Аналитика Публикации

20
мая
2009

О законодательных нововведениях в области технологического присоединения к сетям

Источник: Журнал "ЭнергоРынок"


Коллектив авторов, VEGAS LEX

В соответствии с действующим законодательством потребитель электроэнергии, заинтересованный в присоединении к электрическим сетям, всегда должен иметь такую возможность, поскольку единственным критерием доступности техприсоединения является финансовая состоятельность заявителя.

 

Правила технологического при­соединения энергопринимающих устройств (энергетических устано­вок) юридических и физических лиц к электрическим сетям были утверж­дены Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861. Плата за техприсоединение введена Поста­новлением Правительства РФ от 21.03.2007 № 168. Порядок рас­чета указанной платы установлен Приказом ФСТ России от 23.10.2007 № 277-Э/7 «Об утверждении мето­дических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим се­тям» (в настоящее время действует в редакции от 20.01.2009 г.).

 

Таким образом, в настоящее вре­мя несколько упорядочены взаимоотношения и обязательства потреби­теля и энергоснабжающей организа­ции. Названными нормативными документами фактически легализо­ван механизм финансирования ме­роприятий по расширению резерва мощности, повышению пропускной способности сетей, созданию усло­вий для присоединения энергообо­рудования новых абонентов и увели­чения потребляемой мощности ра­нее присоединенных энергоприни­мающих установок.

 

Вместе с тем с момента утверж­дения Правил технологического при­соединения и введения платы за не­го нередко возникают правовые кол­лизии, которые постепенно удается урегулировать. Так, приказами ФСТ РФ (от 07.10.2008 № 202-Э/2 и от 20.01.2009 № З-э/3) размер и прин­ципы оплаты техприсоединения бы­ли уточнены1.

 

Действие Правил технологического присоединения

 

Принятые Правила определя­ют порядок технологического при­соединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям сетевой организации. Они распространяют­ся на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию электро­установок либо ранее присоединен­ных реконструируемых устройств, мощность которых увеличивается; а также на случаи, когда изменяют­ся: категория надежности электро­снабжения ранее присоединенных энергопринимающих устройств, точ­ки присоединения, виды производ­ственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но меняющие схему внеш­него электроснабжения.

 

Сетевая организация обязана вы­полнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при наличии технической возможно­сти, при этом соответствующие про­цедуры осуществляются на основании договора, заключаемого между сете­вой организацией и потребителем.

 

Заключение договора является обязательным для сетевой организа­ции, т. е. договор технологического присоединения — публичный. При необоснованном отказе или уклоне­нии сетевой организации от заключения договора заявитель вправе об­ратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных такими дей­ствиями. Иначе говоря, на законода­тельном уровне закреплено, что при выполнении определенных условий любой потребитель в установленный срок может осуществить технологи­ческое присоединение своих энерго-принимающих устройств.

 

В начале 2009 г. решены вопросы двойного регулирования мероприя тий по присоединению к электри­ческим сетям объектов капитально­го строительства. Действующие нор­мативные акты в этой сфере носи­ли порой противоречивый характер, Отношения были регламентированы следующими документами:

  • Градостроительным кодексом Российской Федерации;
  • Основами регулирования тари­фов организаций коммунального комплекса (Федеральный закон от 30.12.2004 №210-ФЗ);
  • Правилами определения и пре­доставления технических усло­вий подключения объекта капи­тального строительства к сетям инженерно-технического обеспе­чения и Правилами подключе­ния объекта капитального стро­ительства к сетям инженерно-технического обеспечения (По­становление Правительства от 13.02.2006 №83);
  • Правилами заключения и ис­полнения публичных догово­ров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры (Постановление Правительства от 09.06.2007 № 360).

 

При этом Правилами заключения исполнения публичных договоров было определено, что подключение объектов капитального строитель­ства к электрическим сетям производится согласно Правилам технолоческого присоединения и на основании договора о присоединении. В то же время другой нормативный акт — Правила подключения объектов капитального строительства к се­ти инженерно-технического обеспечения — устанавливал, что данная процедура в отношении объекта капитального строительства выполняется в соответствии с Правилами технологического присоединения, но на основании договора о подключении.

 

Таким образом, в законодательстве существовали два разных понятия — плата за технологическое при­чинение и плата за подключение, причем оба вида оплаты одной и той же, по сути, процедуры устанавли­вав разными органами и после Доставления разного количества документов (плата за техприсоединие — органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике, а плата за подключение — органом местного самоуправления). Следовательно, предполагалось заключение и того, и другого договора. По соглашению сторон мог быть составлен один контракт, который содержал бы условия обоих договоров, иначе одна из оплат становилась фактически «платой за чернила». Такая коллизия правовых норм вносила путаницу в определе­ние объема необходимых документов и сроков оформления договора.

Столь неоднозначную ситуацию изменили поправки в Закон «Об осно­вах регулирования тарифов органи­заций коммунального комплекса», вступившие в законную силу с ян­варя 2009 г. (Федеральный закон от 25.12.2008 № 281-ФЗ), согласно кото­рым плата за подключение к электрическим сетям была отменена. И хотя в указанные выше Правила соответ­ствующие изменения пока не внесе­ны, новый вариант Закона, имеющий большую юридическую силу, способ­ствуют упорядочению отношений в сфере технологического присоеди­нения объектов капитального стро­ительства.

 

Плата за технологическое присоединение

 

Приказом Федеральной службы по тарифам от 23.10.2007 № 277-Э/7 (в ред. приказов ФСТ РФ от 07.10.2008 № 202-Э/2, от 20.01.2009 № З-э/3) были утверждены Методические ука­зания по определению размера платы за технологическое присоединение. Согласно им данная плата взимается однократно. Даже изменение формы собственности или смена собствен­ника (заявителя или сетевой органи­зации) не влекут за собой повторную оплату техприсоединения.

Размер платы за присоединение к электрическим сетям, относимым к Единой национальной (общероссий­ской) электрической сети (ЕНЭС), устанавливается ФСТ РФ, а за присое­динение к территориальным распре­делительным сетям — регулирующи­ми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 

Методическими указаниями оп­ределено, что оплата техприсоеди­нения должна компенсировать эко­номически обоснованные расходы на проведение соответствующих ме­роприятий или рассчитываться с по­мощью стандартизированных тариф­ных ставок. Нормы о введении таких ставок вступили в действие с декабря 2008 г. (приказ ФСТ РФ от 07.10.2008 №202-э/2).

 

Для определения размера платы учитываются расходы на выполне­ние сетевой организацией следую­щих мероприятий:

 

а) подготовка технических условий и их согласование с Системным оператором, а в случае выдачи технических условий электро­станцией — согласование их с Системным оператором и со смеж­ными сетевыми организациями;

б) разработка проектной докумен­тации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

в) выполнение технических условий, в том числе в части подключения устройств к противоаварийному и режимному оборудованию;

г)  проверка выполнения заявителем технических условий;

д) участие в осмотре (обследовании) присоединяемых устройств.

 

При установлении платы за тех­нологическое присоединение по ин­дивидуальному проекту учитываются расходы сетевой организации, вклю­чающие стоимость мероприятий, пе­речисленных выше, кроме стоимости выполнения технических условий в части обоснованных требований к усилению существующей электриче­ской сети в связи с присоединением новых мощностей.

 

Эти требования подразумевают строительство новых линий элек­тропередачи, подстанций, увели­чение сечения проводов и кабелей, замену или увеличение мощности трансформаторов, расширение рас­пределительных устройств, установ­ку устройств регулирования напря­жения для обеспечения надежности и качества электроэнергии.

 

В случае выполнения заявителем полностью или частично в соответ­ствии с договором о технологиче­ском присоединении мероприятий по строительству и реконструкции объектов электросетевого хозяй­ства, предусмотренных выданными сетевой организацией техническими условиями, расходы на их осущест­вление не учитываются регулирую­щим органом при установлении пла­ты за присоединение.

 

Размер платы устанавливается по каждому уровню напряжения и (или) объему присоединяемой мощ­ности. Уровень напряжения и точка присоединения к электрической сети определяются по границе балан­совой принадлежности электросетей компании и заявителя.

 

Существенной новацией в зако­нодательстве является наделение Федеральной службы по тарифам полномочиями по контролю над при­менением указанной платы и (или) стандартизированных тарифных ста­вок, а также полномочиями по урегу­лированию споров, связанных с уста­новлением (применением) такой пла­ты (Постановление Правительства РФ от 24.12.2008 № 1003).

 

Особенности установления платы за техприсоединение для субъектов малого и среднего предпринимательства

 

Отдельно в Основы ценообразова­ния (Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 в ред. от 14.02.2009) и Методические указа­ния по определению размера платы в ноябре 2008 г. была введена норма в отношении энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 15 кВт в сумме не более 550 руб.

 

Кроме того, в марте 2009 г. всту­пили в силу изменения в Правила технологического присоединения, согласно которым субъекты малого и среднего предпринимательства при присоединении энергопринимающих устройств максимальной мощностью свыше 15 кВт и до 100 кВт включи­тельно (с учетом мощности, ранее присоединенной в данной точке) могут оплачивать соответствующие мероприятия с рассрочкой до 3 лет и с внесением авансового платежа в размере 5%. Перечисление платежей должно производиться ежекварталь­но равными долями от общей суммы рассрочки с даты фактического под­писания сторонами акта об осущест­влении технологического присоеди­нения (п. 17 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 № 118). Расходы на выплату процен­тов по кредитным договорам, связан­ным с рассрочкой по оплате техприсоединения указанных энергопри­нимающих устройств, учитываются в тарифе на услуги по передаче электрической энергии в размере, не превышающем ставку рефинансировав ния Центробанка РФ на дату заключения кредитного договора.

 

Если заявителем на технологиче­ское присоединение выступает юридическое лицо — некоммерческая организация для поставки электрсэнергии гражданам — членам этой организации, рассчитывающимся по общему счетчику на вводе, плата заявителя сетевой компании не должна на превышать 550 руб., умноженных на количество членов (абонентов) некоммерческой организации, при условии присоединения каждым ее членом не более 15 кВт.

 

При этом надо иметь в виду, что указанный льготный размер платы за технологическое присоединение отдельных потребителей будет компенсирован за счет включения выпадающих доходов сетевой организации в тариф на услуги по передаче электри­ческой энергии. Иначе говоря, при установлении платы (до 550 руб.] за технологическое присоединений энергопринимающих устройств до 15 кВт сетевая организация в соответствии с Методическими указаниями рассчитывает экономически обосно­ванный размер оплаты всего планового объема мощности этих энерго­принимающих устройств и определяет величину выпадающих доходов. Указанные расчеты она представляет в регулирующий орган, который в своем решении отражает выпадающие доходы в тарифе на передачи электроэнергии в том же периоде регулирования, на который утверждается плата за технологическое при соединение.

 

В некоторой степени указанным порядок тарифообразования можно считать очередным видом перекрестного субсидирования в электроэнергетике. Ведь выпадающие доходы сетевой организации будут фактически включены в объем ее необходимой валовой выручки при установлении peгулирующим органом тарифа на услуги по передаче электрической энергии. Приведет ли это к волне судебных споров — покажет практика.

 

СПРАВКА

 

Законодательно утвержден следующий порядок технологическо­го присоединения:

 

1. ПОДАЧА ЗАЯВКИ НА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРИСОЕДИНЕНИЕ

 

В заявке должны быть в зависимости от конкретных условий указаны следующие сведения:

  • реквизиты заявителя;
  • наименование и местонахождение энергопринимающих устройств, которые не­обходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;
  • местонахождение заявителя;
  • максимальная мощность энергопринимающих устройств и их технические ха­рактеристики; количество, мощность генераторов и присоединяемых к сети транс­форматоров;
  • количество точек присоединения с указанием технических параметров элемен­тов энергопринимающих устройств;
  • заявляемый уровень надежности энергопринимающих устройств;
  • заявляемый характер нагрузки (для генераторов возможная скорость на­бора или снижения нагрузки) и наличие нагрузки, искажающей форму кривой электрического тока и вызывающей несимметрию напряжения в точках присо­единения;
  • величина и обоснование величины технологического минимума (для генера­торов), технологической и аварийной брони (для потребителей электрической энергии);
  • сроки проектирования и поэтапного ввода в эксплуатацию энергопринимаю­щих устройств;
  • поэтапное распределение мощности;
  • сведения о категории надежности элек­троснабжения при вводе энергопринимающих устройств по этапам и очередям.

К заявке прилагаются следующие документы:

  • план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо при­соединить к электрическим сетям сетевой организации;
  • однолинейная схема присоединяемых электрических сетей заявителя с указа­нием возможности резервирования от собственных источников энергоснабжения (включая резервирование для собственных нужд) и переключения нагрузки (ге­нерации) по внутренним сетям заявителя;
  • перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть при­соединены к устройствам противоаварийной автоматики.

Если заявитель физическое лицо и присоединяет энергопринимающие ус­тройства в целях использования для бытовых нужд, в заявке должны быть ука­заны:

  • фамилия, имя, отчество заявителя;
  • местонахождение заявителя;
  • однолинейная схема электрических сетей заявителя и сроки проектирования;
  • максимальная мощность энергопринимающих устройств.

Сетевая организация не вправе требовать предоставления сведений, не предусмо­тренных Правилами технологического присоединения.

 

2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА

 

Правилами установлена обязанность сетевой организации направить заявителю для согласования проект договора в срок от 15 до 40 рабочих дней.

 

3. ВЫПОЛНЕНИЕ СТОРОНАМИ МЕРОПРИЯТИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ДОГОВОРОМ,
а именно;

  •  подготовка сетевой организацией технических условий и их согласование с Системным оператором (технические условия выдаются в течение 1530 рабо­чих дней в зависимости от сложности техприсоединения);
  • разработка сетевой организацией проектной документации согласно обязатель­ствам, предусмотренным техническими условиями;
  • составление заявителем проектной документации в границах его земельного участка в соответствии с техническими условиями;
  • выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, в том чис­ле осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энерго­принимающих устройств к противоаварийному и режимному оборудованию;
  • проверка сетевой организацией выполнения заявителем технических условий; срок действия технических условий не может быть менее 2 и более 5 лет;
  • осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств долж­ностным лицом федерального органа исполнительной власти по технологическо­му надзору при участии сетевой организации и собственника устройств; если же технические условия подлежат согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления требуется участие и представителя ОДУ.

По окончании срока действия технических условий сетевая организация вправе выдать заявителю новые техусловия (при их изменении), учитывающие ранее вы­полненные мероприятия. Данная процедура не влечет за собой недействитель­ность договора, если сторонами своевременно согласован срок осуществления мероприятия по технологическому присоединению.

 

4. ПОЛУЧЕНИЕ РАЗРЕШЕНИЯ уполномоченного федерального органа исполнитель­ной власти по технологическому надзору на допуск к эксплуатации объектов зая­вителя.

 

5. СОСТАВЛЕНИЕ АКТА о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

 

Связанные услуги

Связанные отрасли

Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение