Пресс-центр Комментарии экспертов

30
сентября
2009

Эксперты: задачей ФНС является сбор налогов, а не количество судебных побед

Источник: Росфинком


Коллектив авторов, VEGAS LEX

В 2008 году один из ключевых показателей работы Федеральной налоговой службы (ФНС) - соотношение суммы требований, рассматриваемых судами в пользу налоговых органов, к общей сумме судебных споров с налогоплательщиками - был равен 43,8% (при плане 39,6%), пишет сегодня, 29 сентября, "КоммерсантЪ". На 2009 год ФНС планирует "выиграть" 40% сумм. В то же время по данным Высшего арбитражного суда (ВАС), который берет в расчет не суммы, выигрываемые налоговиками, а количество дел, в 2008 году было удовлетворено 30% требований налоговиков, а в первом полугодии 2009-го - 32%.

По мнению партнера ЮК "Егоров, Афанасьев, Пугинский и Партнеры" Григория Чернышова, 30% судебных дел, выигранных налоговиками, - недопустимо мало. "Это говорит о недостаточной правовой квалификации сотрудников налоговых органов и о пренебрежении с их стороны правом, отметил он в комментарии ИА "РосФинКом". - Арбитражные суды уже выработали подходы по очень многим вопросам, но налоговики не учитывают их позиции, а продолжают выполнять свои инструкции". По словам юриста, налоговые органы проигрывают практически 100% дел, связанных с возмещением НДС. "Выигрывает же ФНС в основном за счет категории дел по доначислению налогов, - добавил он. - Но поскольку практика по налоговым спорам не всегда постоянна, то требования налоговиков о доначислении налогов частично удовлетворяются, частично нет".

Партнер МКА "ФБК-Право" Александр Сотов не считает процент выигрышей налоговых органов таким уж скромным. "Налоговики подают иски исходя не столько из фактических обстоятельств дел, сколько исходя из инструкции, которая очень часто ограничивает их самостоятельность, - отметил он. - Например, раньше ФНС практически никогда не выигрывала споры по возмещению НДС, и только сейчас в этих делах наметился определенный перелом". Юрист практики "Арбитраж. Конфликты. Судебные споры" ЮФ "Вегас-Лекс" Виктор Юзефович также объясняет необоснованные требования налоговиков тем, что они ссылаются на разработанные их ведомством документы, которые часто либо не соответствуют Налоговому Кодексу, либо не могут быть использованы как источник налогового права при разрешении спора. "Для налоговиков важнее, сколько они денег взыскали, а не сколько дел выиграли. Потому что можно выиграть одно дело, как было с ЮКОСОМ, и закрыть бюджет на полгода вперед", - отметил он.

Ведущий консультант ООО "ФинЭкспертиза" Дмитрий Ширяев также считает, что задачей ФНС является сбор налогов, а не количество судебных побед. "Поэтому основные силы налоговиков уже давно брошены на работу с крупнейшими налогоплательщиками федерального, регионального и местного уровней. Именно они дают основную долю как текущих платежей, так и доначислений", - пояснил он. При этом, как отметил Ширяев, по предприятиям, которым по итогам проверок доначислены существенные суммы, судебная работа ведется с максимальным использованием средств доказывания (привлечение специалистов, допросы свидетелей, экспертизы, использование информационных ресурсов). "Все большее распространение также получает привлечение к участию в арбитражных процессах не только юристов инспекций, но и инспекторов, проверявших предприятия, - добавил он. - Нередко количество представителей ИФНС в разы превышает количество таковых у налогоплательщиков".

Вместе с тем, по словам эксперта, подобный подход ФНС выгоден малым и средним предприятиям, доначисления или оспариваемые суммы по которым сравнительно невелики, в частности по Москве менее 2 млн. руб. "Уделить значительное внимание спорам с ними налоговики зачастую просто не в состоянии, особенно в крупных городах", - заметил Ширяев. Он напомнил, что самыми распространенными категориями судебных исков налоговых органов к налогоплательщикам являются иски о взыскании налоговых санкций с предприятий и ПБОЮЛ в арбитражные суды, о взыскании недоимок, штрафов и пени с граждан - в суды общей юрисдикции.

 


Связанные услуги

Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение