Пресс-центр Комментарии экспертов

26
апреля
2017

Гибкое тело

Источник: Информационно-аналитическая газета "Фармацевтический вестник"


В особых случаях

Препараты, не входящие в федеральные списки ЖНВЛП и ОНЛП, могут закупаться по решению врачебных комиссий в случае, если этого требуют индивидуальные особенности ведения пациента. Директор НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения г. Москвы Давид Мелик-Гусейнов предполагает, что с работой врачебных комиссий может быть связано увеличение объемов закупок ЛП для онкологических больных, проводимых в рамках действия ФЗ № 223, наблюдаемое в 2016 г. по сравнению с годом 2015-м.

«Объем закупок в рамках ФЗ № 223 увеличился в 2016 г. на 210% в стоимостном выражении и на 146% в упаковках. Доля закупок онкологических препаратов (АТХ L01, L04) увеличилась до 13%. В чем причина роста? Ведь не становится больше число организаций, которые могут использовать этот закон при проведении закупочной деятельности, и конъюнктура закупок в России вроде бы не меняется стремительно, — задается вопросом эксперт. — Оказывается, основная причина — работа врачебных комиссий. Именно этот институт, устанавливающий закупку специ­фических лекарственных препаратов, начал работать интенсивнее. С одной стороны, это хорошо, ведь через врачебную комиссию проводятся сложные решения о том, какая специфическая терапия необходима конкретному пациенту. Фактически на глазах рождается персонифицированная медицина. С другой стороны, анализ деятельности врачебных комиссий — того, какие решения они принимают, крайне необходим».

К этому г-н Мелик-Гусейнов добавляет данные анализа, которые говорят о том, что не редки случаи, когда в закупках с применением ФЗ № 223 фиксировалась более высокая средняя стоимость контракта. «Данный федеральный закон весьма гибко подходит к вопросу как формирования начальной (максимальной) цены контракта, так и к процедуре самой закупки», — подчеркивает эксперт.

Тенденцию увеличения закупок по 223-ФЗ отмечает и директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов: «Рост доли закупок по ФЗ-223 достаточно выраженный. Если в 2014 г. на их долю приходилось всего порядка 2% от общего денежного объема закупок, то по итогам 2016 г. — уже порядка 18%».

Эксперт объясняет причины роста тем, что этот закон дает больше свободы организаторам торгов. Соответственно, им проще закупить именно тот продукт, который необходим. «Торги по ФЗ-223 более предсказуемы, поэтому и поставщики, и дистрибьюторы, которые сейчас занимают лидирующие позиции, заинтересованы в проведении торгов по этому закону. К слову, примерно две трети закупок по ФЗ-223 проходит у единственного поставщика, — уточняет Николай Беспалов. — А вот те, кто выводит на рынок замещающие продукты, в т.ч. в рамках импортозамещения, заинтересованы в росте конкуренции в сегменте, и им интереснее выходить на торги по правилам ФЗ-44, конкурируя за счет более низкой цены или пользуясь преференциями, которые сейчас предоставляются российским фармкомпаниям».

При этом он подчеркивает, что выбор той или иной процедуры определяется статусом медицинского учреждения и наличием в организации специального положения о закупках, а производители и дистрибьюторы на выбор схемы торгов влиять могут только опосредованно, всячески стимулируя спрос на собственную продукцию.

Дополнительный 223-й

Напомним, что Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (223-ФЗ) появился как некое дополнение ФЗ-44 для регулирования закупок отдельных категорий юридических лиц. Одна из задач этого закона, по словам руководителя проектов фармацевтического направления юридической компании Vegas Lex Марии Борзовой, — упорядочивание закупочной деятельности тех заказчиков, которые не расходуют бюджетные средства напрямую, но чья деятельность подразумевает существенную долю контроля со стороны государства.

«Закон № 44 является более жестким и детализированным по сравнению с законом № 223, особенно в части закупок лекарственных препаратов, — поясняет Мария Борзова. — По сути, 223-ФЗ регулирует только общие принципы закупок отдельных категорий юридических лиц и обязывает те субъекты, которые подпадают под действие данного закона, разработать и принять собственное положение о закупках. При этом субъекты, на которых распространяет действие 223-ФЗ, обладают достаточной степенью свободы в детализации своих закупочных процедур, в отличие от государственных заказчиков. Как минимум, закон № 223 не устанавливает ограничений на формирование лотов на закупку лекарственных препаратов, преимущественные способы закупки ЛП и т.д.».

Не так давно ФАС России обращала внимание на то, что 223-ФЗ может применяться для обхода закупок по 44-ФЗ. «Основные претензии антимонопольного органа вызывала практика выведения закупок в ГУП/МУП, которые могли применять 223-ФЗ, — рассказывает юрист. — Однако в 2016 г. в закон № 44-ФЗ была принята поправка (вступила в силу в 2017 г.), которая обязала ГУП/МУП осуществлять закупки по 44-ФЗ».

В этой ситуации неудивительно, что органы исполнительной власти регионов стараются максимально централизовать госзакупки — так проще контролировать ситуацию, что в условиях хронического дефицита средств выглядит в какой-то степени оправданным. С другой стороны, согласно данным, приведенным Николаем Беспаловым, 70% закупок по ФЗ-223 происходит за счет собственных средств ЛПУ.

http://www.pharmvestnik.ru/res/gazeta/885/22-1.jpg

Болезни роста

Описывая взаимодействие двух законодательных актов, Мария Борзова обращает внимание на то, что по своей сути законы 44-ФЗ и 223-ФЗ — взаимодополняющие системы, действие которых распространяется на разные субъекты. «В практике применения этих законов есть моменты, которые подвергаются критике со стороны отдельных органов исполнительной власти. Тем не менее порядок применения данных законов продолжает детализироваться, и то, что с точки зрения ответственных регуляторов подлежит корректировке, рано или поздно корректируется», — уверяет г-жа Борзова, но добавляет, что эти процессы могут проходить неидеально.

Возможно, как раз эта неидеальность и приводит в итоге к перегибам на местах. «Система закупок в нашей стране еще молода, и мы переживаем некие болезни роста. Используемая система государственных закупок лекарственных средств несовершенна, что приводит к существенным различиям в структуре бюджетных затрат, — убежден Давид Мелик-Гусейнов. — Необходимо сформировать единые правила и механизм, регулирующие организацию государственных закупок, независимо от того, в рамках какого закона они осуществляются. Данные правила и механизмы должны быть разработаны с непременным участием профессионального и экспертного сообщества».

При этом вопрос о том, в достаточной ли степени эта система обеспечивает доступность современной онкотерапии, остается открытым. С одной стороны, объемы госзакупок онкологических препаратов растут. Согласно данным RNC Pharma, объем государственных закупок онкологических ЛП имеет положительную динамику. В 2016 г. он составил 69 млрд руб., динамика по отношению к 2015 г. составила +25% при расчетах в рублях. «Причем рост был не столько следствием инфляционных процессов, сколько результатом заметного увеличения натурального объема закупок, — уточняет Николай Беспалов. — В 2016 г. было закуплено порядка 12 млн упаковок, динамика к 2015 г. составила порядка 30%».

С другой стороны, говорить, что всем онкопациентам доступна современная лекарственная терапия в рамках программы госгарантий, не приходится. По мнению г-на Беспалова, регуляторными методами эту проблему решить практически невозможно. Важной составляющей решения он считает замещение оригинальных ЛП, там, где это возможно, дженериками, поскольку высвобождающиеся средства в системе можно будет направлять на покупку тех препаратов, которые пока в нашей стране не производятся.

Связанные услуги

Связанные отрасли

Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение