Аналитика Публикации

31
марта
2022

Кирилл Никитин для KP.RU: электросамокаты признали транспортом

Источник: Газета "Комсомольская Правда"


Кирилл Никитин, Руководитель Экологического направления, управляющий Поволжской дирекцией

30 марта Верховный суд опубликовал важное решение: электросамокаты впервые признали на таком высоком уровне транспортным средством. Значит ли, что теперь для него нужны водительские права, а гонщиков можно штрафовать? Разберемся по пунктам.

Закону неизвестно слово «электросамокат». Пока что 

Тут ничего удивительного: официальным документам не угнаться за модными трендами. Так было с вейпами, криптовалютами, соцсетями. Медленно, но верно закон все-таки настигает ноу-хау — запрещает, регулирует и т.д.

В российских правилах дорожного движение есть машины и все остальные. Такое явление как «человек за рулем самоката» это тоже самое, что пешеход. То есть он должен ездить по тротуарам, на «зебре» спешиваться, не использовать автомобильные сигналы светофора. И логика в этом есть: самокаты, конечно, ездят быстрее, чем идет обычный человек, но не намного.

С электробайками в жизни все иначе. Есть модели, которые выжимают под 100 км/час. Конечно, они дорогие и покупают их только самые увлеченные фанаты. Остальные разгоняются до 25-35 км/час. Чего впрочем достаточно, чтобы убить и убиться.

Это поняли уже все, в том числе депутаты. Но оказалось, что в регионах, навести порядок с электросамокатами будет сложно. Нужен единый закон на федеральном уровне. А пока города и области начали вводить локальные ограничения, которые коснулись в первую очередь кикшеринга.

Так в Москве прошлым летом арендным самокатам запретили разгоняться больше 25 км/час. Появились правила, что пьяным за руль нельзя, вдвоем кататься запрещено. Установили медленные зоны: в них электросамокаты либо вообще не едут, например, «Зарядье», либо едут не больше 15 км/час — таких зон под сотню. А поскольку каждый кикшеринговый самокат подключен к общей сети, то мини-компьютер на борту понимает, что пользователь заехал в «тихую» зону и тормозит его.

Все это касается только кикшеринга, а не частных байков. На них по-прежнему никакой управы. Хотя в регионах суды разбирали аварии с их участием и по своему усмотрению мотивировали те или иные санкции к их водителям. Например, сравнивали их мощность с мощностью мотоциклов и т.д.

В 2022 году — точной даты нет — Госдума должна принять новые поправки в ПДД. Их разбирают с 2019 года. Там наконец появится понятие СИМ — средства индивидуальной мобильности. К ним и отнесут электросамокаты, а заодно гироскутеры, сигвеи и прочие колесные гаджеты. Пропишут максимальную скорость, допустимый возраст водителя и т.д. Смотреть за всем этим обяжут инспекторов ГИБДД. Про получение особых водительских прав в проекте поправок, к слову, ничего не сказано.

Что меняет решение Верховного суда

Сначала расскажем, что это было за дело. Год назад в подмосковных Химках водитель черного внедорожника Haval Давит Чепечян поворачивал налево. По встречке мчался байкер на электросамокате. Он резко затормозил и кубарем полетел на джип. Головой ударился об колесо, умер по дороге в больницу.

Завели уголовное дело за нарушение правил дорожного движение, которое стало причиной смерти человека. Водителю внедорожника может грозить до пяти лет. Началось следствие…

Адвокаты Чепечяна выбрали интересную линию защиты. Настаивают: самокатчик не мог ехать по дороге. Ведь с точки зрения ПДД — он пешеход, а значит его место на тротуаре. Дескать сам виноват, что гнал по проезжей части. О том, что человек на самокате равен пешеходу, написано в правилах дорожного движения.

Однако тут закон не стыкуется с жизнью. Байкер был на очень мощном электросамокате. Модель Dualtron Ultra — разгоняется до 85 км/час. Выходит, его можно считать транспортным средством. А раз так, то водитель внедорожника при повороте не пропустил другого участника движения, тот врезался в него и погиб.

Чепечян с юристами пошел в Верховный суд. Хотел, чтобы тот подтвердил: самокат, каким бы он ни был — это не транспортное средство. Верховный суд отказал. То есть согласился, что такой мощный байк никак нельзя считать пешеходом. Что же это значит для всех любителей и ненавистников электросамокатов? Теперь они не пешеходы, а приравнены к машинам?

— Это решение само по себе ничего не значит, — объяснил kp.ru руководитель дирекции юридической фирмы VEGAS LEX Кирилл Никитин. — Оно относится к конкретно этой ситуации, конкретно этому самокату. Несмотря на то, что решение принял Верховный суд, оно не будет каким-то прецедентом, не станет нормой. На него не будут опираться другие суды. То есть электросамокаты по-прежнему нуждаются в регулировании с точки зрения закона. Ждем поправок в ПДД.

С полной версией статьи Вы можете ознакомиться на сайте Комсомольской правды.

С перечнем услуг фирмы можно ознакомиться здесь.


Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение