Аналитика Публикации

4
февраля
2015

Что ждет бизнес?

Источник:: Реальный бизнес


Максим Григорьев, Партнер, управляющий Южной дирекцией, руководитель специальных проектов

Прошлый год стал рекордным по количеству новых законов. Мы отобрали наиболее значимые для бизнеса поправки и постарались разобраться, чем они обернутся для компаний.

Федеральный закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)»

Закон определяет порядок налогообложения в Российской Федерации прибыли иностранных компаний, контролируемых российскими налоговыми резидентами. Определены также условия отнесения иностранной организаций к контролируемой иностранной компании, критерии признания физических лиц и организаций контролирующими лицами, порядок налогообложения и основания освобождения от налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании. Кроме того, закон вводит ответственность за неуплату налогов контролирующим лицом с прибыли иностранной компании.

В качестве наказания введены штрафы за непредставление отчетности о контролируемой иностранной организации и штраф за неуплату или неполную уплату налога, случившуюся из-за того, что при определении налоговой базы не была учтена прибыль от контролируемой иностранной организации.

Кроме того, тех, кто попытается скрыть от налоговых органов наличие контролирующей доли в капитале иностранной компании, также будут штрафовать. Не говоря уже о существующей уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, от которой нарушители тоже освобождаться не будут.

Вдобавок вводятся вспомогательные понятия, конкретизирующие случаи владения иностранными компаниями, в том числе через номинальных акционеров, управления ими через номинальных директоров. В законе закреплена обязанность сообщать в налоговые органы об участии в иностранных организациях, структурах без образования юридического лица (фондах, партнерствах, товариществах, трастах, иных формах осуществления коллективных инвестиций или доверительного управления).

Проблемой для российских налогоплательщиков, владеющих офшорами, является обязанность секретарских компаний (зарегистрированных агентов) в соответствии с законодательством офшорных юрисдикций собирать и хранить информацию о бенефициарах. Имеется высокая вероятность того, что местные государственные органы обяжут зарегистрированных агентов предоставлять подобную информацию.

Закон также содержит положения, направленные на противодействие косвенной продаже недвижимости: когда российская недвижимость передается во владение иностранной компании, а затем вместо продажи самой недвижимости производится продажа акций/долей этой иностранной компании.

Цель данного законопроекта – сделать невыгодным использование офшорных компаний для целей налогового планирования.

Новые правила повысят налоговую нагрузку на холдинги и совместные предприятия. В итоге организации вынуждены будут вести «реальный» бизнес и платить повышенные налоги.

Дата вступления в силу данного Закона – 01.01.2015.

 

Федеральный закон от 24.11.2014 № 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Закон заменяет механизм квотирования при привлечении к трудовой деятельности на территории РФ иностранных граждан, прибывших в порядке, не требующем получения визы, на разрешительный порядок осуществления трудовой деятельности по патенту.

Оформление патента предусмотрено только в случае обращения иностранного гражданина, указавшего в миграционной карте при пересечении государственной границы РФ цель визита – «работа».

Заявление о получении патента иностранный гражданин должен подать в течение 30 дней со дня въезда на территорию РФ. Нарушение указанного срока влечет отказ в приеме заявления иностранного гражданина о выдаче патента.

Устанавливаются обязательные единые требования, дающие основания для получения патента. Осуществление трудовой деятельности, наем на работу иностранного гражданина без наличия трудового патента установленного образца влечет ответственность как самого иностранного гражданина, так и работодателя. После выдачи патента устанавливается процедура контроля за реализацией патента.

По новым правилам патент будет выдаваться на срок от 1 до 12 месяцев. Выданный безвизовому иностранцу патент может быть продлен на период от 1 месяца. При этом общий срок патента с учетом всех продлений не может быть больше 12 месяцев. Следовательно, продлить патент, который был выдан ровно на 12 месяцев, нельзя.

Из имеющихся норм пока не вполне ясно, как определять срок, на который будет выдан патент.

До 1 января 2015 года работодатель, нанявший иностранного работника, был обязан в течение 10 дней уведомить об этом налоговые органы. Теперь налоговые органы уведомлять не потребуется.

Таким образом, законодатель существенно облегчил обязанности работодателя, связанные с уведомлением соответствующих органов о принятии на работу иностранных граждан. Кроме того, был снят вопрос, который возникал при приеме на работу безвизовых иностранцев.

Однако вводится обязанность работодателей и заказчиков работ (услуг) уведомлять подразделения ФМС России, региональные органы занятости и налоговые органы о заключении и расторжении трудовых или гражданско-правовых договоров с иностранным работником.

Данный закон направлен на развитие регионального рынка труда, а также на приоритетное трудоустройство граждан РФ.

Помимо этого, закон позволяет снизить административные барьеры и свести к минимуму коррупционные риски в сфере привлечения и использования трудящихся иностранных граждан.

Дата вступления в силу данного Закона – 01.01.2015 (за исключением отдельных положений).

 

Федеральный закон от 01.12.2014 № 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении»

Согласно данному закону планируется полностью отменить регулирование цен на тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям и другим теплоснабжающим организациям. Однако данное правило не будет распространяться на регулирование цен на тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, реализация которых необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей.

Регулирование указанных цен полностью будет отменено с 01.01.2018. До этой даты цены определяются соглашением сторон и в рамках предельных значений, установленных органами регулирования тарифов.

Также должно быть отменено регулирование цен на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, производимые с использованием источников тепловой энергии малой мощности, то есть менее 10 гигакалорий в час.

Кроме того, устанавливать порядок расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении теперь будет Правительство РФ. Ранее данные полномочия принадлежали Министерству энергетики России. При этом функции по расследованию аварий при теплоснабжении будут возложены на Ростехнадзор.

Данный закон позволит теплоснабжающей организации покупать энергию у источников тепловой энергии на конкурентной основе. В результате на рынке останутся только наиболее эффективные участники рынка, которые смогут модернизировать инфраструктуру. Однако пока поставщики коммунальных услуг к этому не готовы: скорее всего, они перестрахуются и сразу переложат все свои риски на потребителей, при этом цены значительно вырастут. На сегодняшнем этапе целесообразнее было бы стимулировать компании искать дополнительные резервы и повышать доходы не за счет роста тарифов, а за счет увеличения экономии.

Дата вступления в силу данного Закона – 01.01.2015 (за исключением отдельных положений).


Федеральный закон от 21.07.2014 № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Данный закон снимает ограничения по видам объектов концессионного соглашения (далее – КС), для которых может устанавливаться плата концедента (лица, которому будет принадлежать на праве собственности созданный или реконструированный в процессе реализации КС объект), устанавливает возможность проведения совместных концессионных конкурсов и конкурсов в отношении нескольких объектов, возможность и правила заключения концессионных соглашений на основании частной инициативы.

Закрепление возможности заключения КС по инициативе частного инвестора упростит процедуру проведения конкурса на право заключения КС в случае, если на объект претендует только один участник. Применение частных инициатив особенно актуально для регионов и муниципалитетов, которые не могут заранее оценить возможность заключения соглашений и качественно подготовить их. Кроме того, данное нововведение позволит сократить сроки заключения КС.

Закон устанавливает дополнительные требования в сфере планирования заключения концессионных соглашений и опубликования информации о соглашениях, которые предполагается заключать в течение года. Нововведения развивают существующие положения о гарантиях прав концессионера (лица, которое за счет собственных средств создает или реконструирует объект КС) в случае изменения законодательства или экономических условий, законодательно закрепляется возможность продления срока концессионного соглашения.

Закон также вносит изменения в законодательство о приватизации государственного и муниципального имущества, устанавливая преимущественное право концессионера на приватизацию объекта концессионного соглашения. Изменяется и Федеральный закон «О защите конкуренции» – государственные и муниципальные гарантии и права по концессионному соглашению исключаются из числа государственных преференций.

Данные новеллы в первую очередь направлены на улучшение положения концессионеров и финансирующих организаций. Ключевой задачей Закона является создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в проекты, реализуемые на концессионной основе на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Дата вступления в силу данного Закона – 01.02.2015 (за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 01.05.2015).

 

Федеральный закон от 21.07.2014 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях»

Новое законодательство предусматривает, что все компании, хранящие данные граждан РФ на серверах в других странах, должны будут изменить свои политики работы с персональными данными.

В соответствии с законом запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан РФ должны производиться с использованием баз данных, расположенных на территории РФ.

Вводится также обязанность указывать сведения о месте расположения таких баз данных. Предусмотрено и право уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных ограничивать доступ к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства на основании вступившего в силу судебного акта при соблюдении специальной процедуры, предусмотренной изменениями в Закон об информации (№ 149-ФЗ от 27.07.2006).

Закон также предусматривает создание автоматизированной информационной системы «Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных».

Цель нововведений – совершенствование института защиты персональных данных граждан РФ в информационно-телекоммуникационных сетях. Многие иностранные и российские компании вынуждены перестраивать свои технологические процессы так, чтобы это не сказалось на качестве предоставляемых услуг, что влечет за собой соответствующие финансовые риски.

Дата вступления в силу данного Закона – 01.09.2015.

 

Федеральный закон Российской Федерации от 04.11.2014 № 348-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»

 Закон вводит новую форму информационного взаимодействия организаций и налоговых органов, налогового мониторинга, при котором у организаций появится возможность определить правильность исчисления налогов и сборов в реальном времени, не дожидаясь проведения выездной или камеральной налоговой проверки. При этом налоговые органы не смогут провести камеральные и выездные налоговые проверки за налоговый период, охватываемый действием налогового мониторинга, за исключением ряда случаев (например, налоговая проверка инициирована вышестоящим налоговым органом).

Воспользоваться нововведением сможет средний и крупный бизнес, в частности, если суммарный объем полученных доходов за календарный год, предшествующий году, в котором подано заявление о налоговом мониторинге, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности, составил не менее 3 млрд рублей.

Выполнение мотивированных мнений налогового органа, предоставленных в рамках налогового мониторинга, исключает вину налогоплательщика. Закон также позволяет не начислять пени на сумму недоимки, образовавшуюся в результате исполнения согласованной в рамках налогового мониторинга позиции налогового органа. Таким образом, крупный бизнес сможет снижать риски налоговых проверок и доначислений.

В то же время применение налогового мониторинга не снижает риск доначислений налога в случае инициирования выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом по отношению к налоговому органу, проводящему налоговый мониторинг.

Принимая решение о том, необходим ли налоговый мониторинг, важно определиться, нужна ли организации «постоянная налоговая проверка» или, наоборот, специфика деятельности предусматривает возникновение спорных ситуаций, требующих оперативного взаимодействия с налоговым органом.

Дата вступления в силу данного Закона – 01.01.2015.

 

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2014 № 482-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

 Данным законом внесено множество важных и долгожданных изменений, которые способны существенным образом изменить практику ведения дел о несостоятельности. В частности, ревизии подверглись нормы о праве на обращение в суд с заявлением о банкротстве, правилах назначения временного управляющего при банкротстве должника, правах залоговых кредиторов. В целом закон ограничивает права должников в интересах кредиторов. При этом часть кредиторов переводится в привилегированное положение по сравнению с остальными.

 Так, одно из главных изменений – предоставление банкам права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в отсутствие вступившего в законную силу решения суда о взыскании с должника денежных средств. Таким образом, банки поставлены в привилегированное положение по отношению к другим конкурсным кредиторам, которые для получения права на обращение в суд с заявлением о банкротстве должника должны получить решение суда о взыскании суммы долга.

 По новым правилам кредитная организация может обратиться в суд с заявлением о банкротстве должника в случае неисполнения им денежных обязательств в течение 3 месяцев при условии предварительного уведомления должника и всех известных заявителю кредиторов о своем намерении обратиться с таким заявлением. До 01.07.2015 надлежащим будет являться письменное уведомление не менее чем за 30 дней до обращения в суд. После этой даты надлежащим уже будет считаться опубликование уведомления не менее чем за 15 дней в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц.

 Представляется, что обязанность банков уведомлять всех известных им кредиторов должника не является оптимальным средством обеспечения интересов последних. Доказать осведомленность банка о наличии того или иного кредитора на практике может быть достаточно сложно.

Также закон лишает должника права самостоятельно выбирать кандидатуру временного управляющего или саморегулируемую организацию, из числа членов которой он должен быть утвержден. В соответствии с новеллами временный управляющий будет утверждаться из числа членов саморегулируемой организации, определенной путем случайного выбора. Порядок определения СРО (путем случайного выбора) должен быть установлен уполномоченным государственным органом, однако срок такого утверждения пока не установлен. До этого СРО будет определяться судом при подаче заявления должника.

 Кроме того, должник будет обязан предварительно уведомить известных ему кредиторов о намерении обратиться с заявлением о банкротстве. Уведомление производится в том же порядке и в те же сроки, которые предусмотрены для уведомления кредитной организацией о намерении обратиться с заявлением о банкротстве должника.

Таким образом, из практики исключается один из способов сохранения должником контроля над процедурой банкротства – инициирование процедуры самим должником. Безусловно, остается второй – контролируемое банкротство по заявлению дружественного кредитора. Вместе с тем этот способ проигрывает в оперативности первому, поскольку для подачи такого заявления требуется вступление в силу решения суда о взыскании долга.

Закон увеличивает со 100 тыс. до 300 тыс. руб. размер требований, с которыми кредитор может обратиться в суд для инициирования процедуры банкротства своего должника – юридического лица. Для заявлений о банкротстве стратегических предприятий и организаций, а также субъектов естественных монополий этот размер увеличен с 500 тыс. до 1 млн рублей.

Закон предоставляет дополнительные права залоговым кредиторам (конкурсные кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества должника). Они получили право голоса по вопросам: о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой он утверждается; об обращении в суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего; а также о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению. Раньше они могли голосовать только в ходе наблюдения, а также в ходе финансового оздоровления и внешнего управления в случае отказа от реализации предмета залога. Залоговые кредиторы фактически были лишены возможности существенным образом влиять на процедуру в том случае, если их требования не были включены в реестр требований кредиторов на момент проведения первого собрания кредиторов, а также при банкротстве ликвидируемого должника. Предполагалось, что наличие залога является достаточной гарантией обеспечения их интересов. Теперь же они могут голосовать и по наиболее существенным вопросам.

При замещении активов должника (создание на базе имущества должника одного или нескольких акционерных обществ) по новым нормам у залоговых кредиторов происходит замена предмета залога: вместо залога имущества должника возникает право залога на акции созданных акционерных обществ.

Также залоговые кредиторы получили право определять начальную продажную цену предмета залога, порядок и условия проведения торгов, порядок и условия обеспечения сохранности предмета залога. И только при наличии разногласий с арбитражным управляющим или другими кредиторами по данным вопросам решения по ним принимает суд.

Теперь залоговый кредитор вправе оставить предмет залога за собой в ходе торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения при отсутствии заявок на участие в торгах, что является дополнительной мерой по защите его интересов.

Также следует выделить такие изменения, как: наделение конкурсных кредиторов правом заявлять о пропуске срока исковой давности при рассмотрении обоснованности требований других кредиторов; наделение арбитражных управляющих правами затребовать больший объем информации о должнике и контролирующих его лицах, а также возложение обязанности по ее предоставлению на более широкий круг лиц. Законом также установлен срок, в течение которого руководитель организации должен уведомить ее собственников о возникновении признаков банкротства (10 дней) и ответственность руководителя за неисполнение этой обязанности (штраф в размере от 25 тыс. до 50 тыс. рублей или дисквалификация на срок от 6 месяцев до 2 лет). Ужесточена административная ответственность за неправомерные действия при банкротстве. Установлены новые требования, предъявляемые к отчету временного управляющего (должен содержать заключение о наличии или об отсутствии оснований для оспаривания сделок должника), а также внесен ряд других изменений.

Дата вступления в силу данного Закона – 29.01.2015.


VEGAS LEX_Григорьев_Обзор законодательства 2015г._Реальный бизнес.Ростов-на-Дону_02.2015

Скачать файл
Файл добавлен 15.07.2016
Презентация .pdf (163 Кб)

Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение