Аналитика Аналитические обзоры

28
октября
2025

Курс на новые стандарты: продолжение законопроектной работы в сфере концессионных соглашений

Александр Ситников, Управляющий партнер

Александр Казарин, Руководитель Практики специальных проектов

Владислав Бедросов, Старший юрист Практики специальных проектов

Полина Жерновникова, Юрист Практики специальных проектов

2025 год ознаменован последовательными изменениями в механизме заключения концессионных соглашений.

В марте были приняты и с 1 сентября 2025 года начали действовать новые требования к сторонам концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства[1].

Среди основных изменений следующие:

  • потенциальному концессионеру нужно иметь от двух до трех лет опыта эксплуатации объектов ЖКХ, если концессионное соглашение будет предполагать предоставление населению коммунальных услуг;

  • концессионером не может быть государственное (муниципальное) унитарное предприятие или бюджетное учреждение;

  • к обязанностям концессионера (за редким исключением) относится разработка проекта инвестиционной программы, которая включает задание, объем инвестиций, мероприятия и показатели. Это является существенным условием концессионного соглашения;

  • субъектам частной концессионной инициативы необходимо представить обеспечение в виде задатка или банковской гарантии, которое не возвращается при отказе участника от своей заявки или от заключения концессионного соглашения в случае его победы.

В июле 2025 года унитарные предприятия на стороне концедента получили право напрямую передавать концессионерам владение и пользование аэродромами и некоторыми иными объектами инфраструктуры воздушного транспорта[2].

На этом изменения не заканчиваются, и сейчас в Государственной Думе ведется активная законодательная работа над модернизацией концессий.

Так, в октябре 2025 года были внесены еще два законопроекта, регулирующие порядок заключения концессионных соглашений в части:

  • установления верхнего предела расходов концессионера для всех открытых конкурсов на право заключения концессионного соглашения[3];

  • введения процедуры предварительного одобрения концессионных соглашений законодательными органами власти субъектов РФ или представительными органами муниципальных образований[4].

27 октября 2025 года профильный Комитет Государственной Думы по экономической политике предложил принять эти законопроекты к рассмотрению в период осенней сессии работы Государственной Думы.

Законопроект № 1038821-8 предлагает дополнить перечень критериев конкурса, которые могут устанавливаться решением о заключении концессионного соглашения. Так, предлагается ввести критерий «предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером».

Такой критерий не определен среди финансово-экономических критериев конкурсов по общему правилу[5], но уже практикуется в конкурсах на заключение концессионных соглашений в отношении объектов ЖКХ[6].

Авторы законопроекта полагают, что применение этого критерия ко всем видам объектов концессионных соглашений может снизить риски увеличения сметной стоимости объекта в ходе реализации проекта и поспособствует определению сроков действия концессионных соглашений и возврата инвестиций концессионеру[7].

Таким образом, потенциальный концессионер также изначально будет знать, на какой максимальный объем компенсации своих расходов он может рассчитывать, но ему придется бдительно относиться к условиям реализации проекта, так как увеличить его стоимость, вероятно, будет затруднительно.

Законопроект № 1040369-8 также направлен на увеличение финансовой определенности публичного партнера и предусматривает процедуру одобрения концессионных соглашений законодательными (представительными) органами.

Согласно пояснительной записке[8], введение этой процедуры повысит прозрачность процедуры заключения концессионных соглашений, уменьшит репутационные риски для концессионера и увеличит устойчивость заключенного концессионного соглашения, уже подкрепленного доверием представителей населения субъекта или муниципального образования.

Предложенные изменения увеличивают степень участия публичного партнера в концессионных отношениях, в частности в их финансово-экономическом аспекте.

Опубликованная редакция законопроектов может измениться, их рассмотрение Государственной Думой в первом чтении планируется в декабре 2025 года. Мы будем следить за развитием событий и информировать наших читателей об изменениях.



[1] Федеральный закон от 28 февраля 2025 года № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях».

[2] Федеральный закон от 23 июля 2025 года № 264-ФЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «О концессионных соглашениях».

[3] Законопроект № 1038821-8 «О внесении изменения в статью 24 Федерального закона «О концессионных соглашениях», внесен Законодательным Собранием Краснодарского края.

[4] Законопроект № 1040369-8 «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «О концессионных соглашениях», внесен депутатом Государственной Думы С.В. Авксентьевой.

[5] Положениями статьи 24 Федерального закона № 115-ФЗ закреплен исчерпывающий перечень критериев конкурса.

[6] Порядок заключения концессионных соглашений в отношении объектов ЖКХ, в том числе критерии конкурса, предусмотрен специальной нормой – статьями 52, 52.1 Федерального закона № 115-ФЗ.

[7] Пояснительная записка к законопроекту доступна по ссылке: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1038821-8#bh_note.

[8] Доступна по ссылке: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1040369-8#bh_note. 

Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение