Аналитика Публикации

24
сентября
2021

Кирилл Никитин: интервью для Коммерсантъ ФМ, почему не оплативших проезд по ЦКАД ожидают штрафы

Источник: Радио новостей "Коммерсантъ FM 93.6"


Кирилл Никитин, Руководитель Экологического направления, управляющий Поволжской дирекцией

Платная ЦКАД стала первой (и пока единственной) российской трассой, на которой внедрена free-flow — система проезда без шлагбаумов. Неоплаченный проезд чреват штрафом Ространснадзора по ст. 12.21.4 КоАП (1,5–5 тыс. руб. в зависимости от транспортного средства нарушителя). Если в течение 20 дней автовладелец погасит долг, постановление отменяется. По данным Ространснадзора на 21 сентября (предоставлены по запросу “Ъ”), всего вынесено более 37,1 тыс. штрафов за неоплату проезда на общую сумму 70,7 млн руб. При этом 13% нарушителей оплатили постановления (на сумму в 9,5 млн руб.). 3,4 тыс. штрафов отменено в связи с погашением долга. В течение пяти дней после проезда можно внести плату, в этом случае штраф не выносится, напомнили в "Автодоре".

В платный режим ЦКАД, напомним, переходила поэтапно начиная с ноября 2020 года. В январе 2021 года вступили в силу поправки к КоАП. Тогда, в частности, и была введена упомянутая ст. 12.21.4. Однако до июля штрафов Ространснадзор не выносил из-за отсутствия у ведомства соответствующих полномочий (“Ъ” рассказывал про этот юридический казус). "Автодор" все это время копил информацию о должниках и теперь перешел к активной фазе взыскания долга.

Госкомпания будет требовать оплатить долг со ссылкой на закон "Об автодорогах и дорожной деятельности», обязывающий пользователей оплатить проезд при заключении публичного договора (он заключается с автомобилистом автоматически при выезде на участок). Должников будут вызывать в суд, поясняет собеседник “Ъ”, и, если они не явятся, решения о взыскании будут выноситься без них. Собеседник “Ъ” отмечает, что, в отличие от штрафа, который "сгорает" через два года, если не был оплачен, задолженность по проезду может взыскиваться в течение трех лет. На данный момент, добавляет источник “Ъ”, в системе "не одна тысяча госномеров, за которыми числятся неоплаченные долги, по которым также будут направлены претензии".

В разное время подачу исков о взыскании долгов практиковали налоговая служба, Фонд капитального ремонта, организации жилищно-коммунального хозяйства, говорит руководитель дирекции юридической фирмы VEGAS LEX Кирилл Никитин, "Автодор" этим занимается впервые. «Подавляющее большинство пользователей дорог — физлица, владельцы легкового автотранспорта,— отмечает эксперт.— В правоотношениях с оператором дороги физлицо признается наименее защищенной стороной, которая пользуется расширенным спектром инструментов судебной защиты». В частности, поясняет господин Никитин, потребитель имеет право на рассмотрение дела судом по месту его жительства (регистрации), на него не распространяется бремя доказывания и т. п. С учетом этого издержки, которые "Автодор" понесет в связи с рассмотрением спора, вполне могут превысить экономический эффект, на который рассчитывает компания, считает эксперт. К примеру, посчитал Кирилл Никитин, взыскание задолженности в 15 тыс. руб. обойдется компании примерно в 5 тыс. руб. издержек (госпошлина, судебные расходы, зарплата юристов, услуги нотариуса и т. п.).

В июне, напомним, был официально запущен последний участок ЦКАД на юге Москвы. Власти заявили об окончании стройки, по факту завершен лишь проект 2011 года без некоторых развязок (с Дмитровским, Можайским шоссе). Сейчас идет проектирование недостающих элементов, позже "Автодору" нужно будет найти деньги на их строительство. В 2019 году госкомпания запрашивала на эти цели у Минфина 44 млрд руб., но получила отказ.


Слушать запись интервью Кирилла Никитина

Текстовая версия сюжета на сайте издания: ЦКАД платежом красен

С перечнем услугам фирмы можно ознакомиться здесь.



Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение