Аналитика Публикации

12
марта
2007

Шойгу и Пуликовский поделят автозаправки

Источник: Газета.Ру


Александра Васюхнова, Партнер, руководитель Группы Технологий и Инвестиций

Десятки тысяч автозаправок будут подвергнуты повторному контролю. На этот раз лицензии будет раздавать Ростехнадзор. Это означает, что теперь кроме МЧС автозаправки будет проверять еще одно ведомство, что приведет к усилению давления, прежде всего, на мелкие сети. В результате они будут поглощены крупными. 

В ближайшее время хранение горючих веществ на российских АЗС будет тщательно проверено. Процедура будет проводиться на основании нового положения о лицензировании деятельности объектов, на которых хранятся и используются легковоспламеняющиеся жидкости. 

По расчетам Ростехнадзора, которому правительство делегировало права на такой контроль, под проверку попадают около 50 тыс. автозаправочных станций. 

Сейчас Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) объявила, что необходимо повторно провести лицензирование взрывоопасных объектов. Прежде всего, это коснется АЗС – их во всех федеральных округах будет проверено около 40–50 тысяч. Для того чтобы получить лицензию, заправке придется испытать на себе целый комплекс проверок. Помимо оценки экологической и пожарной безопасности, а также хранения нефтепродуктов в обязательном порядке будет проверена территория, здания, оборудование и инженерные коммуникации. Не избежит контроля и обслуживающий персонал станций. 

Новое положение о лицензировании деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов было принято правительством России 17 января 2007 года. Однако не все станции страны должны получить новые лицензии. Есть ряд АЗС, чьи группы резервуаров и сливо-наливные устройства проверяются инспекторами Ростехнадзора постоянно, так как эти объекты внесены в Государственный реестр опасных производственных объектов. Таких АЗС около 2 тысяч, в основном они принадлежат нефтеперерабатывающим компаниям или арендуются ими. 

По информации «Газеты.Ru», на данный момент территориальные управления Ростехнадзора уже разослали в АЗС уведомления в том, что им необходимо получить новую лицензию. 

Подобная новость не вызвала восторга у владельцев АЗС, так как теперь им будет необходимо получать разрешение на деятельность в двух разных ведомствах. 

Это обстоятельство меняет ситуацию принципиально. Исполнительный директор Российского топливного союза (РТС) Григорий Сергиенко рассказал «Газете.Ru»: «В Ростехнадзоре утверждали, что не имеют никакого отношения к заправкам, так как АЗС не являются производственным объектом и не попадают под действие закона о безопасности таковых». Лицензирование АЗС было закреплено за Министерством по чрезвычайным ситуациям (МЧС), так как автозаправки считаются пожароопасными объектами. Это подтверждается постановлением правительства № 595 от 14 августа 2002 года. 

Исполнительный директор РТС подтвердил «Газете.Ru», что в конце февраля пришло письмо от замруководителя Ростехнадзора Константина Чайки, в котором заявлялось о намерении начать лицензирование заправок как взрывоопасных объектов. «Получается, что теперь владельцы АЗС будут вынуждены получать две лицензии – от МЧС и от Ростехнадзора, – комментирует Григорий Сергиенко. – Это абсурд». По его мнению, совершенно очевидно, что с владельцев АЗС хотят получить дополнительную мзду. 

В компаниях со смирением встретили новую инициативу. В пресс-службе «ЛУКойла», владельца большой сети собственных и джобберских (работающих под брендом компании, но не принадлежащих ей) заправок, признают, что «ситуация, само собой, мешает работе – это дополнительный расход времени и денежных средств». Тем не менее компания не планирует принимать меры по изменению ситуации. «Если надо будет получать две лицензии – мы будем получать две лицензии», – заявили в компании. 

Причина такого раздвоения кроется, как всегда, в большой политике. 

Судя по всему, два ведомства банально делят очередной богатый рынок. 

МЧС в нынешней системе власти является сверхведомством, а его глава Сергей Шойгу – очень влиятельным чиновником. Но бывший полпред, а ныне глава Ростехнадзора Константин Пуликовский тоже обладает сильными связями. 

Проблему дублирования полномочий Ростехнадзора и МЧС отмечают многие участники рынка. «Нет четкого разделения полномочий, какое ведомство контролирует те или иные аспекты аварийной безопасности, – отмечают в пресс-службе ЛУКойла. – По нашему мнению, нужно законодательно установить рамки полномочий обеих организаций. 

Формально нефтяные компании должны протестовать против такого «двойного налогообложения». «Заинтересованные лица, не довольные правительственным положением, могут оспорить его в суде», – утверждает руководитель коммерческой практики юридического бюро «Вегас-Лекс» Александра Васюхнова. По ее словам, оспаривание нормативных актов в суде – это вполне обычная практика. Скорее всего, переклассификация объектов подтвердила пожароопасную природу АЗС (оставив под ведомством МЧС) и впервые причислила к числу взрывоопасных объектов (введя под юрисдикцию Ростехнадзора). Однако в реальности вряд ли крупные компании будут спорить с влиятельными чиновниками, а мелким это просто не под силу. Кстати, в небольших компаниях на эту тему говорить отказываются.
В итоге лидеры рынка косвенно смогут получить выгоду от нововведения. «В таком случае сократится число не входящих в ВИНКи (вертикально интегрированные нефтяные компании – «Газета.Ru») АЗС», – считает аналитик брокерского дома «Открытие» Наталья Мильчакова. 

Действительно, крупной сети будет гораздо проще справиться с необходимостью многоступенчатых проверок. Таким образом, в перспективе все это сможет помочь крупным вертикально интегрированным холдингам купить пока независимые сети автозаправок.


Связанные услуги

Связанные отрасли

Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение