Аналитика Публикации

26
февраля
2015

Аналитический обзор ключевых изменений законодательства, регулирующего отношения в энергетике России в 2014 году

Источник: Журнал "ЭнергоРынок"


Юрий Татаринов, Руководитель Практики по проектам в энергетике

После продолжительного периода развития (модернизации) законодательства в сфере энергетики, пик которого пришелся на 2010–2012 гг., 2014 г. не был столь богат на существенные изменения.

Ключевым результатом тотальной корректировки законодательства в части электроэнергетики стали новые Правила оптового рынка электрической энергии (мощности)[1], Правила функционирования розничных рынков электрической энергии[2], Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в сфере электроэнергетики[3]в части теплоснабжения – Закон «О теплоснабжении»[4], Правила организации теплоснабжения[5], Основы ценообразования в сфере теплоснабжения[6]в части водоснабжения – Закон «О водоснабжении и водоотведении»[7], Правила организации холодного[8] и горячего[9] водоснабжения; в части газоснабжения были внесены существенные корректировки в Положение о государственном регулировании цен на газ[10], а также принят ряд нормативно-правовых актов, устанавливающих особенности ценообразования в отношении перечисленных видов деятельности.

Указанные акты, закрепив основные принципы взаимодействия субъектов в сфере электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, стали основой для разработки и внедрения комплекса нормативно-правовых актов, направленных на улучшение взаимодействия участников указанных рынков, сервиса обслуживания потребителей, повышения качества и надежности энергоснабжения потребителей.

В этой связи в 2014 г. основными задачами для корректировки законодательства являлись:

  • Создание условий для ограничения роста тарифов в сфере энергетики;
  • Определение параметров перекрестного субсидирования в части ценового регулирования услуг по передаче электрической энергии;
  • Создание условий для обеспечения доступности инфраструктуры для потребителей;
  • Уточнение правил определения стоимости услуг по передаче электрической, тепловой энергии, газа, воды;
  • Создание законодательных ограничений, направленных на исключение случаев «манипулирования» ценами в отношении электрической энергии со стороны энергосбытовых организаций;
  • Внедрение механизмов утверждения инвестиционных программ (в части тепло-, водоснабжения по аналогии с механизмами регулирования деятельности сетевых организаций в электроэнергетике);
  • Корректировка законодательства в области тарифного регулирования, направленная на устранение правовых пробелов, выявленных в ходе правоприменительной практики.

В результате в 2014 г. в электроэнергетике были приняты следующие ключевые изменения.


I.    В части электроснабжения

I.1.  С 1 января 2014 г. в большинстве регионов России прекратил действовать механизм «последней мили»

В соответствии с Федеральным законом от 06.11.13 № 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и ст. 81 Федерального закона «Об акционерных обществах» (вступившем в силу с 06.11.13), с 1 января 2014 г. не допускается передача в аренду организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью территориальным сетевым организациям объектов электросетевого хозяйства и (или) их частей, к которым технологически присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии.

Законом предусмотрены исключения, в соответствии с которыми возможна передача в аренду организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью территориальным сетевым организациям объектов электросетевого хозяйства и (или) их частей, к которым технологически присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии:

  • При условии предварительного заключения такими потребителями соглашений с территориальными сетевыми организациями;
  • Без заключения соглашений и в отношении объектов электросетевого хозяйства и (или) их частей, находящихся на территориях республик Карелия, Марий Эл, Хакасия, Белгородской, Волгоградской, Вологодской, Курской, Липецкой, Нижегородской, Ростовской, Тамбовской, Томской, Тюменской, Челябинской областей, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа.
  • При этом передаются в аренду только объекты электросетевого хозяйства и (или) их части, в отношении которых по состоянию на 1 сентября 2013 г. действовали договоры аренды, заключенные между организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальными сетевыми организациями;
  • Без заключения соглашений передаются в аренду территориальным сетевым организациям объекты электросетевого хозяйства и (или) их части, принадлежащие организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и находящиеся на территориях Республики Бурятия, Забайкальского края, Амурской области, Еврейской автономной области, за исключением объектов электросетевого хозяйства и (или) их частей, к которым энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии технологически присоединены после 1 января 2007 г.
  • Кроме того, закон предусматривает максимальные объемы перекрестного субсидирования в рамках тарифного регулирования, а также определяет динамику снижения перекрестного субсидирования в период с 2014 по 2017 г.


I.2.  С февраля 2014 г. были существенно скорректированы Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям 

В 2014 г. был существенно изменен порядок доступа к электрическим сетям в целях снижения срока технологического присоединения и сокращения количества обязательных процедур[11], совершаемых в рамках указанного процесса.

В частности, постановлениями Правительства РФ от 10.02.14 № 95, от 20.02.14 № 130 были закреплены:

  • Порядок заключения договора энергоснабжения, договора купли-продажи электрической энергии и договора оказания услуг по ее передаче до окончания процедуры технологического присоединения к электрическим сетям; 
  • Обязанность сетевой организации по направлению подтверждающих оформление процедуры технологического присоединения документов в адрес энергосбытовой организации, с которой потребителем был заключен соответствующий договор;
  • Порядок взаимодействия энергосбытовой, сетевой организаций и потребителя в части допуска приборов учета в эксплуатацию, а также в части начала исполнения обязательств по исполнению договоров о приобретении электрической энергии и оказания услуг по ее передаче;
  • Порядок переоформления документов, подтверждающих технологическое присоединение;
  • Формы документов, оформляемых в рамках процедуры технологического присоединения или процедуры восстановления указанных документов (акт о технологическом присоединении, акт разграничения балансовой принадлежности сторон, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акт обследования электроустановки, акт о выполнении технических условий);
  • Порядок проверки со стороны сетевой организации выполнения условий технологического присоединения. 


I.3.  С марта 2014 г. были внесены изменения касательно особенностей правового статуса сетевых организаций, обслуживающих преимущественно одного потребителя

Постановлением Правительства РФ от 07.03.14  №79 были закреплены:

  • Особенности оплаты услуг по передаче электрической энергии потребителями в адрес сетевых организаций, объекты электросетевого хозяйства которых используются для передачи электрической энергии такому потребителю. 
  • В указанном случае потребитель оплачивает стоимость услуг по передаче электрической энергии в адрес «моносетевой» организации и отдельно – в адрес прочих сетевых организаций (в случае, если их объекты электросетевого хозяйства используются для передачи электрической энергии такому потребителю);
  • Критерии отнесения территориальных сетевых организаций к сетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя (Приложение 3 к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике).


I.4.  С августа 2014 г. был существенно скорректирован порядок определения стоимости услуг по передаче электрической энергии

Постановлением Правительства РФ от 31.07.14 года № 740 были внесены императивные правила касательно определения объемов и стоимости услуг по передаче электрической энергии:

  • В части оплаты услуг по передаче электрической энергии потребителями, энергопринимающие устройства которых присоединены к переданным в аренду территориальным сетевым организациям объектам электросетевого хозяйства, отнесенным к единой национальной (общероссийской) электрической сети (так называемый тариф ВН1);
  • В части императивных правил определения уровня напряжения, на котором подключены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии к электрическим сетям территориальных сетевых организаций (в зависимости от типа присоединения – прямое, опосредованное, в том числе через объекты по производству электрической энергии или через объекты электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуги по передаче электрической энергии).


II.   В части газоснабжения

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.13 № 35-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в части порядка доступа к сетям газоснабжения.

Закон «О газоснабжении в Российской Федерации» был дополнен ст. 23.2. (государственное регулирование платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям), в соответствии с которой:

  • Правительство РФ было наделено правом утверждения правил подключения к сетям газоснабжения;
  • За ФСТ России были закреплены полномочия по разработке и утверждению методических указаний по расчету платы за подключение к сетям газоснабжения;
  • Органы регулирования субъектов РФ были наделены правом установления платы за подключение к сетям газоснабжения.

В результате:

  • С 1 марта 2014 г. вступили в силу Правила подключения к сетям газоснабжения (утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.12.13 № 1314);
  • С  22 июня 2014 г. вступил в силу Приказ ФСТ России от 28.04.14 № 101-э/3 «Об утверждении Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину».

Таким образом, в настоящее время порядок подключения к сетям газоснабжения во многом схож с порядком технологического присоединения к электрическим сетям и предоставляет потребителям исчерпывающий набор правовых инструментов для диалога с газоснабжающими (газотранспортными) организациями в части определения условий доступности сетей газоснабжения, сроков подключения, а также стоимости подключения.


III.  В части теплоснабжения

Ключевым вопросом, ставшим предметом широкого обсуждения как со стороны органов государственной власти, так и со стороны бизнес-сообщества стал вопрос ценообразования с учетом метода альтернативной котельной в рамках создания новой модели рынка тепла.

В результате Распоряжением Правительства РФ от 02.10.14 № 1949-р был утвержден план мероприятий (дорожная карта) касательно внедрения целевой модели рынка тепловой энергии.

Предусмотренная дорожной картой новая модель рынка тепловой энергии направлена на стимулирование развития эффективных источников тепла с учетом долгосрочных программ инвестирования.

Переход к новой модели предполагается осуществить в первую очередь посредством внедрения модели альтернативной котельной, а также посредством наделения единой теплоснабжающей организации (далее – ЕТО) функциями гарантирующего поставщика[12] по поставке всех товаров и услуг в сфере теплоснабжения в границах зоны своей деятельности и исполнения функций, связанных с оперативным управлением системой теплоснабжения.

Переход к новой модели рынка тепловой энергии предусматривает реализацию ответственными ведомствами мероприятий, предусмотренных дорожной картой, в том числе направленных на:

  • отмену государственного регулирования большинства цен и товаров в сфере теплоснабжения;
  • внедрение новой системы ценообразования во всех системах централизованного теплоснабжения РФ;
  • повышение эффективности деятельности ЕТО, расширение ее функций и полномочий;
  • усиление надежности и качества теплоснабжения;
  • повышение эффективности отрасли теплоснабжения.


[1]  Постановление Правительства РФ от 27.12.10 № 1172 (ред. от 23.08.14).

[2]  Постановление Правительства РФ от 04.05.12 № 442 (ред. от 11.08.14).

[3]  Постановление Правительства РФ от 29.12.11 № 1178 (ред. от 29.10.14).

[4]  Федеральный закон от 27.07.10  № 190-ФЗ (ред. от 14.10.14) «О теплоснабжении».

[5]  Постановление Правительства РФ от 08.08.12  № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации).

[6]  Постановление Правительства РФ от 22.10.12  № 1075 (ред. от 02.10.14) «О ценообразовании в сфере теплоснабжения».

[7]  Федеральный закон от 07.12.11  № 416-ФЗ  (ред. от 14.10.14) «О водоснабжении и водоотведении».

[8]  Постановление Правительства РФ от 29.07.13 № 644 (ред. от 14.11.14) «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

[9]  Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 № 642 (ред. от 26.03.2014) "Об утверждении Правил горячего водоснабжения и внесении изменения в Постановление Правительства РФ от 13.02.06  № 83.

[10]  Постановление Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021 (ред. от 18.10.14) «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации».

[11]  Распоряжение Правительства РФ от 30.06.12 № 1144-р (ред. от 17.08.13) «Об утверждении плана мероприятий (дорожной карты) «Повышение доступности энергетической инфраструктуры».

[12]  По аналогии с регулированием отношений в сфере электроэнергетики.


Связанные услуги

Связанные отрасли

VEGAS LEX_Татаринов_Энергорынок_01.2015

Скачать файл
Файл добавлен 15.07.2016
Презентация .pdf (85 Кб)

Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение