Аналитика Публикации

1
сентября
2015

Инвестиции в жилищно-коммунальный комплекс, часть 1

Источник: Информационно-аналитический портал "ЖКХ Контроль"


Ирина Николаева, Младший юрист Практики по проектам в энергетике

Как вы относитесь к предложению обязать частного инвестора предоставлять обеспечение (банковская гарантия в размере расходов, которые понесет уполномоченный орган в связи с рассмотрением заявки) после принятия решения о целесообразности заключения инициированного концессионного соглашения?

Предоставление со стороны инициатора банковской гарантии позволит сократить число "недобросовестных" инициаторов, которые после проведения переговоров с потенциальным публичным партнером могут отказаться от заключения соглашения не на их первоначальных условиях. В настоящее время такой механизм не нашел отражения в концессионном законодательстве, однако был введен Федеральным законом от 13.07.2015 № 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для частной инициативы в рамках проектов государственно-частного партнерства. Вместе с тем, не только инициаторы должны предоставлять банковскую гарантию. В отношении потенциальных участников конкурса, выразивших заинтересованность в участии в конкурсе на предложенных инициатором условиях (что автоматически переводит процедуру частной инициативы в процедуру конкурса на право заключения соглашения), но не представивших свои заявки на участие в конкурсе, также целесообразно установить требование о предоставлении банковской гарантии. Выразив свою заинтересованность в участии в конкурсе, они накладывают на публичного партнера дополнительные обязательства и расходы по подготовке и проведению конкурса, а инициатору не позволяют заключить соглашение без проведения конкурса. Для частной инициативы в рамках проектов государственно-частного партнерства такое обязательство для потенциальных участников было введено. Можно ожидать, что в дальнейшем в рамках частной концессионной инициативы появятся аналогичные механизмы.

Считаете ли вы целесообразным законодательно установить возмещение расходов частному инвестору (выступившему с инициативой реализации концессионного проекта) на подготовку предложений о заключении концессионного соглашения за счет участника, победившего в конкурсе в размере 1% от стоимости проекта?

Вопрос о компенсации затрат частного партнера в случае, если он не стал победителем конкурса (и соглашение не заключено с ним без конкурса) – один из наиболее обсуждаемых после введения механизма частной инициативы. По результатам анализа мнений респондентов, проведенного в рамках исследования "Частная инициатива в концессиях: международный опыт и перспективы становления в России", 85 % опрошенных подтвердили целесообразность наличия указанного механизма. Зарубежный опыт показывает, что, как правило, расходы, понесенные инициатором на разработку предложения, компенсируются за счет победителя конкурса. Действующее концессионное законодательство не содержит запрета на компенсацию инициатору расходов, но и удобных вариантов для структурирования механизмов компенсации не предусматривает. Например, остается открытым вопрос о порядке определении объема затрат инициатора. В некоторых странах это фиксированный процент от стоимости предложения, например, 1% от стоимости конкурсного предложения инициатора (Аргентина). Однако такая оценка будет приемлема не для всех проектов, ведь затраты на разработку инициативы не всегда прямо зависят от стоимости проекта. В мире есть и иные примеры определения затрат, например, в Чили оценка затрат инициатора производится на основе среднерыночных цен на услуги консультантов, оказанные инициатору при подготовке предложения. В Италии компенсация производится в соответствии с расчетом, произведенным инициатором и включенным в бизнес-план, составляющий часть предложения о заключении концессионного соглашения. Таким образом, компенсация в 1% от стоимости проекта может быть целесообразна, но с учетом специфики концессионных проектов необходимо рассмотреть и иные механизмы.

Согласны ли Вы с необходимостью разработки индивидуального для каждого субъекта Федерации регламента по проведению конкурсов концессии в области водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, в котором должны учитываться не только отраслевые, но и географические и финансовые особенности регионов?

Порядок проведения концессионных конкурсов установлен на федеральном уровне и достаточно детально регламентирован, особенно в части проведения конкурсов в отношении объектов ЖКХ. Установление правил проведения конкурса на федеральном уровне обеспечивает конкурентность, прозрачность и равенство процедуры для всех участников вне зависимости от того, какой субъект или муниципальное образование выступает в качестве публичного партнера. Выйти за рамки установленных на федеральном уровне процедур субъекты РФ не могут. Тем не менее, определенные параметры конкурса, а также условия соглашения устанавливаются концедентом, и именно при определении таких параметров и условий и могут проявляться особенности региона.   В этой связи разработка регламентов не представляется целесообразной.

Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение