Аналитика Публикации

29
мая
2012

Попадут не все / Утверждены критерии создания особых экономических зон

Источник: Общественно-политическое издание "Российская Газета"


Коллектив авторов, VEGAS LEX

Теперь для основания особых экономических зон необходимо письменное согласие инвесторов, готовых реализовывать проекты в будущей зоне, а объем запланированных инвестиций должен быть не менее объема средств федерального, регионального и местного бюджетов, необходимых для создания инфраструктуры ОЭЗ.

Среди других критериев: наличие естественных экономико-географических конкурентных преимуществ для реализации инвестпроектов, соответствующих специализации планируемой ОЭЗ. Кроме того, цели создания ОЭЗ должны соответствовать приоритетам комплексного территориального развития, предусмотренным в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г., а также в госпрограммах, ФЦП и региональных документах. Обязателен положительный прогноз динамики роста дополнительных доходов бюджетов всех уровней после создания ОЭЗ. Кроме того, теперь будет требоваться обоснование плановых показателей развития инженерной, транспортной, инновационной, социальной и иной инфраструктуры предполагаемой к созданию ОЭЗ и оценки стоимости затрат на ее развитие. Еще один критерий - наличие не менее одного хозяйственного общества, намеревающегося осуществлять функции управляющей компании, письменно подтвердившего готовность заключить соглашение об управлении ОЭЗ и принять на себя обязательство привлечь не менее 50% планируемого объема внебюджетных инвестиций в ОЭЗ. Логика понятна. Власти опасаются создания "пустых" ОЭЗ, поэтому уже на начальном этапе требуют гарантий хотя бы частичного заполнения зоны.В будущем критерии создания эффективных ОЭЗ должны найти развернутое изложение при подготовке стратегий развития ОЭЗ и перспективных планов по их реализации.

Также у региона должен быть успешный опыт реализации крупных инвестпроектов с участием российских и иностранных инвесторов, внутренняя и внешняя инженерная, транспортная, инновационная, социальная и иная инфраструктура, которую можно использовать для ОЭЗ. "Критерии, которым должны соответствовать будущие ОЭЗ, обобщают опыт и практику УК в сфере развития и функционирования ОЭЗ, - пояснил "РБГ" Олег Костин, глава компании "ОЭЗ". - Важно не только правильно определить профиль ОЭЗ, но еще на старте проекта понимать стратегические вопросы развития территории региона, оценить возможность образования специализированных кластеров, пула потенциальных инвесторов, их потребности в ресурсах и инфраструктуре. Критерии, по сути, задают возможность разрабатывать дорожные карты развития будущих ОЭЗ: соотносить потенциал региона с ожидаемыми проектами инвесторов, формировать центры роста перспективных направлений и отраслей".

Идея законодательно прописать допусловия возникла не на пустом месте. "В разные времена в статусе "зон экономического благоприятствования" побывали и Ингушетия, и Чечня, и Кемеровская, Липецкая области и даже Бурятия, но это вряд ли привело к их реальному финансовому процветанию. Ситуация чем-то напоминает "особые зоны" для строительства казино: места на карте были обозначены, но притока инвесторов не произошло, - напоминает Владимир Рожанковский, директор аналитического департамента ИГ "Норд-Капитал". - Отсюда правительство пытается "идти от обратного": дескать, вы нам сначала скажите, что вам у нас нравится и куда бы вы хотели вложить капиталы, а мы для вас откроем искомый Клондайк. Модель - сугубо экспериментальная, но попытка - не пытка".

Большинство из утвержденных критериев не новы. Еще в постановлении правительства РФ от 13.09.2005 N564 об утверждении Правил оформления и подачи заявки на создание ОЭЗ содержатся многие из этих требований.

"Возможно, что введение в 2009 году опции о создании в исключительных случаях ОЭЗ без проведения конкурса привело к менее четкому отслеживанию данных характеристик, - полагает Моисей Фурщик, управляющий партнер компании "ФОК". - Поэтому потребовалось их дополнительное уточнение и формализация".

Ранее заявки о создании ОЭЗ рассматривались на конкурсной основе, теперь решение об удовлетворении заявки о создании ОЭЗ принимается по совокупности параметров заявки, утвержденных данным постановлением.

"Насколько эффективным будет порядок рассмотрения заявок исходя "из совокупности критериев", покажет время и правоприменительная практика, но в любом случае можно утверждать, что данные критерии - логическое развитие законодательства об ОЭЗ в последнее время, направленное на укрепление инвестиционно-ориентированного подхода к работе зон, - подчеркивает соруководитель практики ГЧП и инфраструктуры юридической фирмы VEGAS LEX. - Тем не менее на стадии подготовки заявки о создании ОЭЗ можно заручиться только намерением инвестора реализовать проект. Опыт функционирования ОЭЗ в РФ свидетельствует о том, что даже когда уже создана ОЭЗ, существует ее УК и выделено бюджетное финансирование, далеко не все инвесторы готовы заключить какое-либо обязывающее соглашение. Т.е. утвержденные критерии создания ОЭЗ коснутся на практике только предварительных соглашений, меморандумов о намерениях и т.д. - частный инвестор не будет обязан реализовывать проект ОЭЗ в случае успеха заявки".

Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение