was published on June 14, 2017 on the website of the president of Russia – http://www.kremlin.ru.

[3] See Article 16, Part 4 of Federal Law No. 488-FZ “On industrial policy in the Russian Federation” of December 31, 2014.

[4] The Ministry of Finance of the Russian Federation has proposed to increase this threshold to 1 billion rubles, borrowed funds and profits from implementing the investment project not being included in this amount. These requirements are prescribed in the draft law on special investment contracts (SPIC 2.0) prepared by the Ministry.

[5] The list of offshore zones has been approved by Order No. 108n “On the approval of the List of states and territories offering preferential tax treatment and (or) not stipulating disclosure and provision of information on financial operations (offshore zones)” of November 13, 2007 of the Ministry of Finance of the Russian Federation.

6 Project participants can include other interested parties, i.e. parties that are entitled to 20 % of the investor’s (contractors’) net profit and (or) which provide more than 20 % of the total amount of funds to finance the project (except financial organizations, development institutions), as well as major suppliers of materials and parts needed to manufacture the goods, or the buyers of goods to be sold once the project is completed (if these suppliers and (or) buyers are known on the date of submission of the application to conclude a SPIC).

Expert advice

Apply to participate

Agreement

Аналитика Аналитические обзоры

2
февраля

Специальный инвестиционный контракт по новым правилам (СПИК 1.1)

Максим Григорьев, Партнер, управляющий Южной дирекцией, руководитель специальных проектов

Артём Гаспарян, Младший юрист Южной дирекции

СПИК 1.1.JPGНакануне нового года Правительство Российской Федерации изменило правила заключения специальных инвестиционных контрактов (СПИК)[1]. Новые правила призваны усовершенствовать механизм СПИК с учетом опыта его применения. Поправки вступят в силу 18.06.2018, но ввиду продолжительности инвестиционного планирования и процедуры заключения контракта знать об изменениях полезно уже сейчас.

Обновленные правила более детально регламентируют требования к инвестициям, инвестору и привлеченным лицам, а также к документам, которые потребуются инвестору для заключения контракта. Кроме того, уточняются порядок и сроки рассмотрения заявления инвестора, определяется процедура изменения и расторжения СПИК. С учетом поправок и практики заключения СПИК актуализируется типовая форма контракта. Рассмотрим подробнее ключевые и ожидаемые изменения.

Инвестиции до заключения контракта

По новым правилам контракт можно заключить и в отношении уже начатого инвестиционного проекта. Достаточно, чтобы проект реализовывался в том календарном году, в котором инвестор подал заявление о заключении СПИК. При этом вложения, предшествующие заключению контракта, считаются расходами в рамках проекта.

Регламентировано также право инвестора заключить СПИК в отношении нового этапа длящегося проекта, даже если проект запущен задолго до заключения контракта. Новый этап должен реализовываться не раньше того календарного года, в котором инвестор подает заявление. Но это не единственное условие, которое потребуется выполнить.

В отношении нового этапа необходимо составить отдельный бизнес-план, который предусматривает дополнительные инвестиции в объеме не меньше стандартного "входного порога" для заключения СПИК. При этом в новый этап потребуется инвестировать как минимум 50 % объема инвестиций для реализации всего проекта.

Инвестиции в проект вплоть до заключения контракта ранее не учитывались. Инвесторы также задавались вопросом, можно ли вообще заключать СПИК применительно к дополнительному этапу уже запущенного проекта.

В целом поправки отвечают запросам рынка. Они позволяют начать проект, не дожидаясь рассмотрения заявления инвестора. Кроме того, инвестор получил возможность не останавливать длящийся проект на это время при реализации его нового этапа, что могло бы привести к серьезным финансовым издержкам.

Срок контракта, объем и состав инвестиций

Предельный срок СПИК не изменился, несмотря на поручение Президента России по итогам Петербургского международного экономического форума[2]. Он по-прежнему составляет 10 лет. Впрочем, этот срок нельзя увеличить, изменив только правила заключения СПИК. Для этого потребуется изменить федеральный закон[3].

Инвестор по-прежнему должен вложить в проект не менее 750 млн рублей (без учета НДС)[4]. Тем не менее новые правила допускают, что иной объем инвестиций может быть предусмотрен нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Одна из долгожданных новелл состоит в том, что в запланированные расходы в рамках проекта вошли расходы на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, проведение клинических испытаний. Вложениями в проект считаются также издержки на приобретение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или прав на использование результатов интеллектуальной деятельности, прав на конструкторскую, техническую документацию. Однако в совокупности расходы по обоим направлениям не должны превышать 25 % процентов объема всех запланированных расходов.

Поправки обошли стороной активно обсуждаемую проблему, которая связана с расчетом показателей СПИК только в денежном выражении. При обсуждении новых правил представители бизнеса предлагали позволить частной стороне рассчитывать объемы произведенной и реализованной продукции в натуральном выражении. На наш взгляд, действующее регулирование нельзя назвать сбалансированным. Оно может отпугнуть потенциальных инвесторов и возложить на них риски, которые они не контролируют.

Требования к частной стороне контракта

Перечень требований к инвестору и третьим лицам, которых тот привлекает для участия в реализации проекта, дополнился и стал более строгим.

Участниками СПИК не могут быть предприниматели и компании, которые зарегистрированы в государстве или на территориях из утвержденного перечня офшорных зон[5]. Причем аналогичный запрет распространяется и на случаи, когда в офшорной зоне зарегистрированы организации, которые контролируют компанию-инвестора. Новелла несомненно нацелена на повышение прозрачности российской экономики и борьбу с уклонением от налогообложения, что вписывается в кампанию по деофшоризации национальной экономики.

Первоначально авторы изменений хотели распространить запрет на регистрацию в любой "низконалоговой юрисдикции". Однако они все же прислушались к деловому сообществу и вместо неоднозначного термина использовали привязку именно к перечню офшорных зон. Замена формулировки заслуживает одобрения, поскольку теперь можно определить конкретные государства и территории, которые попадают под ограничение.

Другое новшество выражается в том, что на момент принятия межведомственной комиссией (МВК) решения о заключении контракта ни инвестор, ни привлеченные лица не должны находиться в процессе реорганизации. При этом правила блокируют все формы реорганизации.

Изменения затронули и состав частной стороны СПИК. Инвестор получил возможность привлекать к участию в реализации проекта не только производителя продукции, но и инжиниринговый центр, дистрибьютора продукции, финансовый центр и других лиц (перечень открыт). Однако правила устанавливают функции и обязанности только применительно к промышленному предприятию. Нюансы участия других привлеченных лиц полностью определяют сами участники контракта.

Сферы использования контракта

Из названия типовой формы СПИК для отдельных отраслей промышленности исчез исчерпывающий перечень таких отраслей. Рассматриваемый инвестиционный механизм стал применим не только в промышленности в узком смысле, но и в энергетике, в агропромышленном комплексе.

Правительство Российской Федерации установило, что Минэнерго России будет заключать СПИК применительно к нефтеперерабатывающей, газоперерабатывающей, нефтегазохимической, угольной и электроэнергетической отраслям промышленности, а Минсельхоз России — в своей сфере деятельности.

Комплект документов к заявлению инвестора

Расширился перечень документов, которые необходимо прикладывать к заявлению о заключении СПИК.

В виде отдельных документов требуется подготовить графики реализации проекта, привлечения средств для финансирования проекта с указанием источников средств, а также график инвестирования средств. На практике такие сведения Минпромторг России запрашивал и раньше.

Помимо перечисленного, инвестор должен предоставить справку с подробным указанием структуры участников проекта, в том числе лиц, заинтересованных в реализации инвестиционного проекта, не являющихся инвестором или привлеченными лицами[6].

К заявлению также требуется приложить справку о соответствии инвестора и привлеченных лиц требованиям, предусмотренным правилами СПИК. В сущности, справка представляет собой заверение об обстоятельствах (ст. 431.2 Гражданского кодекса Российской Федерации). Поэтому если такой документ содержит недостоверные заверения, это чревато отказом публичной стороны от контракта и необходимостью возместить убытки.

Порядок рассмотрения заявления инвестора

Если документы поданы верно, уполномоченный орган направит их в МВК вместе с проектом решения касательно возможности заключения контракта и проектом самого контракта. Если документы инвестора не соответствуют установленным требованиям, орган вернет их заявителю и обоснует, какие требования нарушены.

Появилось дополнительное основание для отказа в заключении контракта. Использовать механизм СПИК теперь невозможно, если объем инвестиций в проект меньше расходов бюджета на преференции для инвестора.

Общий срок с момента подачи заявления о заключении СПИК и до момента, когда согласованный проект контракта направят инвестору, увеличился и составляет до 90 рабочих дней. Если раньше уполномоченный орган направлял инвестору решение МВК в течение 10 рабочих дней с момента его получения, теперь на эту процедуру потребуется до 15 рабочих дней с момента, когда комиссия приняла решение. При положительном решении комиссии вместе с самим решением инвестор получал проект СПИК на подписание, по новым же правилам проект контракта направляется в течение 30 рабочих дней со дня заседания комиссии.

Процедура и основания изменения, расторжения контракта

Для изменения условий СПИК инвестор должен подать в уполномоченный орган соответствующее заявление. Одновременно с этим потребуется обосновать необходимость изменений, подготовить проект соглашения об изменении контракта и отчет о достижении результатов по действующему контракту. Уполномоченный орган рассмотрит обращение инвестора в течение 30 рабочих дней и подготовит проект решения о возможности изменения, после чего документы будут переданы в МВК.

Комиссия рассмотрит заявление об изменении условий и подпишет соглашение о внесении изменений в заключенный контракт в порядке и сроки, которые предусмотрены для заключения контракта.

Как инвестор, так и Российская Федерация могут инициировать расторжение инвестиционного контракта. В обоих случаях решение о целесообразности такого расторжения принимает МВК. Запрос о необходимости расторжения СПИК с приложением документов в комиссию направляет уполномоченный орган. Срок передачи документов уполномоченным органом в комиссию не регламентирован.

Комиссия рассмотрит поступившие документы в течение 30 рабочих дней со дня, когда уполномоченный орган направил их в МВК. Ее решение послужит основанием для подписания соглашения о расторжении контракта либо для обращения в суд с соответствующим требованием.

Обновленная типовая форма СПИК также устанавливает предельно допустимый уровень отклонения показателей исполнения контракта, чем вносит определенность в отношения сторон. Инвестор и привлеченные лица должны быть готовы к тому, что, если названные показатели отклоняются более чем на 20 % по итогам каждого года, это повлечет изменение или расторжение контракта. Прежняя же форма СПИК конкретные пределы такого отклонения не указывала. В то же время участникам контракта зачастую с трудом удавалось достигнуть баланса частных и публичных интересов в этом вопросе.


[1] См. постановление Правительства Российской Федерации от 16.12.2017 № 1564 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам, касающимся специального инвестиционного контракта".

[2] Поручение об увеличении предельных сроков действия СПИК опубликовано 14.06.2017 на интернет-сайте президента России – http://www.kremlin.ru.

[3] См. ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации".

[4] Минфин России предлагает увеличить данный порог до 1 млрд рублей и при этом не учитывать заемные средства и выручку от реализации инвестиционного проекта. Такие требования предусматривает разработанный министерством законопроект о специальных инвестиционных контрактах (СПИК 2.0).

[5] Перечень офшорных зон утвержден приказом Минфина России от 13.11.2007 № 108н "Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)".

[6] В состав участников проекта могут включаться в числе прочих заинтересованные лица, т.е. лица, которые имеют право на получение более 20 % чистой прибыли инвестора (привлеченных лиц) и (или) которые предоставляют более 20 % общего объема средств для финансирования проекта (кроме финансовых организаций, институтов развития), а также основные поставщики материалов и комплектующих, необходимых для производства продукции, или покупатели продукции, планируемой к выпуску в результате реализации проекта (в случае если соответствующие поставщики и (или) покупатели известны на дату подачи заявления о заключении СПИК).

VEGAS LEX_Алерт СПИК по новым равилам 1.1_02.2018

Скачать файл
Файл добавлен 02.02.2018
Презентация .pdf (476 Кб)

VEGAS LEX_Special investment contract under new rules_02.2018_ENG

Скачать файл
Файл добавлен 09.02.2018
Презентация .pdf (468 Кб)
Консультация эксперта

Подать заявку на участие

Соглашение