Аналитика Публикации

29
марта

Истекают сроки на установление санитарно-защитных зон

Источник: Ежемесячный научно-технический журнал "Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда"


Дмитрий Моторин, Юрист Поволжской дирекции

По итогам обсуждения вопросов оптимизации процедур установления зон с особыми условиями использования территорий, в том числе санитарно-защитных зон (далее – СЗЗ), в 2016 году было принято решение о передаче полномочий по регулированию общего порядка установления таких зон непосредственно Правительству РФ. При этом Роспотребнадзору также было поручено актуализировать требования санитарных правил СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".

В 2017 году соответствующие изменения[1] были внесены в часть 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и уже в прошлом году Правительство РФ утвердило Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон[2] (далее – Правила).

Поскольку в скором времени истекает переходный период, в течение которого хозяйствующие субъекты были обязаны провести соответствующие исследования (измерения) и обратиться с заявлением об установлении СЗЗ, необходимо еще раз напомнить об общих положениях Правил.

Правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до 15.03.2018, в отношении которых подлежат установлению СЗЗ, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Роспотребнадзор (его территориальные органы) заявление об установлении СЗЗ в срок до 15.03.2019.

Требование о подаче заявления об установлении СЗЗ в указанный срок также распространяется на застройщиков, получивших до 15.03.2018 разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, в отношении которых подлежат установлению или изменению СЗЗ.З.

Область применения

Согласно пункту 1 Правил санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее – объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

Указанное коррелирует с положениями пункта 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, который, помимо прочего, устанавливает, что источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.

Правила не распространяются на случаи установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, санитарно-защитных зон источников ионизирующего излучения.

Первоначальная редакция Правил предусматривала сохранение СЗЗ аэродромов как самостоятельной зоны с особыми условиями использования территории даже при наличии установленных приаэродромных территорий. Поскольку это приводило к избыточному регулированию и увеличению расходов правообладателей аэродромов на подготовку документов, необходимых для установления приаэродромных территорий и СЗЗ аэродромов, было принято решение об исключении[3] таких объектов из области применения Правил.

Режим СЗЗ

Пункт 5 Правил устанавливает ограничения для земельных участков в границах СЗЗ, запрещая их использование в целях:

a) размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводств;

b) размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями.

При этом указанные в подпункте "б" пункта 5 Правил ограничения могут не устанавливаться, в случае если проект СЗЗ будет содержать обоснование возможности такого использования, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (подпункт "д" пункта 16 Правил).

Со дня установления СЗЗ на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, разрешенное использование которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении СЗЗ, а также использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям. Реконструкция указанных объектов капитального строительства осуществляется только путем их приведения в соответствие с ограничениями использования земельных участков, предусмотренными решением об установлении СЗЗ.

Стоит отметить, что, поскольку режим территории санитарно-защитных зон более детально регулируется разделом V СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, частичное заимствование его положений и инкорпорация их в регулирующий процедуру документ является излишней и нецелесообразной.

Более того, это создает правовую неопределенность, поскольку пункт 5 Правил и раздел V СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не идентичны в своих формулировках и размерах ограничений. Например, из пункта 5 Правил был исключен запрет на возможность размещения объектов дачного хозяйства[4], однако пункт 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 все еще запрещает размещать в границах СЗЗ индивидуальные дачные участки.

Установление, изменение и прекращение существования СЗЗ

Одним из ключевых моментов Правил является положение о том, что сведения о создании санитарно-защитной зоны вносятся в Единый государственной реестр недвижимости, а сама санитарно-защитная зона считается установленной со дня внесения соответствующих сведений. Требование о необходимости фиксации в соответствующем реестре сведений об ограничениях использования земельного участка в связи с установлением СЗЗ назрело давно, и оно безусловно облегчает жизнь участникам хозяйственного оборота.

Решение об установлении, изменении и прекращении существования СЗЗ принимается на основании заявления правообладателя объекта или застройщика.

Правила устанавливают основания, при наличии которых данные лица обязаны обратиться с заявлением.

Так, застройщик обязан подать заявление об установлении или изменении при планировании строительства или реконструкции объекта не позднее чем за 30 дней до дня направления заявления о выдаче разрешения на строительство.

Правообладатель обязан подать заявление:

  • об изменении СЗЗ в срок не более одного года со дня ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта;

  • об установлении, изменении или о прекращении существования СЗЗ в срок не более одного года со дня технического перевооружения объекта, изменения применяемых на объекте технологий производства продукции, изменения вида разрешенного использования или назначения объекта, прекращения эксплуатации или ликвидации (в том числе сноса) объекта накопленного вреда окружающей среде (при условии изменения уровня воздействия на среду обитания человека в результате таких действий);

  • о прекращении существования СЗЗ в срок не более одного месяца со дня прекращения эксплуатации или ликвидации (в том числе сноса) объекта, не являющегося объектом накопленного вреда окружающей среде;

  • о прекращении существования СЗЗ в срок не более одного месяца со дня принятия решения об установлении приаэродромной территории.

Важным является установление права для заинтересованных физических и юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления, которые не являются правообладателями объектов, на обращение в уполномоченный орган с соответствующим заявлением за уклоняющегося от обязанности правообладателя. Заинтересованное лицо может подать заявление только в целях (i) изменения СЗЗ в части уменьшения ее размеров и (или) прекращения действия отдельных ограничений использования земельных участков (ii) прекращения существования санитарно-защитной зоны. В обоснование такого заявления необходимо предоставить результаты исследования и измерения атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта).

Как указывалось выше, для правообладателей объектов капитального строительства, которые введены в эксплуатацию до вступления в силу Правил, и застройщиков, получивших разрешение до вступления в силу Правил, предусмотрен переходный период в один год для подачи заявления на установление (изменение) СЗЗ. Для владельцев земельных участков, расположенных в границах СЗЗ таких объектов, также установлен льготный период в два года на приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом СЗЗ.

Формы заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования СЗЗ утверждены Приказом Роспотребнадзора от 05.12.2018 № 1000.

К заявлению об установлении или изменении СЗЗ прилагаются проект СЗЗ и заключение санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении такого проекта.

Сам проект СЗЗ должен содержать сведения о размерах и границах СЗЗ с их обоснованием, перечень ограничений использования земельных участков, а также, в случае отказа от установления ограничений использования земельных участков в целях, указанных в подпункте "б" пункта 5 Правил – обоснование возможности использования участков в таких целях.

Срок на принятие уполномоченным органом решения относительно СЗЗ составляет 15 дней со дня поступления заявления.

В случае отказа в принятии решения об установлении или изменении СЗЗ, основания для которого установлены в пункте 27 Правил, заявитель в срок не более 3 месяцев со дня направления ему уполномоченным органом уведомления об отказе обязан устранить основания и направить заявление повторно.

При этом, несмотря на возможность получения отказа в принятии решения о прекращении существования СЗЗ, аналогичных требований к срокам для повторной подачи заявления не установлено.

Перехода прав на объект, в отношении которого установлена СЗЗ, принятие нового решения или внесение изменений в ранее принятые решения не требует.

Заключение

Утвержденные Правительством РФ Правила в рамках работ по совершенствованию Земельного и Градостроительного законодательства в части установления зон с особыми условиями использования территорий служат целям улучшения механизма установления санитарно-защитных зон, в том числе путем предоставления дополнительных гарантий защиты прав заинтересованных лиц путем внесения сведений о таких зонах в ЕГРН.

В тоже время Правила представляются достаточно сырыми, поскольку по прошествии менее года с момента их утверждения в правоприменительной практике уже возникло много вопросов относительно реализации предусмотренного ими порядка установления, изменения или прекращения существования СЗЗ (особенно в части сроков принятия решений, требований к проектам СЗЗ и режиму использования земельных участков в границах СЗЗ). В связи с этим, а также с учетом вопросов, возникших в соответствии с требованиями Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ[5], в настоящее время ведется разработка нового Положения о санитарно-защитных зонах[6], с момента принятия которого Правила утратят силу.



[1]              Федеральный закон от 01.07.2017 № 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны"

[2]              Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон"

[3]              Постановление Правительства РФ от 31.05.2018 N 635 "О внесении изменений в Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон"

[4]              Постановление Правительства РФ от 21.12.2018 N 1622 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"

[5]              Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

[6]              См. Проект постановления Правительства РФ "Об утверждении Положения о санитарно-защитных зонах и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Режим доступа - https://regulation.gov.ru/p/87835).


Консультация эксперта

Подать заявку на участие

Соглашение