Пресс-центр Комментарии экспертов

16
марта
2017

Разделились по группам

Источник: Журнал "Юрисконсульт в строительстве"


Юрий Иванов, Руководитель Налоговой практики

В целом разделение ФНС России организаций на три уровня можно охарактеризовать как позитивные для добросовестных налогоплательщиков. Как следует из Письма ФНС России результаты оценки СУР АСК НДС-2 будут использоваться для предотвращения возмещения НДС недобросовестным налогоплательщикам, поиска выгодоприобретателей по сомнительных сделкам, для оперативного проведения контрольных мероприятий в рамках камеральных проверок. При должной реализации указанных направлений можно будет наблюдать:

• смещение внимания на контрольные мероприятия, проводимые в рамках камеральных налоговых проверок

Налоговая служба будет стремиться оценить взаимоотношения с проблемным контрагентом с позиции текущего времени, а не через несколько лет, когда взыскивать налог с проблемной организации будет уже бесполезно, что будет способствовать своевременному проведению контрольных мероприятий и приближению к идее взыскания налогов с проблемных организаций, а не с налогоплательщиков, не проявивших должной осмотрительности.

• стабилизацию положения налогоплательщиков, заключивших сделки с проблемными организациями; снижение финансовой неопределенности

В настоящий момент налогоплательщики, как правило, узнают о проблемности контрагента спустя несколько лет (после проведения выездной проверки), что приводит к финансовой неопределенности. В течение указанного периода организация может быть уже ликвидирована. После внедрения указанного подхода основные проблемные отношения с контрагентами должны быть проверены и закрыты.

• освобождение от штрафа и пени

До внедрения риск-ориентированного подхода сформированная налогоплательщиком переплата не сильно снижала вероятность наложения штрафа, так как нарушения выявлялись спустя несколько лет в рамках выездной налоговой проверки. Начисление пени производилось вплоть до вынесения решения по результатам выездной налоговой проверки. После внедрения риск-ориентированного подхода переплата, сохраняемая до окончания камеральной налоговой проверки, будет способствовать минимизации негативных налоговых последствий путем избавления от штрафа и пени, так как нарушения по однодневкам будут все чаще выявляться в рамках камеральных проверок.

• минимизацию рисков доначисления

При усилении камерального контроля добросовестные налогоплательщики, узнав о возможных претензиях к сделкам с "фирмами-однодневками" смогут собрать доказательства, подтверждающие должную осмотрительность, в том числе взаимодействуя с еще существующей организацией (как правило после назначения выездной налоговой проверки "фирмы-однодневки" уже ликвидированы).

• возмещение ущерба

Также организация, заблаговременно узнав о проблемности своего контрагента, сможет потребовать возмещения причиненных ей убытков с соответствующего контрагента или его должностных лиц.

• сокращение количества проверок добросовестных налогоплательщиков и повышение эффективности контрольных мероприятий

Планирование выездных налоговых проверок при применении рискориентированного подхода выйдет на новый уровень, так как налоговая служба будет понимать, какие компании участвуют в налоговых схемах и кто является выгодоприобретателем по ним, что позволит более точно определять, кого из налогоплательщиков стоит проверять.

Более того, проверяющие перед началом выездной налоговой проверки уже будут более четко понимать, какие сделки следует проверить в первую очередь, что значительно сократит количество выставляемых требований в порядке статей 93, 93.1 НК РФ в отношении добросовестных налогоплательщиков.

Таким образом, сократятся расходы бюджета на проведение проверок благонадежных организаций, а проверка "налоговых уклонистов" станет более эффективной.

Компании с высоким уровнем риска (если уровень риска присвоен им обоснованно), с одной стороны, существуют на рынке на заведомо более выгодных позициях, так как могут предложить клиенту товар (работу или услугу) по самой низкой стоимости с учетом фактического отсутствия налоговой нагрузки, с другой стороны, все больше добросовестных налогоплательщиков отказываются от связей с подобными компаниями из-за серьезных налоговых рисков (ФНС РФ активно борется с однодневками путем отказа в применении налоговых вычетов по НДС и списании расходов по налогу на прибыль компаниям-заказчикам).

По поводу вопроса, стоит ли финансово благонадежным компаниям разрывать договоренности с контрагентами из высокой группы риска, отметим, что, как правило, организации, столкнувшись с доначислениями, связанными с "фирмами-однодневками", перестают руководствоваться только низкой стоимостью товара (работ, услуг) при выборе контрагента. Хотя сам факт заключения сделки с "фирмой-однодневкой" не может свидетельствовать о получении необоснованной налоговой выгоды добросовестным налогоплательщиком (пункт 10 Постановления Пленума ВАС РФ № 53), доказывать факт проявления должной осмотрительности в суде становится все труднее. По нашему мнению, организациям следует провести ревизию существующих поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с целью выявления рисков доначислений (посетить офис контрагента, провести встречу с ответственным по договору менеджером или генеральным директором (зафиксировать результат встречи), убедиться в наличии имущества, сотрудников и иных ресурсов, не обходимых для исполнения договора либо подрядчиков (субисполнителей), у которых имеются данные ресурсы и т.д.). После выявления проблемных поставщиков от взаимоотношений с ними вероятно следует отказаться, так как перспективы отстаивания позиции в суде на сегодняшний день являются низкими.

Связанные услуги

Связанные отрасли

Иванов, Кожевников_Юрисконсульт в строительстве_Разделились по группам_03.2017

Скачать файл
Файл добавлен 16.03.2017
Презентация .pdf (243 Кб)

Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение