Пресс-центр Комментарии экспертов

24
мая
2005

"ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" могут уличить в злоупотреблении

Источник: Агентство Бизнес Мониторинга


О том, что Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Нижегородской области решило возбудить дело в отношении компании “ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт” (сбытовая компания “ЛУКОЙЛа”), “Ведомостям” сообщил начальник отдела антимонопольного контроля УФАС Игорь Девятайкин. По его словам, владельцы ряда нижегородских АЗС обратились в апреле с жалобой на то, что компания с начала года повысила оптовые цены на нефтепродукты, но оставила без изменений розничные на своих АЗС. Жалобщики утверждали, что таким образом компания создала себе преимущественные условия на рынке. 

Рассмотрение дела назначено на июнь. 

По результатам проверки УФАС выяснило, говорит Девятайкин, что “ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт” с начала года повысил оптовую цену бензина Аи-92 на 25,6% почти до 17 500 руб. за тонну, Аи-76 — на 12,2% до 14 500 руб. В то же время на своих АЗС компания продает бензин по прежним ценам, которые в пересчете на литры равны оптовым (в тонне бензина — около 1300 л): Аи-92 — по 13,7 руб. за литр, Аи-76 — по 11,3 руб. Предприниматели же для безубыточной работы вынуждены продавать бензин по цене выше оптовой — с торговой надбавкой. Но в этом случае их бензин становится неконкурентоспособным. Налицо признаки злоупотребления доминирующим положением — антиконкурентная ценовая политика, пояснил Девятайкин. 

С начала года “ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт” поднимал оптовые цены 14 раз и мы вслед за ним вынуждены были увеличивать розничные, сетует один из владельцев нижегородских АЗС, просивший не называть его имя. В других регионах нефтяные компании, повысив оптовые цены, увеличили и розничные на своих АЗС, добавляет владелец другой автозаправки, тоже пожелавший остаться неназванным. “Если мы не повысим цены, рискуем разориться, повысим — потеряем клиента”, — сокрушается он. 

Исполнительный директор Российского топливного союза (РТС) Григорий Сергиенко говорит, что “ЛУКОЙЛ” действует подобным образом во всех регионах, где работает: оптовую цену увеличивает, а розничную практически не меняет. Это ведет к вытеснению с рынка мелких АЗС, говорит он. В РТС поступают жалобы от предпринимателей из разных регионов. По поводу сложившейся ситуации около месяца назад в ФАС РФ обратился и сам РТС. Однако в региональное УФАС пока пожаловались только нижегородские предприниматели, говорит Сергиенко. 

В “ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукте” объясняют повышение оптовых цен рыночной конъюнктурой, а сохранение розничных цен — боязнью отпугнуть клиентов. Однако спрос на бензин сейчас растет, говорит пресс-секретарь “ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукта” Даниил Смирнов, поэтому “ЛУКОЙЛ” уже начал повышать и розничные цены. А к моменту рассмотрения дела в ФАС они еще больше возрастут, уверен он. 

По мнению управляющего партнера юридической компании “Вегас-Лекс” Альберта Еганяна, если антимонопольные органы докажут, что причин для повышения цен не было, они могут вынести предписание о снижении оптовых цен. Другой вариант решения УФАС — повышение розничных цен на АЗС “ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукта” — маловероятен, считает юрист: Минэкономразвития РФ ориентирует органы власти на недопущение превышения уровня инфляции. Кроме того, пострадавшие (владельцы АЗС) могут потребовать возмещения убытков в судебном порядке, добавил адвокат московской коллегии адвокатов “Барщевский и партнеры” Эдуард Бабанов. 

В УФАС отказались комментировать возможное решение. 

ОПАСНАЯ ЗАМОРОЗКА 

ФАС РФ направила в свои региональные управления письмо Российского топливного союза. Об этом сообщили в пресс-службе антимонопольного ведомства. В апреле РТС обратился в ФАС РФ с жалобой на действия “ЛУКОЙЛа”, который повысил оптовые цены на нефтепродукты, но заморозил розничные цены на своих АЗС. Как считают в РТС, таким образом “ЛУКОЙЛ” старается устранить с рынка своих конкурентов. По словам пресс-секретаря ФАС РФ Ирины Кашуниной, региональные управления ФАС должны провести проверку по данному заявлению. 

“ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт” представляет интересы “ЛУКОЙЛа” в девяти регионах: в Марий Эл, Чувашии, Мордовии, Нижегородской, Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской и Вологодской областях.

В этих регионах у компании 262 автозаправочные станции (АЗС) и 31 нефтебаза, в том числе 105 АЗС и девять нефтебаз в Нижегородской области. По данным “ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукта”, в 2004 г. во всех регионах зоны действия компании было реализовало 2,436 млн т нефтепродуктов. По предварительным данным, чистая прибыль составила 341,959 млн руб., выручка от реализации продукции и услуг – 16 млн руб. Всего в Нижегородской области действует около 400 АЗС. Крупнейшие операторы – “ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт” и “Волга-Петролеум” (28 АЗС). 

Источник: Агентство Бизнес Мониторинга по материалам газеты "Ведомости".


Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение