Аналитика Публикации

24
октября

Экологическое законодательство: на что обратить внимание транспорту?

Источник: Журнал "РЖД-Партнер"


Дмитрий Моторин, Юрист Поволжской дирекции

– Какие ключевые изменения в экологическом законодательстве за последний год могут коснуться транспортников?

– Самым значимым изменением в экологическом законодательстве за последний год, безусловно, является новая система нормирования. Она закрепила дифференцированный подход к установлению экологических нормативов для хозяйственной деятельности, в том числе предприятий транспортной отрасли.

Согласно утвержденным правительством РФ критериям (постановление правительства РФ от 28 сентября 2015 г. № 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий"), морские и речные порты, аэропорты и иные объекты обслуживания воздушных перевозок, а также объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта относятся к объектам II категории воздействия на окружающую среду. В контексте реформы экологического нормирования это означает, что с 1 января 2019 года владельцы указанных объектов должны будут декларировать данные об объемах или массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов. Декларация о воздействии на окружающую среду станет основным разрешительным экологическим документом предприятия для объекта II категории и заменит собой все ранее полученные.

Ряд предприятий отрасли также попадают в область применения наилучших доступных технологий (НДТ), которые подлежат внедрению в их технологическую схему. Так, например, для предприятий, которые занимаются перевалкой угля на железнодорожном и морском транспорте, был разработан и утвержден соответствующий информационно-технический справочник (ИТС 46-2019 "Сокращение выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ при хранении и складировании товаров (грузов)"). Установленные им стандарты предназначены для использования при проектировании и эксплуатации угольных терминалов.

При этом важно отметить, что с 1 января 2020 года объекту капитального строительства даже может быть отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию, если данный объект входит в область применения НДТ, но сами НДТ в его технологических процессах не реализованы.

Изменениям подвергся также Закон об экологической экспертизе (Федеральный закон от 23 ноября 1995 № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе"), в котором в качестве объекта государственной экологической экспертизы была установлена проектная документация автозаправочных станций и складов горюче-смазочных материалов в случаях, когда такие объекты планируются к строительству и реконструкции в границах водоохранных зон на территориях портов и инфраструктуры внутренних водных путей.

– Какие можно отметить реформы в сфере автомобильного транспорта?

– Стоит упомянуть поправки в правила дорожного движения, позволяющие региональным властям осуществлять экологическое зонирование в районах с неблагоприятной экологической обстановкой. Это делается с помощью дорожных знаков. Правки вступили в силу с 1 июля 2018 года. Данные изменения призваны создать правовую базу для регулирования передвижения транспорта различных экологических классов. В Москве и Санкт-Петербурге уже обсуждается вопрос о запрете на въезд в центр города легковых автомобилей ниже класса "Евро-3". При этом для грузового транспорта в Москве такой запрет существует еще с 2017-го.

– Какие последствия ждут транспортную отрасль? Каких изменений мы можем ждать в будущем и как они отразятся на транспорте?

– Большинство реформ экологического законодательства последних лет не имеют как таковой самостоятельной цели, направленной на корректировку деятельности предприятий транспорта. Как и в случае с изменениями в системе экологического нормирования, нельзя сказать, что предприятия транспорта в результате таких реформ столкнутся с иными последствиями, в корне отличающимися от последствий для организаций иных отраслей.

Основными целями как крупных, так и точечных изменений законодательства в сфере экологии являются создание дифференцированного подхода к правовому регулированию предприятий различной степени экологической опасности, снижение административного давления на предприятия, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, упрощение деятельности малого бизнеса. Государственная экологическая политика исходит из необходимости побуждения предприятий всех отраслей к обновлению материально-технической базы, внедрению современных технологий производства, выходу на общемировые экологические стандарты.

С полной версией статьи Вы можете ознакомиться по ссылке: https://www.rzd-partner.ru/logistics/interview/ekologicheskoe-zakonodatelstvo-na-chto-obratit-vnimanie-transportu/?fbclid=IwAR0XOpYsyKwOMBR42VAGeBV9rn5S7kifDjjvS_XlY7F7V30ot2248UYcKbI

Консультация эксперта

Подать заявку на участие

Соглашение