Аналитика Публикации

19
июля

Обзор изменений законодательства за январь – март 2018 года

Источник: Деловой журнал "Бизнес России"


Александр Ситников, Управляющий партнер

В новом обзоре мы представляем вашему вниманию некоторые важные изменения законодательства, произошедшие в первом квартале этого года в сфере строительства, финансов, контрольно-надзорной деятельности, антимонопольного и налогового права.

На рассмотрении находится законопроект о государственном и муниципальном контроле, который объединяет в себе ключевые программы по реформированию данной области и поможет снизить административное давление на бизнес. Принят закон, утверждающий механизм использования синдицированного кредита. В ряд законодательных актов внесены существенные правки, определяющие условия второго этапа амнистии капитала. Стадию публичного обсуждения проходит законопроект о дополнении Земельного кодекса РФ главой о зонах с особыми условиями. Продолжается внесение изменений в Закон № 223-ФЗ, которые, с одной стороны, ужесточат регулирование закупок, с другой, могут упростить положение заказчиков. Особое внимание привлекают нормотворческие инициативы ФАС России по ужесточению уголовной ответственности за участие в картелях.

Изменение порядка государственного и муниципального контроля

Название: проект Федерального закона № 332053-7 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

О чём: закон, в случае его принятия, призван объединить достижения приоритетных программ по реформированию контрольно-надзорной деятельности и заменить действующий Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

В частности, окончательно переориентируется контрольная функция государства: приоритетом станет не реакция на правонарушения, а их превенция и снижение рисков для охраняемых законом ценностей. Эффективность работы контролирующего органа будет оцениваться по динамике снижения потенциального вреда в соотношении с затраченными на это ресурсами, а не по количеству выявленных нарушений и размеру примененных санкций.

Кроме того, объектами контроля выступят также граждане, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, и используемые ими производственные объекты.

Снизить административное давление планируется за счет дифференцированного внимания к объектам контроля в зависимости от тяжести вреда, который они могут причинить, статистики причинения вреда и ряда других факторов. Предполагается, что система управления рисками увеличит сроки между проверками и создаст для бизнеса возможность перехода на более низкую категорию риска в случае добросовестного поведения.

Законопроект также предусматривает, что действия по контролю могут осуществляться с учетом оценки соблюдения обязательных требований, проводимой гражданами и организациями самостоятельно.

Кому интересно: всем юридическим лицам и гражданам.

Статус законопроекта: принят Государственной Думой Российской Федерации в первом чтении 21.02.2018.

Зоны с особыми условиями использования территории – как не нарушить ограничения?

Название: проект Федерального закона № 302180-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования осуществления градостроительной деятельности и установления зон с особыми условиями использования территории".

О чём: законопроект предусматривает дополнение Земельного кодекса Российской Федерации новой главой XIX "Зоны с особыми условиями использования территории".

Следует отметить, что правообладатели земельных участков, осуществляя строительство, могут даже не подозревать, что они нарушают ограничения, связанные с установленными на территории земельного участка зонами с особыми условиями использования территории ("Зоны с особыми условиями", "Зоны"). Указанное, как правило, связано с отсутствием публичного доступа к сведениям о таких Зонах. При этом нарушение ограничений, связанных с данными Зонами, может стать основанием для сноса построенного объекта (см., например, определение ВС РФ от 27.09.2016 № 309-ЭС16-5381).

Вносимые законопроектом в Земельный кодекс РФ изменения призваны способствовать решению указанных проблем.

Законопроект, в частности, предусматривает порядок и случаи сохранения зданий, сооружений, построенных в границах Зон с особыми условиями; случаи возмещения убытков, причиненных сносом зданий, сооружений; правила установления, изменения и прекращения данных Зон; основания и условия выплаты возмещения правообладателям земельных участков, пользование которыми невозможно в связи с установлением (изменением) соответствующих Зон.

Кому интересно: правообладателям земельных участков, объектов капитального строительства; государственным органам; владельцам объектов трубопроводного транспорта, объектов электроэнергетики и иных объектов, в связи с нахождением которых на земельном участке подлежат установлению соответствующие Зоны с особыми условиями.

Статус законопроекта: принят ГД ФС РФ в первом чтении 21.12.2017.

Синдицированный кредит: правила пользования

Название: Федеральный закон от 31.12.2017 № 486-ФЗ "О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

О чём: новый федеральный закон регулирует отношения по предоставлению заемщику займа или кредита несколькими займодавцами (кредиторами), которые действуют совместно, а также отношения между такими займодавцами (кредиторами). Федеральный закон закрепляет круг лиц, которые вправе входить в синдикат кредиторов, закрепляет права и обязанности кредитного управляющего, а также порядок принятия решений синдикатом кредиторов. Заемщиком по синдицированному кредиту может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Договор синдицированного кредита должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет ничтожность договора.

Данный федеральный закон также вносит изменения в Основы законодательства о нотариате, а также в ряд иных законов (в частности, в ФЗ "О рынке ценных бумаг", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "Об ипотеке" и др.)

Кому интересно: кредитным организациям и иным потенциальным кредиторам, а также всем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям – потенциальным заемщикам.

Вступил в силу: 1 февраля 2018 года.

Второй этап амнистии капиталов

Названия: Федеральные законы от 19.02.2018 № 33-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 19.02.2018 № 34-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)", от 19.02.2018 № 35-ФЗ "О внесении изменений в статью 76.1 Уголовного кодекса Российской Федерации".

О чём: определены условия второго этапа амнистии капитала.

Предоставление специальной декларации освобождает от взыскания налогов, обязанность по оплате которых возникла до 01.01.2018 в результате совершения операций с имуществом, счетами или КИК. При этом сами КИК от уплаты налогов на прибыль или имущество не освобождаются. Декларация предоставляется в любой налоговый орган в период с 01.03.2018 по 28.02.2019. Освобождаются от НДФЛ доходы, полученные при ликвидации КИК, если она завершена до 01.03.2019. Уведомление о КИК или об участии в иностранных организациях не считается просроченным при предоставлении его с декларацией и отражении в ней соответствующих сведений. До 01.03.2019 продлена возможность ликвидируемой КИК исключать из прибыли (убытка) доходы и расходы от реализации ценных бумаг или имущественных прав контролирующему или взаимозависимому лицу. Подача специальной декларации освобождает от уголовной ответственности по статье 193, частям 1 и 2 статьи 194, статьям 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ за деяния, совершенные до 01.01.2018.

Кому интересно: физическим и юридическим лицам.

Вступили в силу: 19 февраля 2018 года.

Закупки по новым правилам: противоречивые изменения

Название: Федеральный закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

О чём: закон вносит существенные изменения в Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Указанные изменения носят противоречивый характер. Ряд из них вводят более строгое регулирование закупок:

- устанавливается более детальное регулирование порядка осуществления конкурентных закупочных процедур (в частности, установлены минимальные сроки их проведения; порядок изменения закупочной документации, отмены закупки и сроки заключения договора);

- детально регламентируется порядок закупок у субъектов МСП[1]: конкурентные закупки у субъектов МСП могут проводиться только в форме конкурса, аукциона, запроса предложений или запроса котировок. Кроме того, такие закупки должны осуществляться в электронной форме на электронных площадках, включенных в утвержденный правительством перечень. Для иных конкурентных закупок режим либеральнее: заказчик может применять иные способы, предусмотренные его положением о закупках; электронная форма будет обязательна, только если это прямо предусмотрено положением о закупках;

- устанавливаются требования к описанию объекта закупки, фактически аналогичные требованиям Закона № 44-ФЗ;

- расширяется перечень оснований обжалования закупок в антимонопольный орган.

Другие изменения, напротив, упрощают положение заказчиков:

- смягчается режим проведения закупок у единственного поставщика: заказчики освобождаются от необходимости размещать информацию о таких закупках в ЕИС (если иное не предусмотрено положением о закупках). Потребуется лишь направлять информацию о договоре в реестр договоров;

- из-под действия Закона № 223-ФЗ исключаются закупки у лиц, являющихся взаимозависимыми с заказчиком в соответствии с Налоговым кодексом РФ и указанных в положении о закупках заказчика.

Кому интересно: субъектам Закона № 223-ФЗ, а также юридическим и физическим лицам, участвующим в закупках.

Опубликован / вступает в силу: основная часть поправок вступает в силу с 1 июля 2018 года. Отдельные изменения (расширение оснований для обжалования, исключение из-под действия Закона № 223-ФЗ отдельных закупок и др.) вступили в силу 31 декабря 2017 года.




[1] Малого и среднего предпринимательства.



VEGAS LEX_Бизнес России_Обзор изменений законодательства за январь-март 2018 года

Скачать файл
Файл добавлен 19.07.2018
Презентация .pdf (435 Кб)
Консультация эксперта

Подать заявку на участие

Соглашение
Введите символы с картинки*