Аналитика Аналитические обзоры

21
августа

Анонимайзеры и VPN-сервисы под запретом. Как применять новые правила в корпоративных целях?

Светлана Жердина, Юрист Группы международных проектов

Наталия Абцешко, Руководитель Группы международных проектов

Татьяна Двенадцатова, Юрист Группы международных проектов

Анонимайзеры.JPG30 июля 2017 года президент России подписал Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 276-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее – "Поправки"[1]). Поправки среди прочего запрещают использовать технологии, информационные системы и программы (далее – анонимайзеры и VPN-сервисы[2]), позволяющие обойти блокировку и получить доступ к информационным ресурсам с запрещенным контентом, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации. Нововведения будут применяться только к тем анонимайзерам, VPN-сервисам и иным программам, которые предоставляют доступ к онлайн-ресурсам и информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым в России заблокирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее – "Роскомнадзор").

Кого затронут Поправки? Указанные Поправки коснутся прежде всего владельцев анонимайзеров и VPN-сервисов, а также поисковых систем, которые обязаны будут блокировать любые ссылки на информационные ресурсы или информационно-телекоммуникационные сети, запрещенные Роскомнадзором. В Поправках прописана система взаимодействия Роскомнадзора, провайдеров хостинга и владельцев сайта в целях блокирования доступа к запрещенному контенту[3].

Возникает вопрос, как следует применять новые правила в отношении VPN-сервисов, используемых для корпоративных целей, и применимы ли Поправки к таким ситуациям в принципе.

Как применять VPN в корпоративных целях? Зачастую крупные компании, располагающие офисами по всему миру, обеспечивают удаленный доступ своих сотрудников к единой корпоративной платформе с использованием VPN-каналов.

Статья 17 Поправок предусматривает, в частности, что нововведения не будут применяться при соблюдении двух условий: (1) круг пользователей программно-аппаратных средств заранее определен их владельцами (т.е. владельцами VPN-сервисов); (2) такие программно-аппаратные средства применяются для технологического обеспечения деятельности лица их использующего.

В отсутствие официальных разъяснений со стороны Роскомнадзора полагаем, что в последнем случае речь идет как раз о применении программно-аппаратных средств юридическим лицом для осуществления своей хозяйственной деятельности. Примером, в частности, может служить применение VPN-соединений в корпоративных целях среди ограниченного круга пользователей.

Напрашивается предварительный вывод о том, что VPN-сервисы, равно как и другие программно-аппаратные средства и технологии, применяемые для внутрикорпоративных целей и поддержания деятельности компании, подпадают под предусмотренные исключения статьи 17 Поправок.

Стоит отметить, что в проекте Поправок статья 17 выглядела несколько иначе. В частности, там непосредственно упоминалось о том, что под требования закона не будут подпадать случаи, когда владельцы информационно-телекоммуникационных сетей, информационных систем или программ для ЭВМ обеспечивают их использование исключительно лицами, которые состоят с такими владельцами в трудовых отношениях[4]. Однако изначальная редакция претерпела изменения в пользу более размытой и широкой формулировки.

Однозначные выводы о нераспространении требований Поправок на корпоративные VPN-сервисы делать пока рано ввиду отсутствия официальных разъяснений со стороны Роскомнадзора. К тому же нет никаких гарантий, что VPN-соединение не может использоваться одновременно в корпоративных целях и в целях получения доступа к ресурсам и веб-сайтам, заблокированным в России. К примеру, такие VPN-соединения как HideMy.name, ExpressVPN или PIA могут применяться как для обеспечения доступа сотрудников компании к глобальной корпоративной платформе, так и для возможности обхода заблокированного доступа к запрещенным информационным ресурсам в России. При этом из текста Поправок явно не следует, как будет распределяться ответственность (и будет ли) среди владельцев программно-аппаратных средств и лиц, использующих такие технологии для обеспечения своей деятельности.

По сообщениям из прессы, интернет-омбудсмен Д. Мариничев уже назвал принятый федеральный закон "безумием" со ссылкой на то, что "невозможно отделить VPN, который используется в коммерческих целях, от VPN, который используется для обхода блокировок"[5]. Есть опасения, что практика применения Поправок пойдет по пути тотальной блокировки администраторами сервисов таких инструментов, как VPN и TOR, вне зависимости от того, для каких целей они используются.

Какая будет ответственность? Ответственность за несоблюдение принятых Поправок ни для поисковых систем, ни для провайдеров хостинга или владельцев интернет-сайтов пока не установлена. Возможно Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях будет изменен позднее – после начала действия Поправок. Пока кодекс устанавливает лишь ответственность операторов связи за неисполнение ими обязанности по ограничению/возобновлению доступа к информации, доступ к которой был ограничен/возобновлен на основании сведений, полученных от Роскомнадзора (статья 13.34).


[1] Поправки вступают в силу 1 ноября 2017 года, за исключением некоторых положений.

[2] Здесь и далее под "анонимайзерами" имеются в виду веб-сайты или браузеры, используемые пользователями, чтобы скрыть свои данные, включая геолокацию и устройство, с которого выполнен вход, от владельцев ресурсов, который посетил пользователь. Под VPN-сервисами подразумеваются приложения или встроенные сервисы, которые предназначены для анонимной работы в сети и позволяют шифровать весь трафик пользователя.

[3] Отдельная памятка по взаимодействию владельцев сайтов и провайдеров хостинга будет выпущена юридической фирмой VEGAS LEX осенью.

[4] http://asozd2.duma.gov.ru/addwork/scans.nsf/ID/F071CE249CC1BD814325813900378252/$File/195446-7_08062....

[5] https://zona.media/news/2017/06/08/marinichev.

Связанные направления

VEGAS LEX_Алерт_Анонимайзеры и VPN-сервисы под запретом_08.2017

Скачать файл
Файл добавлен 21.08.2017
Презентация .pdf (371 Кб)

VEGAS LEX_Anonymizers and VPN services are banned_08.2017

Скачать файл
Файл добавлен 24.08.2017
Презентация .pdf (361 Кб)
Консультация эксперта

Подать заявку на участие

Соглашение
Введите символы с картинки*