Аналитика Публикации

15
мая
2014

Станет ли проще жить застройщикам?

Источник: Газета "ЭЖ-Юрист"


Вступил в силу Федеральный закон от 20.04.2014 № 80-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 6 Градостроительного кодекса РФ», принятый во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». Данный Закон направлен на снижение административных барьеров в строительстве, в том числе в жилищном, создание условий для повышения предпринимательской активности в сфере строительства, сокращение сроков строительства, увеличение объемов жилищного и иных видов строительства.

Кто в лес, кто по дрова

Проблема сокращения административных барьеров в градостроительной сфере является крайне актуальной. В 2013 году для получения разрешения на строительство в РФ по самым оптимистичным подсчетам застройщику было необходимо пройти 42 процедуры, что занимало в совокупности 344 дня. Согласно плану мероприятий («дорожной карте») «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства», утвержденному Распоряжением Правительства РФ от 29.07.2013 № 1336-р, к 2018 году количество необходимых для получения разрешения на строительство процедур должно сократиться до 11, а время на их прохождение – до 56 дней, что позволит России подняться по указанному показателю с 178-го на 34-е место в рейтинге Всемирного банка Doing Business. 

С принятием Закона № 80-ФЗ к числу основных начал осуществления градостроительной деятельности в РФ относится принцип единства требований к порядку осуществления взаимодействия субъектов градостроительных отношений (к таким субъектам согласно ст. 5 ГрК РФ относятся Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, физические и юридические лица). 

С одной стороны, ГрК РФ и до принятия Закона № 80-ФЗ устанавливал единые требования к основным административным процедурам, связанным с осуществлением градостроительной деятельности: выдаче технических условий на подключение объекта капитального строительства к инженерным сетям; проведению экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации; выдаче разрешения на строительство; осуществлению государственного строительного надзора; выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. 

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» порядок и стандарты осуществления органами государственной власти и местного самоуправления принадлежащих им функций и полномочий, в том числе в сфере градостроительства, определяются административными регламентами, требования к структуре, содержанию и порядку разработки которых предусмотрены указанным Законом. 

Однако результаты анализа административных регламентов, регулирующих порядок предоставления одних и тех же государственных (муниципальных) услуг в различных субъектах РФ и муниципальных образованиях, свидетельствуют о том, что для оформления единых документов, предусмотренных ГрК РФ, застройщикам в разных субъектах РФ и муниципальных образованиях приходится прилагать совершенно разные усилия. 

Так, для получения градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ), документа, на основании которого осуществляется проектирование, выдается разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, в Калуге застройщику достаточно представить заявление в свободной форме и доверенность (если заявление подается представителем), а также предъявить документ, удостоверяющий личность. Управление архитектуры и градостроительства г. Калуги самостоятельно в порядке межведомственного информационного взаимодействия запросит выписки из ЕГРЮЛ, ЕГРП, ГКН, реестра объектов культурного наследия и сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок (Постановление Городской управы г. Калуги от 29.06.2012 № 248-п). 

В Красноярске для выдачи того же градостроительного плана застройщику – юридическому лицу будет необходимо самостоятельно дополнительно представить в департамент градостроительства городской администрации копии учредительных документов (Распоряжение администрации г. Красноярска от 22.12.2011 № 1542-ж). 

В Самаре от застройщика потребуют также представить топографическую съемку, выполненную не позднее чем за один год до подачи заявления, и технический паспорт на объект недвижимости, расположенный на земельном участке (Распоряжение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 29.12.2012 № Д05-01-06/118). 

В Нижнем Новгороде необходимо представить чертеж градостроительного плана, выполненный на топографической основе в масштабе 1:500 в соответствии с требованиями п. 1 Приказа Минрегиона России от 10.05.2011 № 207, и копии документов, содержащие сведения об инвентаризационных номерах объектов капитального строительства, расположенных в границах земельного участка (свидетельства о праве собственности либо технические паспорта, либо кадастровые паспорта), при этом заявление и сформированный пакет документов застройщик должен представить в двух экземплярах, один из которых – оригинал, а второй – копия, заверенная в соответствии с требованиями действующего законодательства (Постановление администрации г. Нижнего Новгорода от 21.07.2009 № 3558).

Единые стандарты – идеальный вариант 

ВС РФ исходит из того, что при рассмотрении заявления о выдаче ГПЗУ орган местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления иных документов, кроме тех, которые необходимы для установления его личности (Обзор судебной практики ВС РФ за II квартал 2013 года, Определение ВС РФ от 27.03.2013 № 6-КГ12-11).

Законом от 20.04.2014 № 80-ФЗ предусмотрено, что Правительство РФ должно утвердить исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства с учетом особенностей осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов РФ и территориях муниципальных образований. По представлению высшего должностного лица субъекта РФ в указанные перечни могут быть включены процедуры, предусмотренные не только федеральными нормативными правовыми актами, но также нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами. В сфере жилищного строительства такой перечень процедур уже утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 № 403. 

Насколько утверждение такого рода перечней административных процедур упростит застройщикам, осуществляющим деятельность в различных субъектах РФ и муниципальных образованиях, получение необходимой разрешительной документации для строительства, прогнозировать сейчас сложно. Очевидно пока то, что регулирование порядка взаимодействия участников градостроительной деятельности (согласно Определению КС РФ от 01.12.2005 № 468-О содержание градостроительных отношений составляют преимущественно предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ) все больше смещается на федеральный уровень.  

Несмотря на ограничение полномочий региональных органов власти и муниципалитетов, Закон № 80-ФЗ предполагает необходимость учета специфики осуществления градостроительной деятельности в различных субъектах РФ. Хотя для застройщиков, наверное, идеальным вариантом было бы утверждение на федеральном уровне единых и обязательных для всех территорий стандартов и процедур оформления разрешительной документации для строительства. 


VEGAS LEX_Андрианов_эж-Юрист_05.2014

Скачать файл
Файл добавлен 12.08.2015
Презентация .pdf (204 Кб)

Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение