Аналитика Публикации

9
октября
2012

Бизнес хочет гарантий / Строить социальную инфраструктуру за свой счет желающих нет

Источник: Общественно-политическое издание "Российская Газета"


Петербург стал одним из первых регионов России, разработавшим собственный закон о ГЧП. Реализация нового механизма началась прежде всего в области строительства - жилья, дорожной и социальной инфраструктуры. Однако бизнес не горит желанием работать по этой схеме, и ГЧП развивается "со скрипом". Особенно много проблем с созданием школ и детсадов по схеме ГЧП. В городе жесткая нехватка социальных объектов, а бизнес не торопится браться за них. Предпринимателей волнует в первую очередь, когда и как они получат собственный доход с предприятия по этой схеме.

- Существующие сегодня в России схемы ГЧП зачастую непонятны большинству инвесторов, - рассказал вице-президент Гильдии управляющих и девелоперов, генеральный директор VMB-Trust Александр Гришин. - До сих пор совершенно не отработано, на каких основаниях и как инвестор сможет вернуть вложенные средства, не проработана правовая база. Нет понятных схем передачи инвестором государству садов и школ. Если сдавать их в аренду, то город должен закладывать на эти цели средства на 10-15 лет вперед, но сегодня бюджет формируется только с перспективой на 3 года.

Другая проблема - вопрос обеспечения дорожной и инженерной инфраструктурой. По словам эксперта, сегодня понятной и прозрачной схемы взаимодействия инвестора и государства в вопросах обеспечения новых проектов необходимой инфраструктурой не существует. - Риски для города при строительстве крупных жилых массивов в том, что нередко объекты подключаются к уже существующей инфраструктуре, приводя к ее перегрузке, - рассказал он. - Несомненно, ее создание хотя бы частично - задача властей, и в идеале оно должно опережать инвестиционный процесс.

А чтобы инструменты ГЧП набирали обороты, требуется корректировка федерального законодательства, в частности налогового, чего в одиночку субъекты сделать не могут. "Девелоперы, заинтересованные в развитии микрорайонов, могли бы финансировать проектные работы и строительство подобных учреждений, а государство может впоследствии выкупать их и обеспечивать их функционирование. Но бизнесу хочется иметь гарантии того, что построенные объекты город выкупит, пусть не сразу, в рассрочку, но по оговоренной заранее стоимости", - считает директор по маркетингу Mirland Development Corporation Елена Валуева .

Существующие сегодня в России схемы ГЧП зачастую непонятны большинству инвесторов

А руководитель практики инвестиционных и ГЧП-проектов в России Hannes Snellman, эксперт Гильдии управляющих и девелоперов Анатолий Суходолов рассказал, что в последнее время к застройщикам, реализующим проекты комплексного освоения территории, постепенно приходит осознание того, что без создания социальной инфраструктуры им будет сложно продать построенное на своем участке жилье. Тем не менее создавать ее полностью за свой счет застройщики не хотят.

- Причин слабой активности бизнеса по инициированию инвестпроектов в отрасли может быть несколько, - рассказала старший юрист практики ГЧП и инфраструктуры VEGAS LEX Варвара Сучкова. - Это и отсутствие высокой коммерческой привлекательности при государственном или муниципальном значении будущего социального объекта, и в целом довольно длительная окупаемость. Кроме того, в настоящий момент социальные инвестиции частных компаний в территории присутствия являются лишь дополнительной добровольной инициативой. Ранее социальная инфраструктура создавалась как составная часть существующей материальной базы крупных государственных предприятий и финансировалась ими же.

По мнению юриста, действующие модели ГЧП отнюдь не являются универсальным механизмом реализации подобных проектов и не заменяют собой госзакупки. В рамках поиска нового формата взаимодействия государства с частным инвестором следовало бы обратить внимание на возможность заключения контрактов жизненного цикла (КЖЦ) или комплексных долгосрочных контрактов.

Пока КЖЦ применимы к объектам автодорожной инфраструктуры, однако для "социалки" они подходят как нельзя лучше. "Схема служит не заменой государственных обязательств и полномочий местных властей, а дополняет и усиливает сложившуюся практику, - пояснила Сучкова. - Такая модель позволит привлечь частные инвестиции в социально значимые сферы и предоставлять бюджетные средства только после введения объекта в эксплуатацию и при условии его соответствия всем требованиям заказчика".

Глава компании "ЮИТ Санкт-Петербург" Михаил Возиянов уверен, что при формировании инфраструктурной политики в ГЧП не должно быть "черно-белых решений": либо все финансирует город, либо застройщик. Должны появиться такие схемы сотрудничества, когда опасения относительно недостатка средств на инфраструктуру не мешают рассмотрению проектов планировок и строительства.

Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение