Analytics Legal analytics

21
August

Anonymizers and VPN services are banned. How should the new rules be applied for business-related purposes?

Natalia Abtseshko, Head of International projects group

Анонимайзеры eng.JPGOn July 30th, 2017, the Russian President signed Federal Law No. 276-FZ dated July 29th, 2017 "On Introducing Amendments Into the Federal Law on Information, Information Technologies and Information Protection" (hereinafter the ‘Amendments[1]’). The Amendments, among other things, prohibit using technologies, information systems, and programs (hereinafter ‘anonymizers’ and ‘VPN services’[2]) that permit getting around blocked sites with banned content to which access is restricted inside Russian borders. The legislative innovation will only apply to those anonymizers, VPN services, and other programs that provide access to online resources and information and telecommunication networks to which access has been blocked by the Federal Service for Oversight in Communications, Information Technologies, and Mass Communications (hereinafter ‘Roskomnadzor’).

Who will be affected by the Amendments? These Amendments will primarily affect those who operate anonymizers and VPN services, as well as search engines, which will have to block any links to information resources or information and telecommunication networks that are banned by Roskomnadzor. The Amendments prescribe a system governing communication between Roskomnadzor, hosting providers, and website owners to ensure that access to prohibited content is blocked[3].

The question arises about how the new rules should be applied in regard to VPN services that are used for business-related purposes, and whether the Amendments are even theoretically applicable in these kinds of situations.

How should VPN be used for business-related purposes? Large companies that have offices around the world frequently set up remote access for their employees via an integrated corporate platform that uses VPN channels.

Article 17 in the Amendments specifically stipulates that the legislative innovation will not apply if certain conditions are observed: 1) if the user group for the associated hardware and software has been defined by the owners beforehand (i.e. the VPN service owners), and 2) if the hardware and software is used to provide technological support for the people using it.

In the absence of any official explanations from Roskomnadzor, we assume that the latter case specifically means the situation when a legal entity uses hardware and software to perform commercial activity. Having a limited user group use VPN connections for business-related purposes could serve as one particular example.

This all adds up to the preliminary conclusion that VPN services, just like other hardware, software, and related technologies, fall outside the scope of what is stipulated in Article 17 in the Amendments when they are used to achieve in-house goals at a company and support its commercial activities.

It is worth noting that the draft for Article 17 in the Amendments looked different. In particular, it directly states that, as required by law, there will not be cases where the owners of information and telecommunication networks, information systems, or personal computer programs will allow only those people with whom they have an employment relationship to use them[4]. However, the original version went through changes, and came out as a formulation that was expanded and less well-defined.  

It is too early to make unequivocal conclusions about the requirements in the Amendments not applying to corporate VPN services since Roskomnadzor has not given any official explanations. In addition, there is no guarantee against VPN connections being used simultaneously for business-related purposes and to receive access to resources and websites that are blocked in Russia. For example, VPN connections like HideMy.name, ExpressVPN, or PIA can be used both to secure access to a global corporate platform and to circumvent blocked access to banned information resources in Russia. In addition, it is not clear from the text of the Amendments how liability will be distributed (and whether it will be) among hardware and software owners, or among those who use these kinds of technologies to support their activities.

According to reports from the press, Internet Ombudsman D. Marinichev has already called the adopted federal law “madness,” referring to the fact that “it is impossible to separate VPN’s that are used for business-related purposes from VPN’s that are used to circumvent access that has been blocked[5].” There are concerns that when the Amendments are applied in practice it will lead to the service administrators of instruments like VPN or TOR blocking access across the board, regardless of the goals for which they are being used.

What kind of liability will there be? Liability for non-compliance with the Amendments that have been enacted has not been established for search engines, hosting providers, or Internet sites. It is possible that changes will be introduced into the Russian Federation Code of Administrative Offenses at a later date – after the Amendments have come into effect. For now, the code only establishes liability for communication service providers for not fulfilling their responsibilities in terms of restricting/reinstating access to information that was restricted/reinstated on instructions given by Roskomnadzor (Article 13.34).


[1] The amendments enter into effect on November 1st, 2017, with the exception of some of the provisions.

[2] From here on forth, the term "anonymizer" means website or browsers used by user groups to conceal their information, including their geographical location and that of the device used to make an entry, from owners of resources visited by the user. "VPN services" means applications or built-in services that are designed to perform work anonymously in the Internet, and permit encrypting all of the user's traffic.

[3] A separate memo on interaction between site owners and hosting providers will be released by the VEGAS LEX law firm in the autumn.

[4] http://asozd2.duma.gov.ru/addwork/scans.nsf/ID/F071CE249CC1BD814325813900378252/$File/195446-7_08062....

[5] https://zona.media/news/2017/06/08/marinichev.

VEGAS LEX_Алерт_Анонимайзеры и VPN-сервисы под запретом_08.2017

Download file
File added 21.08.2017
Presentation .pdf (371 Кб)

VEGAS LEX_Anonymizers and VPN services are banned_08.2017

Download file
File added 24.08.2017
Presentation .pdf (361 Кб)
Expert advice

Apply to participate

Agreement

Аналитика Аналитические обзоры

21
августа

Анонимайзеры и VPN-сервисы под запретом. Как применять новые правила в корпоративных целях?

Наталия Абцешко, Руководитель Группы международных проектов

Анонимайзеры.JPG30 июля 2017 года президент России подписал Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 276-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее – "Поправки"[1]). Поправки среди прочего запрещают использовать технологии, информационные системы и программы (далее – анонимайзеры и VPN-сервисы[2]), позволяющие обойти блокировку и получить доступ к информационным ресурсам с запрещенным контентом, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации. Нововведения будут применяться только к тем анонимайзерам, VPN-сервисам и иным программам, которые предоставляют доступ к онлайн-ресурсам и информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым в России заблокирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее – "Роскомнадзор").

Кого затронут Поправки? Указанные Поправки коснутся прежде всего владельцев анонимайзеров и VPN-сервисов, а также поисковых систем, которые обязаны будут блокировать любые ссылки на информационные ресурсы или информационно-телекоммуникационные сети, запрещенные Роскомнадзором. В Поправках прописана система взаимодействия Роскомнадзора, провайдеров хостинга и владельцев сайта в целях блокирования доступа к запрещенному контенту[3].

Возникает вопрос, как следует применять новые правила в отношении VPN-сервисов, используемых для корпоративных целей, и применимы ли Поправки к таким ситуациям в принципе.

Как применять VPN в корпоративных целях? Зачастую крупные компании, располагающие офисами по всему миру, обеспечивают удаленный доступ своих сотрудников к единой корпоративной платформе с использованием VPN-каналов.

Статья 17 Поправок предусматривает, в частности, что нововведения не будут применяться при соблюдении двух условий: (1) круг пользователей программно-аппаратных средств заранее определен их владельцами (т.е. владельцами VPN-сервисов); (2) такие программно-аппаратные средства применяются для технологического обеспечения деятельности лица их использующего.

В отсутствие официальных разъяснений со стороны Роскомнадзора полагаем, что в последнем случае речь идет как раз о применении программно-аппаратных средств юридическим лицом для осуществления своей хозяйственной деятельности. Примером, в частности, может служить применение VPN-соединений в корпоративных целях среди ограниченного круга пользователей.

Напрашивается предварительный вывод о том, что VPN-сервисы, равно как и другие программно-аппаратные средства и технологии, применяемые для внутрикорпоративных целей и поддержания деятельности компании, подпадают под предусмотренные исключения статьи 17 Поправок.

Стоит отметить, что в проекте Поправок статья 17 выглядела несколько иначе. В частности, там непосредственно упоминалось о том, что под требования закона не будут подпадать случаи, когда владельцы информационно-телекоммуникационных сетей, информационных систем или программ для ЭВМ обеспечивают их использование исключительно лицами, которые состоят с такими владельцами в трудовых отношениях[4]. Однако изначальная редакция претерпела изменения в пользу более размытой и широкой формулировки.

Однозначные выводы о нераспространении требований Поправок на корпоративные VPN-сервисы делать пока рано ввиду отсутствия официальных разъяснений со стороны Роскомнадзора. К тому же нет никаких гарантий, что VPN-соединение не может использоваться одновременно в корпоративных целях и в целях получения доступа к ресурсам и веб-сайтам, заблокированным в России. К примеру, такие VPN-соединения как HideMy.name, ExpressVPN или PIA могут применяться как для обеспечения доступа сотрудников компании к глобальной корпоративной платформе, так и для возможности обхода заблокированного доступа к запрещенным информационным ресурсам в России. При этом из текста Поправок явно не следует, как будет распределяться ответственность (и будет ли) среди владельцев программно-аппаратных средств и лиц, использующих такие технологии для обеспечения своей деятельности.

По сообщениям из прессы, интернет-омбудсмен Д. Мариничев уже назвал принятый федеральный закон "безумием" со ссылкой на то, что "невозможно отделить VPN, который используется в коммерческих целях, от VPN, который используется для обхода блокировок"[5]. Есть опасения, что практика применения Поправок пойдет по пути тотальной блокировки администраторами сервисов таких инструментов, как VPN и TOR, вне зависимости от того, для каких целей они используются.

Какая будет ответственность? Ответственность за несоблюдение принятых Поправок ни для поисковых систем, ни для провайдеров хостинга или владельцев интернет-сайтов пока не установлена. Возможно Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях будет изменен позднее – после начала действия Поправок. Пока кодекс устанавливает лишь ответственность операторов связи за неисполнение ими обязанности по ограничению/возобновлению доступа к информации, доступ к которой был ограничен/возобновлен на основании сведений, полученных от Роскомнадзора (статья 13.34).


[1] Поправки вступают в силу 1 ноября 2017 года, за исключением некоторых положений.

[2] Здесь и далее под "анонимайзерами" имеются в виду веб-сайты или браузеры, используемые пользователями, чтобы скрыть свои данные, включая геолокацию и устройство, с которого выполнен вход, от владельцев ресурсов, который посетил пользователь. Под VPN-сервисами подразумеваются приложения или встроенные сервисы, которые предназначены для анонимной работы в сети и позволяют шифровать весь трафик пользователя.

[3] Отдельная памятка по взаимодействию владельцев сайтов и провайдеров хостинга будет выпущена юридической фирмой VEGAS LEX осенью.

[4] http://asozd2.duma.gov.ru/addwork/scans.nsf/ID/F071CE249CC1BD814325813900378252/$File/195446-7_08062....

[5] https://zona.media/news/2017/06/08/marinichev.

Связанные направления

VEGAS LEX_Алерт_Анонимайзеры и VPN-сервисы под запретом_08.2017

Скачать файл
Файл добавлен 21.08.2017
Презентация .pdf (371 Кб)

VEGAS LEX_Anonymizers and VPN services are banned_08.2017

Скачать файл
Файл добавлен 24.08.2017
Презентация .pdf (361 Кб)
Консультация эксперта

Подать заявку на участие

Соглашение