Пресс-центр Комментарии экспертов

26
августа
2013

Мифы и реальность энергоэффективности

Источник: Ежедневная общенациональная деловая газета "Коммерсантъ"


Правительство страны уже не первый год декларирует политику повышения энергоэффективности промышленности. Однако при попытках внедрения технологий, способных снизить издержки на потребление энергии, бизнес сталкивается с административными препонами.

О том, насколько успешно продвигается внедрение энергоэффективных технологий, говорили участники круглого стола "Энергоэффективность в России: миф или реальность?", организованного ИД "Коммерсантъ". 

Название круглого стола хорошо показывает отношение к системе повышения энергоэффективности. Первая половина встречи была отведена в основном под перечисление причин, которые энергоэффективность сдерживают. Как и любое другое изменение, оценка энергоэффективности производится на основе базовых показателей. Однако, по словам руководителя группы по проектам в ТЭК юридической фирмы Vegas Lex Александра Лаврентьева, государство не знает точных цифр потребления энергетических мощностей: "Если мы говорим об энергоэффективности, то самый простой инструмент — это банальный учет". По его мнению, потенциал энергосбережения велик. В доказательство партнер Vegas Lex приводит данные с сайта Минэнерго о том, что в среднем по стране доля энергопотерь составляет около 35%. Основными барьерами, сдерживающими развитие энергоэффективности, Александр Лаврентьев называет недостаток мотивации, информации, опыта финансирования проекта, а также недостаток организации и координации. 

Начальник управления перспективного развития комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга Анатолий Тарасов говорит о том, что комитет действует пока только в тех направлениях, где создан набор инструментов, известен механизм их использования и понятен результат. 

"Только в марте на сайте Минэнерго появилась возможность посмотреть данные по итогам анализа энергетических паспортов, — подтверждает он запаздывание появления возможности получения данных и для городских властей. — По данным Ростехнадзора, на территории Санкт-Петербурга 4447 юрлиц подлежат обязательному энергетическому обследованию. Большинство энергетических паспортов направлено в Минэнерго, но с приемом энергетических паспортов имеются проблемы. Связано это не только с качеством паспортов, но и с тем, что Минэнерго трудно преодолеть резкое увеличение их количества к концу срока приема". Анатолий Тарасов рассказал, что комитет столкнулся и с проблемой отказа граждан от установки приборов учета в многоквартирных домах, хотя на сегодня 88% многоквартирных домов уже оборудованы приборами учета. "Уровень потребления по приборам учета по электричеству и по воде близок к 96 процентам, а по теплу — к 60 процентам", — приводит он статистические показатели. 

Господин Тарасов замечает, что при реализации региональной программы повышения энергоэффективности Петербург пошел по отличному от других регионов пути. "У нас муниципальная программа не разрабатывается, так как в пределах муниципалитета будет тяжело подсчитать топливно-энергетический баланс. К сожалению, не в полной мере создан статистический инструмент для расчета целевых показателей, что снижает достоверность результатов. Так, в отчете ФГБУ "Аналитический центр при правительстве Российской Федерации" Санкт-Петербург отнесен к числу регионов с угрозой энергодефицита, — с недоуменной улыбкой рассказал он. — Кроме того, региональная программа пока не является расходным обязательством бюджета и финансируется за счет долгосрочных целевых программ и планов мероприятий". Промышленность, которая потребляет треть энергетических ресурсов, к сожалению, пока остается темным пятном, поясняет он сложность в расчетах. 

Начальник управления развития ТЭК и потребительского рынка комитета по тарифной политике Санкт-Петербурга Алексей Радько напомнил, что год назад на территории Санкт-Петербурга были разработаны, утверждены руководителями организаций и согласованы всего две программы энергосбережения. Указанная ситуация связана с тем, что разработка программ энергосбережения должна осуществляться по итогам проведения энергетических обследований (срок завершения первого из них в соответствии с Федеральным законом — 31.12.2012). Таким образом, после завершения проведения в 2012 году энергетических обследований и получения энергетических паспортов организациями разрабатываются и утверждаются программы энергосбережения с началом реализации в 2013 году. 

На сегодня из 146 регулируемых организаций 36 организаций провели энергетические обследования своих энергетических объектов. Более 70 организаций сформировали, утвердили и направили на согласование в комитет по тарифам Санкт-Петербурга программы энергосбережения. 

На сегодняшний день комитетом по тарифам Санкт-Петербурга согласованы 24 программы энергосбережения регулируемых организаций на общую сумму 17,586 млрд рублей (из них по электроэнергии на сумму 9,237 млрд рублей). 

"Экономический эффект от реализации программ по всем видам деятельности составляет 2,725 млрд рублей. Срок окупаемости мероприятий согласованных программ составляет от двух до восьми лет", — говорит господин Радько. 

Основной проблемой в разработке и утверждении программ энергосбережения, по его словам, является то, что организации хотят реализовывать мероприятия программ только за счет тарифных источников и не хотят использовать прибыль от нерегулируемых видов деятельности. 

Сейчас наступил тот момент, когда ресурсоснабжающие организации обязаны за свои средства с пятилетней рассрочкой установить приборы учета тепловой энергии, холодного водоснабжения, тепловой энергии и газа, поясняет генеральный директор холдинга "Теплоком" Александр Малютин. "Дальше ни одна из этих организаций не разрабатывает мероприятия, чтобы впоследствии централизованно собирать информацию с этих узлов учета", — объясняет он проблему. "Российское энергетическое агентство" пытается создать систему ГИС (государственная информационная система) по сбору всей информации, которая поступает с узлов учета, рассказывает господин Малютин. "Была хорошая идея сделать это пока в бюджетной сфере для муниципальных объектов, чтобы можно было понять и оценить, насколько реально снижение затрат (закон говорит, что на 3 процента). При использовании систем погодозависимого регулирования в бюджетной сфере можно добиться экономии от 25 до 40 процентов", — полагает Александр Малютин. Он считает неверным то, что по законодательству ресурсоснабжающие организации зачастую устанавливают приборы учета сами и в дальнейшем стараются эти же узлы обслуживать. 

Вторая часть встречи была посвящена разъяснению, как на практике возможно применить положения действующей нормативной базы, чтобы снизить издержки на энергопотребление. 

Правила озвучил Андрей Максимов, начальник отдела развития нормативной базы отрасли Министерства энергетики РФ. Первым делом, по его словам, стоит проверить договор энергоснабжения на предмет того, что он соответствует 442-му постановлению, в котором прописаны все существенные условия такого договора. "Прежде всего это касается оплаты отклонений. В предыдущих правовых актах была обязанность не только обеспечить почасовой учет потребления электроэнергии, но и вести планирование. И по итогам месяца оплачивать отклонения от плана. С 2011 года это обязательство исключено полностью, и гарантирующему поставщику потребитель не должен ничего заявлять. Оплаты отклонений нет", — поясняет господин Максимов. Существенной мерой снижения стоимости электроэнергии для крупных потребителей также является необходимость снижать энергопотребление в определенные часы, так как сейчас крупные потребители оплачивают мощность как среднее потребление за месяц. "Необходимо отметить, что в соответствии с 442-м постановлением расчеты с 1 июля 2013 года для крупных потребителей (мощности 670 киловатт и выше) обязаны проводиться с использованием почасового учета. Никаких плат за опломбирование этого прибора не взимается. Ввод в эксплуатацию приборов учета предельно упростили", — рассказывает господин Максимов, объясняя, что теперь он производится в уведомительном порядке. Для мелких потребителей достаточно интегрального учета. Однако при отсутствии приборов учета расчет будет производиться по максимальной величине потребленной мощности, что, по задумке Минэнерго, послужит дополнительной мотивационной мерой, чтобы потребители устанавливали приборы учета в срок. 


Елена Большакова
Подробнее:http://kommersant.ru/doc/2263610

Связанные услуги

Связанные отрасли

Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение