Аналитика Публикации

8
июля
2013

Дорожные штрафы превратились в банковскую тайну

Источник: Газета "Независимая газета"


Игорь Чумаченко, Партнер, руководитель Практики "Недвижимость. Земля. Строительство"

Несколько десятков тысяч российских водителей на своем опыте смогли убедиться, насколько ненадежно работает так называемое электронное правительство. Речь идет об уплате штрафов за нарушение Правил дорожного движения (ПДД). Скандал вспыхнул в конце весны, когда выяснилось, что многие банки, принимая платежи, не сообщают о них в единую информационную систему, к которой они попросту не подключены. В результате искупившие вину рублем нарушители для ГИБДД формально остаются злостными неплательщиками. Столичные власти, не видя иного выхода, опубликовали список банков, в которых дорожные штрафы оплачивать не рекомендуется.

В минувшую пятницу московские власти обнародовали названия банков, которые не передают информацию об оплаченных штрафах за нарушение ПДД в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах. В черный для водителей список внесены Альфа-банк, Абсолют Банк, «Интеркоммерц», МИНБ, Ситибанк, «Лидер», Мособлбанк, Райффайзенбанк, «Рапида», филиал «Тульский» ООО КБ «Аресбанк», «Юникредит». Чиновники из Департамента транспорта Москвы настоятельно не рекомендуют водителям оплачивать штрафы ГИБДД в этих кредитно-денежных учреждениях. 

О системном сбое стало известно несколько месяцев назад. Знакомый водитель признался автору этих строк, что неожиданно для себя обнаружил, что в базе ГИБДД нет отметок о штрафе, уплаченном в начале 2012 года. Отправился искать правду в столичное управление ГИБДД и обнаружил там множество товарищей по несчастью. Все происходило в конце весны, накануне летнего сезона отпусков. Перспектива стать невыездным из России в мае грозила в общей сложности для 90 тыс. московских водителей. Причем подавляющее большинство из них своевременно и полностью оплатили штрафы. Но потом были поставлены перед фактом, что информация об этом не дошла до Федерального казначейства.

Не сработало важнейшее звено – единая информационная система о государственных и муниципальных платежах. С 1 января текущего года банки должны были направлять туда информацию о платежах, в том числе об уплаченных штрафах за нарушения ПДД. Однако по факту сегодня из 959 российских кредитно-денежных учреждений к этой системе подключено 653. На поверку далеко не каждый из банков передает полные сведения о платежах. Подводили своих клиентов не только небольшие частные банки, но даже Сбербанк. Распутать узел с того конца, куда стекаются все платежи, технически невозможно. И водителям, оплатившим штрафы, предлагается доказать, что они не должники, самостоятельно. Причем делать это архаичным способом – лично приезжать в ГИБДД, выстаивать очереди, писать заявления, прилагать в подтверждение своей честности квитанции об оплате. Если, конечно, такие квитанции сохранились. В этом случае есть надежда, что их фамилии вычеркнут из списка должников. Если же нечем подтвердить оплату штрафа, то придется оплатить его повторно. 

В свою очередь, ГИБДД рапортует, что работает с растущей оперативностью. С июня заявления рассматриваются в «упрощенном» порядке за 7–10 дней. Впрочем, для десятков тысяч водителей, которые имели неосторожность оплатить штрафы за нарушение ПДД в банках, не подключенных к единой информационной системе, бюрократические рекорды откровенно слабое утешение. При этом продвинутые пользователи Интернета, наслышанные о возможностях так называемого электронного правительства, составной частью которого является информационная система о государственных и муниципальных платежах, вправе задаться вопросом, что, собственно, происходит.

Государство выделяет на этот ресурс немалые деньги. В частности, в бюджете-2013 на финансирование работ и услуг, связанных с эксплуатацией инфраструктуры электронного правительства, федеральный бюджет выделил более 1 млрд. руб., однако ожидаемого эффекта нет. Источник «НГ», близкий к Минкомсвязи, объяснил происходящее просчетами чиновников. «Министерство забросило проект. В частности, не занимается совершенствованием системы информации о государственных и муниципальных платежах», – поделился видением ситуации наш собеседник.

Вопрос в том, можно ли решить проблему в принципе. Координатор Федерации автомобилистов России (ФАР) Андрей Веселков как вариант предлагает радикальный способ – до отладки информационной системы простить нарушителям ПДД все выписанные штрафы, не разбираясь, кто платил, а кто нет. «Чтобы люди время в очередях не теряли. Минфин, конечно, на это не пойдет. Однако, на мой взгляд, этот шаг был бы оправданным. ГИБДД не сможет справиться с таким объемом работы», – отметил эксперт. Со своей стороны партнер юридической фирмы Vegas Lex Игорь Чумаченко считает, что водителей в данной ситуации сделали виновными в чужих нарушениях. В любом случае именно водителям придется доказывать полноту и своевременность оплаты штрафов. «Другое дело, что в правовой стране граждане, попавшие в такую ситуацию, наверняка обратились бы с исками в суд. Коль скоро банки не передают информацию о платежах, то по логике они и должны ответить перед своими клиентами», – полагает юрист.

Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение