|
28 октября 2025 |
Курс на новые стандарты: продолжение законопроектной работы в сфере концессионных соглашенийАлександр Ситников, Управляющий партнер Александр Казарин, Руководитель Практики специальных проектов Владислав Бедросов, Старший юрист Практики специальных проектов Полина Жерновникова, Юрист Практики специальных проектов 2025 год ознаменован последовательными изменениями в механизме заключения концессионных соглашений.
В марте были приняты и с 1 сентября 2025 года начали действовать новые требования к сторонам концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства[1].
Среди основных изменений следующие:
В июле 2025 года унитарные предприятия на стороне концедента получили право напрямую передавать концессионерам владение и пользование аэродромами и некоторыми иными объектами инфраструктуры воздушного транспорта[2].
На этом изменения не заканчиваются, и сейчас в Государственной Думе ведется активная законодательная работа над модернизацией концессий.
Так, в октябре 2025 года были внесены еще два законопроекта, регулирующие порядок заключения концессионных соглашений в части:
27 октября 2025 года профильный Комитет Государственной Думы по экономической политике предложил принять эти законопроекты к рассмотрению в период осенней сессии работы Государственной Думы.
Законопроект № 1038821-8 предлагает дополнить перечень критериев конкурса, которые могут устанавливаться решением о заключении концессионного соглашения. Так, предлагается ввести критерий «предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером».
Такой критерий не определен среди финансово-экономических критериев конкурсов по общему правилу[5], но уже практикуется в конкурсах на заключение концессионных соглашений в отношении объектов ЖКХ[6].
Авторы законопроекта полагают, что применение этого критерия ко всем видам объектов концессионных соглашений может снизить риски увеличения сметной стоимости объекта в ходе реализации проекта и поспособствует определению сроков действия концессионных соглашений и возврата инвестиций концессионеру[7].
Таким образом, потенциальный концессионер также изначально будет знать, на какой максимальный объем компенсации своих расходов он может рассчитывать, но ему придется бдительно относиться к условиям реализации проекта, так как увеличить его стоимость, вероятно, будет затруднительно.
Законопроект № 1040369-8 также направлен на увеличение финансовой определенности публичного партнера и предусматривает процедуру одобрения концессионных соглашений законодательными (представительными) органами.
Согласно пояснительной записке[8], введение этой процедуры повысит прозрачность процедуры заключения концессионных соглашений, уменьшит репутационные риски для концессионера и увеличит устойчивость заключенного концессионного соглашения, уже подкрепленного доверием представителей населения субъекта или муниципального образования.
Предложенные изменения увеличивают степень участия публичного партнера в концессионных отношениях, в частности в их финансово-экономическом аспекте.
Опубликованная редакция законопроектов может измениться, их рассмотрение Государственной Думой в первом чтении планируется в декабре 2025 года. Мы будем следить за развитием событий и информировать наших читателей об изменениях.
[1] Федеральный закон от 28 февраля 2025 года № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях».
[2] Федеральный закон от 23 июля 2025 года № 264-ФЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «О концессионных соглашениях».
[3] Законопроект № 1038821-8 «О внесении изменения в статью 24 Федерального закона «О концессионных соглашениях», внесен Законодательным Собранием Краснодарского края.
[4] Законопроект № 1040369-8 «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «О концессионных соглашениях», внесен депутатом Государственной Думы С.В. Авксентьевой.
[5] Положениями статьи 24 Федерального закона № 115-ФЗ закреплен исчерпывающий перечень критериев конкурса.
[6] Порядок заключения концессионных соглашений в отношении объектов ЖКХ, в том числе критерии конкурса, предусмотрен специальной нормой – статьями 52, 52.1 Федерального закона № 115-ФЗ.
[7] Пояснительная записка к законопроекту доступна по ссылке: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1038821-8#bh_note.
[8] Доступна по ссылке: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1040369-8#bh_note.
|