Аналитика Публикации

11
ноября
2016

Обзор изменений законодательства июнь–август 2016 года

Источник: Деловой журнал "Бизнес России"


Александр Ситников, Управляющий партнер

По новому закону теперь и государственные, и муниципальные унитарные предприятия перешли на контрактную систему закупок, предполагающую существенные ограничения для закупочной деятельности этих предприятий. Ужесточилась и увеличилась ответственность за нарушение порядка закупочной деятельности. Появились новые механизмы заключения контрактов на поставку товара для государственных (муниципальных) нужд на внеконкурсной основе, применяемых при условии осуществления инвестиций в организацию производства данного товара. Существенно ограничили размер выплат, которые могут быть получены торговыми сетями от поставщиков товаров. 20 июля 2016 года вступили в силу основные положения так называемого "антитеррористического пакета" законов, или как его еще называют – "Пакета Яровой", вызвавшего неоднозначную реакцию у всего бизнес-сообщества, в особенности у операторов связи и организаторов распространения информации в сети Интернет, которых напрямую касаются нововведения.

Переход ГУПов и МУПов на контрактную систему закупок

Название: Федеральный закон от 03.07.2016 № 321-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц".

О чём: Закон предусматривает переход государственных и муниципальных унитарных предприятий на контрактную систему закупок.

Контрактная система предполагает существенные ограничения для закупочной деятельности унитарных предприятий, включая следующие:

  • ужесточение порядка планирования закупок;

  • необходимость проведения обязательного общественного обсуждения закупок в отношении отдельных видов закупок;

  • необходимость соблюдения правил о нормировании закупок;

  • установление закрытого перечня способов осуществления закупок (конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закупка у единственного источника) без возможности проведения закупки любыми другими способами;

  • императивное регулирование процедуры проведения закупки каждым из указанных способов, включая критерии выбора того или иного способа, требования к содержанию закупочной документации, требования к участникам закупок, срокам проведения закупок, критериям оценки заявок/предложений;

  • императивное регулирование процедур заключения, исполнения и расторжения контрактов, в том числе закрепление обязательных для включения в контракт положений.

Кому интересно: государственным и муниципальным унитарным предприятиям, а также юридическим и физическим лицам, участвующим в государственных и муниципальных закупках.

Вступает в силу: 1 января 2017 года.

Ответственность за нарушение порядка закупочной деятельности

Название: Федеральный закон от 03.07.2016 № 318-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".

О чём: Законом увеличено количество составов административных правонарушений за нарушение порядка закупочной деятельности, установленного законодательством о контрактной системе, а также предусмотрено ужесточение административной ответственности за отдельные нарушения.

В частности, законом введена административная ответственность за нарушения:

  • при планировании и обосновании закупок;

  • при осуществлении закупок закрытыми способами;

  • связанные с исполнением государственных и муниципальных контрактов.

Кроме того, ужесточается ответственность должностного лица заказчика за невыполнение предписания или требования уполномоченного органа в сфере закупок (антимонопольной службы): за повторное невыполнение такого предписания или требования должностное лицо может быть дисквалифицировано на 1 год.

Кому интересно: государственным и муниципальным заказчикам, а также юридическим и физическим лицам, участвующим в государственных и муниципальных закупках.

Вступил в силу: 15 июля 2016 года.

Новые механизмы заключения контрактов на поставку товара для государственных нужд на внеконкурсной основе

Название: Федеральный закон от 03.07.2016 № 365-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

О чём: Закон закрепляет два новых механизма заключения контрактов на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд на внеконкурсной основе, применяемых при условии осуществления инвестиций в организацию производства данного товара.

В качестве единственного поставщика сможет выступать:

  • производитель товаров, выпущенных в соответствии со специальным инвестиционным контрактом (далее – СПИК), назначенный актом Правительства РФ (ст. 111.3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о закупках));

  • поставщик-инвестор, заключивший государственный контракт со встречными инвестиционными обязательствами по созданию или модернизации и (или) освоению производства товара на территории субъекта РФ (далее – Госконтракт), определенный по результатам конкурса (ст. 111.4 Закона о закупках).

После реализации инвестиционного проекта и создании производства, обеспечивающего поставку товара российского происхождения, такой инвестор (производитель) будет вправе заключать контракты на поставку товара непосредственно с заказчиками на внеконкурсной основе в пределах срока действия СПИК или Госконтракта.

Следует отметить, что для получения подобных преференций реализуемый инвестиционный проект должен соответствовать определенным критериям. При этом в отношении продукции, произведенной в рамках СПИК или Госконтракта, осуществляется государственное регулирование цен.

Кому интересно: инвесторам, планирующим реализовать крупный инвестиционный проект по организации производства промышленной продукции на территории РФ.

Вступил в силу: 1 сентября 2016 года.

Ограничение размера выплат торговым сетям от поставщиков товаров

Название: Федеральный закон от 03.07.2016 № 273-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее – Закон).

О чём: Закон вводит существенное ограничение в отношении размера выплат, которые могут быть получены торговыми сетями от поставщиков товаров. Ранее торговая сеть имела право получать от поставщика на основании договора вознаграждение за количество приобретенных товаров в размере до 10% от цены таких товаров. Каких-либо ограничений в отношении размера платы за маркетинговые и иные услуги, оказываемые торговой сетью поставщику, не предусматривалось.

Теперь в соответствии с Законом совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого торговой сети поставщиком в связи с приобретением определенного количества товаров, и платы за оказание услуг по продвижению, подготовке, обработке, упаковке этих товаров, логистических и иных подобных услуг не может превышать 5% от цены приобретенных товаров.

Законом также сокращены сроки на оплату товаров торговыми сетями; при этом если ранее срок на оплату исчислялся со дня приемки товаров, то теперь он подлежит исчислению с даты фактического получения товаров торговой сетью.

Условия договоров должны быть приведены в соответствие с требованиями Закона до 1 января 2017 года.

Кому интересно: торговым сетям и их поставщикам.

Вступил в силу: 15 июля 2016 года.

"Пакет Яровой"

Название: "Пакет Яровой" (Федеральный закон от 06.07.2016 № 374-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности", Федеральный закон от 06.07.2016 № 375-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности").

О чём: принятые в рамках так называемого "Пакета Яровой" законы содержат множество поправок, направленных на установление дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности. Наиболее заметные нововведения касаются регламентации религиозной деятельности, ужесточения уголовного законодательства, установления дополнительных обязанностей для операторов связи и для экспедиторов.

Операторы связи и организаторы распространения информации в сети Интернет с июля 2018 года будут обязаны до полугода (точный срок определит Правительство) хранить на территории РФ все сведения о проходящем через них пользовательском трафике.

Экспедиторы теперь должны проверять достоверность представленной клиентом информации о грузе перед его приемом. За нарушение данной обязанности установлена административная ответственность.

От почтовых операторов закон требует усилить меры по недопущению пересылки запрещенных предметов, что, по всей видимости, приведет к необходимости проверки всех почтовых отправлений без исключения.

Кому интересно: операторам связи, интернет-площадкам, экспедиторам.

Вступил в силу: основная часть положений вступила в силу 20 июля 2016 года. Положения, касающиеся хранения информации пользователей, начнут действовать с 1 июля 2018 года.

VEGAS LEX_Бизнес России_Обзор изменений законодательства_10.2016

Скачать файл
Файл добавлен 11.11.2016
Презентация .pdf (2,8 Мб)

Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение