Пресс-центр Комментарии экспертов

11
августа
2005

Калининградскому порту не дают нефти

Источник: Ежедневная деловая газета "РБК daily"


Александра Васюхнова, Партнер, руководитель Группы Технологий и Инвестиций

Процесс объединения Калининградского морского рыбного порта и портовой нефтебазы затягивается. 

Как стало известно RBC daily, вчера Калининградский морской рыбный порт направил в Высший Арбитражный суд России (ВАС) ходатайство с просьбой поддержать слияние порта с Калининградской портовой нефтебазой. Решение о реорганизации двух предприятий было принято правительством России еще месяц назад, однако нефтебаза резко выступила против объединения. Что, в общем-то, не удивительно: нефтебазе гораздо выгоднее поставлять нефтепродукты на экспорт, чем заправлять рыболовецкие суда. Позиция порта также понятна: заправлять суда за границей очень дорого, к тому же изначально нефтебаза была подразделением порта. Вопрос о признании решения правительства недействительным будет рассматриваться в конце августа. По мнению опрошенных RBC daily юристов, не исключено, что результат будет не в пользу порта. Для того чтобы все-таки объединить два предприятия, правительству необходимо получить решение президента. 

2 июля текущего года правительство России приняло решение о присоединении ФГУП «Калининградская портовая нефтебаза» к ФГУП «Калининградский морской рыбный порт». 11 июля, вслед за решением правительства, Росимущество РФ установило правопреемство порта в отношении нефтебазы. На оформление документов, обеспечивающих передачу имущества нефтебазы порту и внесение изменений в реестр федерального имущества, Росимущество дало три месяца. Однако руководители нефтебазы открыто выступили против ее объединения с портом. В конце прошлого месяца нефтебаза отказалась выполнить распоряжение правительства о предоставлении списка кредиторов предприятия специалистам порта для уведомления их о реорганизации. 

Как стало известно RBC daily, вчера Калининградский морской рыбный порт направил в Высший Арбитражный суд РФ ходатайство от третьего лица об отмене обеспечительных мер по определению суда от 5 августа 2005 г. Согласно документам, оказавшимся в распоряжении RBC daily, в августе ВАС, рассмотрев ходатайство Калининградской портовой нефтебазы, вынес определение о приостановлении действия распоряжения правительства РФ о присоединении нефтебазы к порту. Это определение действительно до 31 августа, когда, как стало известно RBC daily, ВАС рассмотрит по существу заявление Калининградской портовой нефтебазы о признании недействительным июльского распоряжения правительства. 

Подачу ходатайства в Калининградском морском рыбном порту объясняют просто. «Дело в том, что до рассмотрения заявления по существу территориальное управление Росимущества не может предпринимать никаких действий в отношении нефтебазы – это элементарное затягивание процедуры возвращения нефтебазы в порт. Что могут сделать на нефтебазе за это время, можно только догадываться. Скажем, за это время менеджеры нефтебазы могут вывести на сторону какие-нибудь активы, ухудшить финансово-экономическое положение предприятия, – сказал RBC daily директор ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» Андрей Крайний. – Факты свидетельствуют как раз об этом. В частности, если в июне, до вынесения постановления правительства, нефтебаза отправила 249 тыс. тонн нефти и нефтепродуктов на экспорт, то в июле – всего 84 тыс. тонн, а в плане на август стоит 80 тыс. тонн. Кроме того, затягивание решения вопроса приведет к дальнейшей эскалации конфликта». 

Причины, по которым порт настаивает на объединении с нефтебазой, также понятны. «Во-первых, нефтебаза была подразделением порта до 1999 г., когда ее выделили в отдельное предприятие под предлогом строительства нефтеперерабатывающего завода», – пояснил Андрей Крайний. – Однако идея строительства этого завода оказалась нежизнеспособной – в Калининградской области из-за малого количества нефти бессмысленно строить НПЗ». Именно поэтому было решено вернуть все в исходное положение. «Во-вторых, в России у всех рыбных портов есть нефтебазы, которые нужны для бункеровки рыболовецких судов, – добавил г-н Крайний. – Сегодня суда Калининградского рыбного порта бункеруются в Датских проливах, в Роттердаме, Амстердаме и даже на промысле у нефтетрейлеров. При этом цена судового топлива возрастает на 60-70 долл. за тонну. А в себестоимости рыбы топливо составляет прядка 70%». 

На самой Калининградской нефтебазе получить комментарий корреспонденту газеты не удалось. Но почему Калининградская нефтебаза не горит желанием присоединяться к порту, понять не сложно. «Структура самого предприятия не изменится, сотрудников увольнять не будут, зарплата сохраняется. После присоединения в статусе нефтебазы ничего не изменится. Она как была госпредприятием, так и останется, – сказал Андрей Крайний. – Однако не исключено, что менеджеры будут неуютно себя чувствовать под жестким контролем портовиков. Кроме того, нефтебазе невыгодно работать с портом. Ей гораздо выгоднее гнать нефть и нефтепродукты на экспорт. На самой нефтебазе говорят, что это стабильно работающее предприятие и не надо его разрушать». 

Решения суда о реорганизации двух предприятий придется подождать еще ровно три недели. Но, как пояснил RBC daily юрист юридической фирмы «Джон Тайнер и партнеры» Андрей Сокольчук, согласно постановлению правительства РФ от 3 декабря 2004 г. «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества ФГУП», реорганизация ФГУПов, включенных в список стратегических предприятий, осуществляется правительством только на основании решения президента. «Однако решения президента о присоединении нефтебазы к порту не было. Фактически процедура нарушена, поэтому Калининградская портовая нефтебаза вполне может рассчитывать на удовлетворение своего заявления о признании недействительным распоряжения правительства», – сказала RBC daily старший юрист корпоративной практики юридической фирмы «Вегас-Лекс» Александра Васюхнова. Но не все так однозначно, как может показаться на первый взгляд. «В то же время остальные доводы Калининградской нефтебазы, в частности, о нецелесообразности присоединения к убыточному порту, не имеют никакого правового значения. И если правительство все-таки получит решение президента, процедура будет пройдена вновь и реорганизация состоится, – пояснила Александра Васюхнова. – В любом случае обеспечительные меры, принятые ВАС РФ, вряд ли будут отменены до рассмотрения дела по существу – для этого остались слишком малые сроки».

 

 

Связанные услуги

Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение