Аналитика Публикации

28
мая
2008

Россия пересчитала доходы иностранцев в КТК

Источник: Ежедневная общенациональная деловая газета "Коммерсантъ"


Коллектив авторов, VEGAS LEX

"Транснефть" раскрыла суть возражений, предъявленных акционерами КТК к текущей редакции меморандума о его расширении, подписанного профильными министрами России и Казахстана. Они касаются порядка начисления процента по задолженности консорциума перед акционерами и их прикомандированными сотрудниками. Аналитики же считают, что разногласия сторон носят более фундаментальный характер.

Акционеры КТК в четверг не достигли взаимопонимания по меморандуму о взаимопонимании сторон договора акционеров ЗАО КТК-Р и АО КТК-К о принципах осуществления проекта расширения КТК с 32 млн до 67 млн тонн (см. "Ъ" от 23 мая). "Ъ" стала известна суть замечаний сторон.

Основные возражения частных акционеров, сообщил "Ъ" вице-президент "Транснефти" Михаил Барков, касаются двух пунктов. Первый -- порядок начисления процента по задолженности консорциума (государственные акционеры настаивают на введении простого процента, 6% годовых, а частные -- на сохранении сложного, с начислением процента на проценты). Второе возражение касается требования зачислить прикомандированных иностранцами специалистов в штат одной из двух компаний консорциума. Как пояснил "Ъ" господин Барков, около 30 прикомандированных сотрудников КТК получают существенно больше за свою работу, чем 600 остальных. Речь идет не о топ-менеджерах, а о специалистах (категория прикомандированных -- пятая-шестая), которые получают не только оклад, но и компенсацию всех затрат, связанных с пребыванием на территории России или Казахстана их и их семей.

КТК -- единственный частный магистральный нефтепровод на территории России, соединяет казахстанский Тенгиз с Новороссийском. Его государственные акционеры -- Россия (24%, управляются от ее лица "Транснефтью"), Казахстан (19%), Оман (7%). Среди частных акционеров у Chevron 15%, LUKARCO -- 12,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures -- 7,5%, Mobil Caspian Pipeline Company -- 7,5%, Agip -- 2%, BG -- 2%, Kazakhstan Pipeline Ventures -- 1,75% и Oryx Caspian Pipeline -- 1,75%.

Вопрос о начислении процента по задолженности возник несколько лет назад. России не нравилось то, что КТК не платит дивиденды, а свои доходы направляет на погашение займов, предоставленных частными акционерами. Вопрос о сотрудниках аналитики не считают существенным. "Прикомандированные сотрудники несут ответственность не перед консорциумом, а перед своим работодателем,-- отмечает руководитель аналитического департамента юридической фирмы "Вегас-Лекс" Максим Черниговский.-- Их права и обязанности регулируются их трудовыми контрактами. Если привлечение прикомандированного сотрудника увеличивает затраты консорциума, то на это требуется согласие всех его участников. А если затраты сотрудника покрываются за счет участника консорциума, а не консорциума, то возражение другого участника выглядит не вполне обоснованным". По мнению господина Черниговского, этот вопрос, если он упирается в затраты, решается не методом зачисления в штат другого юридического лица, а путем управления затратами внутри консорциума.

Аналитик RusEnergy Игорь Ивахненко полагает, что разногласия сторон более фундаментальны. Однако, по его мнению, сторонам придется в итоге пойти на взаимные уступки: России -- потому, что она понимает необходимость расширения КТК, пока нефть не ушла, а частным акционерам КТК, возглавляемым Chevron,-- потому, что альтернативный маршрут транспортировки растущих объемов с Тенгиза слишком дорог. По его словам, маршрут Тенгиз--Ескене--Курык с поставкой в трубопровод Баку--Тбилиси--Джейхан два года назад уже оценивался в $4,5 млрд, тогда как расширение КТК обойдется максимум в $4 млрд.

Михаил Барков подтверждает, что акционеры обязались приложить усилия для согласования меморандума в кратчайшие сроки. Сроки эти не обозначены. Источник, близкий к частным акционерам КТК, говорит о нескольких неделях. Однако сколько времени уйдет на согласование с учетом изменений, пока неясно -- документ не только должен рассмотреть совет директоров или собрание акционеров КТК (оба эти органа не одобрили меморандум в его существующей редакции), его должны заново подписать ответственные министры. Бывший глава Минпромэнерго Виктор Христенко, подписавший документ от имени России, занял новую должность, сменилось и само профильное министерство. А положение о Минэнерго, в котором, в частности, будут регулироваться полномочия по праву подписи нового главы министерства Сергея Шматко, пока не подписано. Как ожидается, оно будет подписано на этой неделе.


Связанные услуги

Связанные отрасли

Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение