Аналитика Публикации

20
августа
2013

Новый карточный расклад

Источник: Ежедневная общенациональная деловая газета "Коммерсантъ"


Коллектив авторов, VEGAS LEX

Администрация Нижнего Новгорода намерена расторгнуть договор с ЗАО «Новакард», которое в мае прошлого года выиграло конкурс на оснащение городского транспорта автоматизированной системой контроля оплаты проезда (АСКОП) и выпуск единого электронного проездного билета. По данным мэрии, компания, которая должна была к 1 апреля 2013 года оснастить считывающими устройствами 90% муниципального транспорта и выпустить более 1 млн электронных проездных билетов, не выполнила условия контракта. В самом «Новакарде» комментировать ситуацию отказались. По мнению экспертов, теперь разбирательство может продолжиться в суде.

О том, что городская администрация намерена разорвать контракт с ЗАО «Новакард», вчера на пресс-конференции заявил директор городского департамента транспорта Олег Семечкин. По его словам, к 1 апреля 2013 года по условиям договора компания должна была оснастить 90% муниципального подвижного состава средствами автоматизированного контроля оплаты проезда — ­валидаторами, выпустить 1 млн карт единого электронного проездного билета и еще 250 тыс. карт для льготных категорий граждан. «На данный момент мы не получили ничего», — резюмировал глава департамента, отметив, что уже установленные валидаторы «Новакард» будет демонтировать. «Валидаторы были установлены в основном в электротранспорте в незначительном количестве, и я даже не стал бы обращать на это внимания», — сообщил господин Семечкин. По официальным данным мэрии на конец января, считывающими устройствами было оборудовано 320 единиц транспорта из 1,15 тыс., прописанных условиями договора. Никаких штрафных санкций к «Новакард» администрация применять не будет. «В данной ситуации конкурс был инвестиционным, город и муниципальные транспортные предприятия не тратили денег вообще. Тратила только компания-инвестор. Поэтому, думаю, достаточное наказание — то, что с ними будет расторгнут договор», — пояснил Олег Семечкин. С новыми сроками внедрения проекта администрация определится, как только завершатся юридические процедуры и будет подготовлен новый конкурс. «Тяжело называть конкретные сроки. Здесь нет ничего критичного. Для города ничего не меняется: что есть электронный проездной билет, что нет», — говорит глава департамента, отмечая, что тип проездного документа, «может быть, удобен транспортным предприятиям для более правильного распределения доходов», а для бюджета это «никакого существенного значения не несет». В «Новакарде» вчера от комментариев отказались.

Конкурс на внедрение АСКОП состоялся в мае 2012 года. Кроме «Новакарда», в нем участвовали ООО «М2М телематика», ООО «Ак барс банк», южнокорейская VSC, ОАО НИИМЭ «Микрон» и петербургское ЗАО «МФ Тариф». Предполагалось, что после внедрения АСКОП в 2017 году вся инфраструктура перейдет в собственность города, а инвестор будет получать процент от каждой транзакции (по условиям конкурса оператор мог взимать от 4 до 8% стоимости проезда, «Новакард» предложил 7%). Эксперты оценивали инвестиции победителя в проект минимум в 50 млн руб. Подведение итогов тендера сопровождалось разбирательствами в гордуме и управлении Федеральной антимонопольной службы, куда обратились проигравшие компании с жалобами на антиконкурентные условия конкурса. В результате УФАС признало администрацию нарушившей законодательство, но результаты конкурса не аннулировало.

Глава комиссии по транспорту гордумы Алексей Гойхман считает, что расторгать контракт стоило еще в апреле, когда стало понятно, что условия договора не выполнены: «Жалко потерянного времени, потому что АСКОП и электронный проездной билет нужны городу срочно. Только введя электронный проездной, мы сможем грамотно составить единую схему движения городского транспорта и расписание и распределять доходы между муниципальными транспортными предприятиями по факту выполненной работы».

Юристы не исключают, что для расторжения договора муниципалитету придется обратиться в суд, как и инвестору, если тот захочет возместить понесенные затраты. «Обычно в договорах прописаны условия и последствия расторжения договора, но не всегда полно. Как правило, государственные контракты предусматривают проведение согласительных процедур до обращения в суд. Сейчас готовятся поправки законодательства, которые предусматривают возможность внесудебного расторжения госконтрактов, но пока такие договоры расторгаются в судебном порядке», — рассказал руководитель коммерческой группы Vegas-Lex. По мнению юриста, «Новакард» может отсудить у администрации убытки, если будет доказано, что его права нарушены. Для этого компании придется доказать размер убытков и причинно-следственную связь между ними и действиями администрации. По мнению депутата гордумы Романа Буланова, вопрос взаимоотношений администрации и «Новакарда» лежит вне экономической плоскости: «„Новакард” — компания с безупречной репутацией. Я знаю, что в этом вопросе есть лоббирование со стороны московских компаний, которые намерены принять участие в конкурсе. В сентябре им (департаменту транспорта. — „Ъ“) придется серьезно отвечать перед депутатами на заседании гордумы».

Опрошенные „Ъ“ участники прошлогоднего конкурса готовы заявиться на новый тендер, если будут скорректированы его условия. По словам руководителя транспортных проектов ЗАО «МФ Тариф» Алексея Панова, условия прошлого конкурса были антиконкурентными, и если в новом конкурсе администрация изменит требования к оборудованию, то компания не исключает своего участия. «Условия предыдущего конкурса ограничивали конкуренцию и благоприятствовали определенным поставщикам. Нужно смотреть условия новых торгов, понять, насколько это будет выгодно, а также проанализировать, какую ошибку совершил „Новакард“», — ­отмечает директор по маркетингу завода «Микрон» Карина Абагян.


Александра Викулова, Анна Павлова


Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение