Аналитика Публикации

17
июля
2014

Закупки: новые правила и ответственность

Источник:: National Business


В текущем году законодательство, связанное с закупками товаров для государственных нужд и нужд отдельных юридических лиц, претерпело существенные изменения.

С 1 января 2014 года вступил в силу Закон о контрактной системе (Закон № 44-ФЗ), который призван заменить систему госзакупок, регулируемую Законом № 94-ФЗ. 16 мая 2014 года в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), внесены поправки, установившие ответственность за нарушение Закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон № 223-ФЗ).

Что нового привносит закон в госзакупки? Какие проблемы решит Закон о контрактной системе? Что ожидает участников госзакупок? За какие нарушения могут быть привлечены к ответственности заказчики-юридические лица? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить в настоящей статье.

Контрактная система: от размещения до исполнения

Необходимость в  принятии нового закона о госзакупках назрела давно. Закон № 94-ФЗ много критиковали, так как в нем детально урегулирован только процесс размещения заказов, что порождало массу способов злоупотреблений со стороны заказчиков и исполнителей госзакупок. За примерами далеко ходить не нужно, это откаты, изменение контрактной цены после заключения с победителем конкурса договора, привлечение победителем конкурса субподрядчиков, демпинг и масса других схем. По подсчетам Правительства РФ нецелевое расходование средств при госзакупках и другие злоупотребления каждый год причиняют ущерб экономике на сумму не менее 1 триллиона рублей.

Среди наиболее значимых нововведений, предусмотренных Законом о контрактной системе, отметим, во-первых, сферой нормативного регулирования нового закона стал весь цикл закупок от планирования до приемки результатов. Во-вторых, более четко и структурировано прописаны способы контроля за процедурой заключения контракта, и самое главное, за его исполнением. Вводится институт общественного контроля за госзакупками. В-третьих, детально прописана процедура прогнозирования и планирования закупок. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не будут осуществляться. В-четвертых, заказчики должны будут создать контрактные службы. В-пятых, обязательным для участника закупки стало обеспечение заявок на участие в конкурсах и аукционах путем внесения денежных средств или банковской гарантии. В-шестых, в новом законе предусмотрена возможность одностороннего расторжения контракта, как по инициативе заказчика, так и исполнителя контракта, если такое условие будет включено в договор.

Новым законом вводятся дополнительные ограничения для участников закупок. В том случае, если цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает 1 млрд. рублей при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд, и 100 млн. рублей при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд, поставщик по контракту теперь будет обязан предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших с ним договор, цена которого составляет более чем 10 процентов от цены контракта.

Если  ранее действующий закон предусматривал контроль только за процедурой размещения заказов, то Законом о контрактной системе вводится контроль, мониторинг, аудит результата закупки. Кроме того, законом значительная роль отводится общественному контролю. Общественные объединения и объединения юридических лиц наделяются полномочиями по мониторингу закупок и исполнению контрактов. Они вправе направлять запросы о предоставлении документов заказчикам, заявления о проведении проверок, инициировать уголовные дела, а также обращаться в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Полноценно Закон о контрактной систем пока не заработал. Но, мы прогнозируем в ближайшем будущем увеличение количества торгов в связи с существенным ограничением в новом законе неторговых процедур. Ожидается, что усилится общественный контроль за соблюдением процедур закупок и исполнения контрактов. В связи с обязательным обеспечением заявок увеличатся издержки участников закупок, а актуальной проблемой станет оперативное получение банковских гарантий. Поскольку применение любого нового закона не всегда проходит безошибочно, ожидается существенный всплеск судебных разбирательств, связанных с оспариванием недопуска к торгам, их результатов, обжалованием результатов проверок, исполнением и расторжением контрактов.

Ответственность по Закону № 223-ФЗ 

До внесения поправок, в КоАП РФ прямая статья, которая бы устанавливала административную ответственность заказчиков за нарушение Закона № 223-ФЗ, отсутствовала. С инициативой по введению такой ответственности выступило руководство Федеральной антимонопольной службы РФ, которое неоднократно высказывалось о том, что Закон № 223-ФЗ следует ужесточить и предусмотреть существенные штрафы за его нарушение. Это обосновывалось тем, что введение ответственности должно повысить эффективность закупок госкомпаний, устранить, имеющиеся экономические возможности перекладывать повышенные издержки на потребителей и повысить конкуренцию.

До введения поправок в КоАП РФ, заказчики, по-сути, серьезно могли быть привлечены к ответственности только за недобросовестную конкуренцию. Например, при создании преимущественных условий отдельным поставщикам. Однако во многих случаях антимонопольный орган отказывал в возбуждении административного дела по причине отсутствия признаков недобросовестной конкуренции в действиях заказчиков.

Условно, все нарушения Закона № 223-ФЗ, за которые теперь вводится административная ответственность, можно разделить на три группы.

К первой группе относятся нарушения формы и порядка закупок, а именно, проведение закупки по правилам Закона № 223-ФЗ, а не Закона о контрактной системе (44-ФЗ), а также нарушение требования о проведении закупки в электронной форме.

Вторая группа содержит нарушения связанные с размещением информации в единой информационной системе в сфере закупок. К ним относится несоблюдение заказчиком сроков размещения информации о закупке, нарушение сроков размещения изменений в правила закупки заказчика, неразмещение информации о закупке.

К третьей группе можно отнести незаконные требования заказчиков к поставщикам и конкурсной документации.

Минимальный штраф устанавливается КоАП РФ в размере 2 000 рублей, например, за несоблюдение должностным лицом заказчика требований закона к содержанию извещений о закупке товара, работ или услуг. Максимальная планка штрафа равна 500 000 рублей и может назначаться за невыполнение юридическими лицами решения или предписания уполномоченного органа.

Поправки в КоАП РФ, помимо ответственности непосредственно заказчиков, то есть юридических лиц, также устанавливают ответственность должностных лиц заказчиков. К ним относятся лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ, включая членов комиссий по осуществлению закупок.

В ситуации рецидива нарушения заказчиком правила о проведении закупки именно в электронной форме, должностное лицо такого заказчика может быть дисквалифицировано на срок от шести месяцев до одного года. А это, уже существенный риск для менеджера и определенный стоп-фактор от повторного нарушения закона.

В заключении следует отметить, что введение административной ответственности за нарушение Закона № 223-ФЗ на заказчиков накладывает определенные риски, в частности риск дисквалификации должностного лица, отвлечение ресурсов на сопровождение дел в административных и судебных органах. Возможность привлечения к административной ответственности за нарушение закона потребует от юридических лиц более четкого соблюдения положений Закона № 223-ФЗ. 


VEGAS LEX_Лавров_National Business_07.2014

Скачать файл
Файл добавлен 15.07.2016
Презентация .pdf (2,6 Мб)

Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение