Аналитика Публикации

24
марта
2008

Сюрприз во втором чтении // Законодатели резко ускорили работу над введением ограничений для иностранцев в недропользовании

Источник:: RusEnergy


Коллектив авторов, VEGAS LEX

Во второй половине марта Госдума рассмотрит поправки в Закон «О недрах», касающиеся участков федерального значения. Обстоятельства внесения поправок предполагают, что они будут приняты и введены в действие очень быстро. Это значит, что уже в этом году «Газпром» и «Роснефть», возможно, получат шанс записать на свой счет Чаянду, «Сахалин-3» и другие крупные активы, остающиеся в запасе у государства.

Читать быстро

19 февраля на заседании рабочей группы Комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям был представлен обновленный пакет законопроекта «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации».

Пакет был принят в первом чтении депутатами еще 14 сентября, и тогда он не содержал ни одного пункта, касающегося недр федерального значения. Предполагалось, что поправки в Закон «О недрах» после длительного согласования с администрацией президента, где они находись последние несколько месяцев, вынесут на рассмотрение Госдумы отдельным законопроектом.

Но получилось иначе. В начале года поправки были согласованы президентской администрацией и заинтересованными ведомствами и инкорпорированы прямо в текст законопроекта «О порядке осуществления иностранных инвестиций…», а также сопутствующий ему документ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты…».

Де-юре ситуация, когда законопроект между первым и вторым чтением подвергается корректировке, вполне обычна. Де-факто в законопроект, принятый в первом чтении, была внесена совершенно новая, не обсуждавшаяся депутатами концепция пользования участками недр федерального значения. Столь вольное обращение с процедурой законотворчества заставляет предположить, что у законопроекта есть влиятельные покровители, которые намерены обеспечить его принятие в кратчайшие сроки.

Два дня на дискуссии

В середине марта, за несколько дней до второго чтения законопроектов «О порядке осуществления иностранных инвестиций…» и «О внесении изменений…», Комитет ГД по строительству и земельным отношениям (который с 24.12.2007 г. назначен ответственным за этот пакет), проведет заседание, на которое будут приглашены все заинтересованные стороны. Об этом RusEnergy сообщила пресс-секретарь Комитета Екатерина Ефремова.

По ее словам, окончательного, официально утвержденного текста этих двух проектов пока не существует – все еще может измениться после обсуждения на заседании. Однако она признала, что предварительный текст очень сильно отличается от утвержденного в первом чтении и содержит поправки в закон «О недрах», «О континентальном шельфе» и другие изменения.

Как стало известно RusEnergy, эти изменения вызвали недоумение не только среди иностранных компаний, но и среди российских. Определение «хозяйственного общества, находящегося под контролем иностранного инвестора», которое содержит проект «О порядке осуществления иностранных инвестиций…», обещает стать одним из наиболее дискуссионных.

Кто контролирует «Газпром»?

Согласно законопроекту, компания, осуществляющее пользование участком недр федерального значения, считается находящей под контролем иностранного инвестора, если последний имеет право прямо или косвенно распоряжаться 10% и более общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) либо составляющие уставный капитал (УК) контролируемого лица. Такое определение содержится в последней версии законопроекта «О порядке осуществления иностранных инвестиций…», имеющейся в распоряжении RusEnergy (см. Приложение 1).

В таком случае не только ТНК-BP, где у иностранного инвестора ровно половина УК, но и ЛУКОЙЛ (20% - у ConocoPhillips), а также любая из госкомпаний, акции которых в достаточном объеме торгуются на западных биржах, могут считаться подконтрольными иностранному капиталу. Так, согласно отчету «Газпрома» за IV кв. 2007 г., The Bank of New York владеет долей 20,99% в УК российской монополии.

Представитель «Газпрома», присутствовавший на рабочем совещании Комитета по строительству и земельным отношениям 19 февраля, попросил сделать исключение для госкомпаний, утверждают источники RusEnergy, также побывавшие там. Ситуация, когда компания, контрольным пакетом которой владеет государство, тем не менее считается подконтрольной иностранному инвестору из-за 10% акций, находящихся в его руках, действительно кажется абсурдной.

Справедливость на 10%

«Но цифра 10% не случайна, - утверждает сотрудник Министерства природных ресурсов, знакомый с ходом внесения изменений в законопроекты. - Юристы, которые специализируются на «Законе об акционерных обществах», решили, что уже 10% уставного капитала дают инвестору возможность влиять на решения компании и получать какую-то конфиденциальную информацию».

«Единственное, что вызывает вопросы, - продолжает чиновник, - это то, как быть в ситуации, когда 10% акций компании аккумулируются иностранным инвестором через скупку на бирже. Если компания получает разрешение на разработку участка недр федерального значения, а затем узнает, что стала подконтрольной зарубежному акционеру (в том смысле, в котором это понимает новый законопроект), то она лишается участка или нет?».

Представителю ЛУКОЙЛа Владимиру Семакову «контролирующая» доля в 10% в принципе кажется неадекватной. «Мы считаем себя российской компанией, а не подконтрольной ConocoPhillips, - говорит он. – На наш взгляд, пороговым значением в этом смысле может быть 20%, а не 10%. Во всяком случае, мы выбрали именно такой предел участия американского инвестора в уставном капитале нашей компании, потому что он позволяет ConocoPhillips ставить себе на баланс соответствующую часть запасов ЛУКОЙЛа и участвовать в обсуждении стратегии компании, но не дает решающего голоса или контроля в делах ЛУКОЙЛа».

Семаков пообещал, что компания обязательно поучаствует в обсуждении законопроекта «О порядке…» и как минимум выскажет возражение по пункту об определении контроля иностранного инвестора.

Шельф – государству

Еще один пункт, который может вызвать возражения у недропользователей, содержится в законопроекте «О внесении изменений…» и касается шельфа. Он фактически устанавливает государственный контроль над всеми участками недр континентального шельфа и участками, «расположенными одновременно во внутренних морских водах и (или) территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации». Юридические лица, имеющие право стать пользователями такого участка, должны более чем наполовину принадлежать Российской Федерации.

Это означает, что все нераспределенные шельфовые участки, включая, очевидно, участки на Каспии, достанутся «Газпрому», «Роснефти» и «Зарубежнефти», а также их дочерним предприятиям. Иностранные и частные российские компании смогут работать на этих участках разве что в качестве миноритарных акционеров и на договоре подряда.

«Судя по всему, тенденции развития законодательства о недрах таковы, что в конце концов Правительством РФ будет разработан порядок распределения лицензий на освоение месторождений федерального значения между российскими компаниями с государственным участием не менее 50% без конкурса или аукциона», - считает старший юрист коммерческой практики «Вегас-Лекс» Ольга Сушинских.

Любопытно, что законопроект предписывает будущему недропользователю иметь не менее чем 5-летний опыт работы на шельфе РФ. Формально все три российские госкомпании такой опыт имеют, но реально добычей на шельфе занималась только «Роснефть». «Газпром» же потратил годы на пока безуспешные проекты в Баренцевом море, а «Зарубежнефть» на российском шельфе и вовсе не работала.

Эксперты не у дел

В то же время такие частные российские компании, как «Синтезнефтегаз» и ЛУКОЙЛ, имеющие опыт в области разведки и разработки шельфовых месторождений, окажутся в случае принятия законопроекта не у дел. «У нас есть деньги и опыт, - говорит Семаков из ЛУКОЙЛа, - и мы в состоянии разрабатывать новые участки на Каспии и в северных морях. Если таким образом нас отсекут от шельфа, нам это будет непонятно».

Характерно, что поправки в законы «О недрах» и «О континентальном шельфе Российской федерации» вступают в силу со дня официального опубликования закона, в то время как все остальные поправки, содержащиеся в законопроекте «О внесении изменений…», а также собственно закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций», вступают в силу 1 января 2009 г.

Форсирование принятия изменений в законы «О недрах» и «О континентальном шельфе» говорит, очевидно, о том, что вопрос разработки шельфовых, а также крупных континентальных месторождений перезрел, и сразу после вступления в силу этих поправок можно ожидать лицензирование ряда стратегических нефтегазовых участков. К их числу относятся, например, блоки Сахалина-3 и Чаяндинское месторождение, интересующие «Газпром», и месторождения Титова и Требса, интересующие «Роснефть».

Учитывая необходимость скорее приступить к разработке шельфа, законопроекты будут приняты Госдумой быстро и, возможно, уже в мае получат визу Владимира Путина (его полномочия истекают 7 мая 2008 г., ровно через 4 года после его последней инаугурации). На то, что документы готовятся к подписанию именно нынешним президентом, указывает и тот факт, что поправки в законы «О недрах» и «О континентальном шельфе Российской Федерации» попали во второе чтение без первого.

Премьер-контроль

Стоит отметить, что законопроект «О порядке осуществления иностранных инвестиций…» по прежнему не запрещает инвестировать, а лишь предписывает потенциальному инвестору испрашивать разрешение в уполномоченных органах на сделку. Что касается компаний, распоряжающихся участками недр федерального значения, то даже приобретение нерезидентом доли более 5% в их УК допускается лишь при наличии решения о предварительном согласовании такой сделки.

Положительное решение о согласовании сделки, согласно последним изменениям, может выдавать только правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, возглавляемая председателем Правительства РФ. Фактически, будущий премьер-министр получит право казнить и миловать любые иностранные инвестиции в стратегические недра.

Если Путин, как и намеревался, станет премьер-министром, то он сохранит свой нынешний вес в нефтегазовых кругах и репутацию человека, решающего судьбу всех крупных совместных предприятий с участием иностранного капитала.

Приложение 1.

Выдержки из законопроекта № 455348-4 «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации».

Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом, и сфера его применения. 

 <…>

4. Сделки, которые совершаются иностранными государствами, международными организациями, а также находящимися под их контролем организациями и в результате совершения которых иностранные государства, международные организации, а также находящиеся под их контролем организации приобретают право прямо или косвенно распоряжаться <…> более чем пятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал хозяйственного общества, осуществляющего геологическое изучение недр и (или) разведку и добычу полезных ископаемых на участках недр федерального значения <…> или приобретают иную возможность блокировать решения органов управления хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации, подлежат предварительному согласованию в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Статья 5. Признаки нахождения хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации, под контролем

<…>

3. Хозяйственное общество, имеющее стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации, осуществляющее пользование участком недр федерального значения (контролируемое лицо), считается находящимся под контролем иностранного инвестора (группы лиц) (контролирующее лицо), если применительно к контролирующему лицу выполняется одно из следующих условий:

1) контролирующее лицо имеет право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения или других сделок либо по иным основаниям) десятью и более процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) либо составляющие уставный капитал контролируемого лица;

2) контролирующее лицо на основании договора или иным образом получило право или полномочие определять решения, принимаемые контролируемым лицом, в том числе определять условия осуществления контролируемым лицом предпринимательской деятельности;

3) контролирующее лицо имеет право назначать единоличный исполнительный орган и (или) десять и более процентов состава коллегиального исполнительного органа контролируемого лица и (или) имеет безусловную возможность избрать десять и более процентов состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления контролируемого лица;

4) контролирующее лицо осуществляет полномочия управляющей компании контролируемого лица.

Приложение 2

Выдержки из законопроекта № 455354-4 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации"».

Статья 21. Участки недр федерального значения

В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства отдельные участки недр относятся к участкам недр федерального значения.

Перечень участков недр федерального значения официально публикуется федеральным органом управления государственным фондом недр в официальном издании, определяемом Правительством Российской Федерации.

К участкам недр федерального значения относятся участки недр:

1) содержащие месторождения и проявления урана, алмазов, особо чистого кварцевого сырья, редких земель иттриевой группы, никеля, кобальта, тантала, ниобия, бериллия, лития, металлов платиновой группы;

2) расположенные на территории субъектов Российской Федерации и содержащие, исходя из сведений Государственного баланса запасов полезных ископаемых начиная с 1 января 2006 года:

а) извлекаемые запасы нефти от 70 миллионов тонн;

б) запасы газа от 50 миллиардов кубических метров;

в) запасы коренного золота от 50 тонн;

г) запасы меди от 500 тысяч тонн;

3) внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации;

4) при пользовании которыми необходимо использование земельных участков из состава земель обороны и безопасности.

Участки недр получают статус участков недр федерального значения с даты официального опубликования перечня участков недр федерального значения или соответствующего изменения в него и сохраняют статус участков недр федерального значения независимо от изменения критериев, установленных настоящей статьей.


Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение