Аналитика Публикации

12
ноября
2008

Инвестиционный фонд РФ

Источник: Журнал "Слияния и Поглощения"


Коллектив авторов, VEGAS LEX

Эта статья посвящена анализу возможностей, которые предоставляет инвестору использование механизмов государственно-частного партнерства, а именно-Инвестиционного фонда РФ.

 

Инвестиционный фонд привлека­ет инвесторов тем, что позволя­ет получать финансирование на весь мегапроект с применением одной административной процедуры (проце­дуры прохождения заявки).


Существование в России большин­ства известных мировой практике ГЧП-механизмов говорит о наличии в на­шей стране административной плат­формы для успешного взаимодействия государства и бизнеса.

 

Отметим, что Инвестфонд - россий­ское изобретение, не имеющее анало­гов среди зарубежных ГЧП-механизмов.

 

Пока в нашей стране не применяет­ся весь существующий в мировой прак­тике арсенал концессионных соглаше­ний, но законодатель предпринимает усилия к тому, чтобы этот ГЧП-инструмент стал для инвестора более привле­кательным.

 

Несоответствие некоторых норм бюджетного, налогового, земельного законодательства потребности эффек­тивного внедрения концессионных со­глашений ведет к тому, что на практи­ке эти соглашения пока активно не применяются.

 

Подробно о проблемах концесси­онных соглашений в России см. журнал "Слияния и Поглощения" №7-8, 2008 (статья "Концессии - перспек­тивная форма приватизации").

 

Хотя никакого ранжира ГЧП-инструментов ни в теории, ни на практике нет, инвестор, реализуя ГЧП-проекты с использованием разных инструмен­тов, осознает, что не все они являются одинаково эффективными.

 

Каждый из названных выше инст­рументов обладает собственными пре­имуществами и недостатками и может быть применен с разной долей эффек­тивности в различных проектах.

 

Так, в свое время в целях развития инновационного потенциала страны был создан ряд государственных кор­пораций ("Ростехнологии", "Роснанотех"), для модернизации транспортной отрасли применяется механизм ФЦП, для строительства ряда инфраструктур­ных объектов в Южной Якутии плани­руется активное использование меха­низмов Инвестфонда и т.д.

 

Для отдельных проектов возможно сочетание нескольких инструментов ГЧП.

 

Например, разрабатывать проектно-сметную документацию (ПСД) по крупному инвестпроекту можно с за­действованием механизмов Инвестфонда, но при этом сам проект может быть реализован на основе концесси­онного соглашения.

 

В качестве иллюстрации можно приве­сти проект по разработке ПСД на стро­ительство скоростной автодороги Москва - Санкт-Петербург на участке 58-й км - 684-й км (с последующей экс­плуатацией на платной основе).

 

При выборе "своего" инструмента сотрудничества с государством инвес­тору необходимо провести анализ су­ществующих возможностей, а также выбрать оптимальный механизм реа­лизации инвестиционного проекта в рамках ГЧП.

 

Инвестиционный фонд РФ

 

Инвестфонд РФ формируется за счет дополнительных доходов федерально­го бюджета[1].

 

При подготовке проекта ФЗ о фе­деральном бюджете на очередной фи­нансовый год и плановый период объ­ем средств федерального бюджета, предусматриваемых на формирование бюджетных ассигнований Инвестфон­да, определяется в порядке, установ­ленном правительством РФ.

 

Нераспределенные средства фонда отражаются в отношении Минрегиона России в федеральном бюджете на со­ответствующий финансовый год.

 

В паспорт проекта могут быть вне­сены изменения, предусматривающие уменьшение объема бюджетных ассиг­нований фонда, предоставляемых для реализации проекта, например за счет экономии, образовавшейся в результа­те проведенных соответствующих кон­курсов, аукционов, либо прекращения реализации проекта.

 

В таких случаях не использован­ный в процессе реализации проект объем средств направляется на уве­личение объема фонда с внесением соответствующих изменений в свод­ную бюджетную роспись федераль­ного бюджета.

 

Через Инвестфонд могут финанси­роваться проекты, направленные на:

 

•   социально-экономическое разви­тие РФ в части создания и (или) раз­вития инфраструктуры (в том числе социальной):

-    имеющей   общегосударствен­ное значение;

- необходимой для выполнения в соответствии с межправи­тельственными соглашениями обязательств РФ по созданию объектов на территории Рос­сии (например, создание объ­ектов энергетики, социальной инфраструктуры); •реализацию инновационных про­ектов;

 

  создание и (или) реконструкцию объектов, планируемых к реализа­ции в рамках концессионных согла­шений. Например, через Инвестфонд можно профинансировать ре­конструкцию дороги, которая эксплуатируется на основе концес­сионного соглашения;

 

  финансирование подготовки и про­ведение конкурсов на право заклю­чения концессионного соглашения (включая подготовку конкурсной документации) и мероприятий по подготовке территории строитель­ства (включая выкуп земельного участка и разработку проектной до­кументации на объекты капиталь­ного строительства, планируемые к реализации в рамках концессион­ных соглашений);

 

•   реализацию региональных инвести­ционных проектов. На практике многие из претендующих на финан­сирование за счет средств Инвестфонда проектов по своей природе "региональны", так как направлены на развитие определенного региона (например, проект "Комплексное
развитие Забайкалья", "Комплекс­ное развитие Южной Якутии").

 

***

 

Отбор проектов для финансирова­ния через Инвестфонд осуществляется на основе следующих критериев:

 

•   соответствие решаемой задачи при реализации проекта целям социаль­но-экономического развития РФ и государственного инвестирования на среднесрочную перспективу. А
также - соответствие отраслевым стратегиям развития, утвержденным правительством РФ[2]. Этот критерий означает, что инвестору нужно сопо­ставить несколько факторов:

 

- совпадают ли цели его проекта с целями социально-экономичес­кого развития РФ (см. Программу социально-экономического раз­вития РФ на среднесрочную пер­спективу);

 

- есть ли в регионе, где реализу­ется его проект, принятые стра­тегии (программы, доктрины) развития региона и соответству­ет ли проект им;

 

-  принята ли в его отрасли соот­ветствующая стратегия развития;

 

Пример. Предположим, что какой-то ин­вестор заинтересован в реализации про­ектов по возведению объектов транспорт­ной инфраструктуры в Иркутской области. Оценим его проект:

 

1. Программа социально-экономического развития РФ относит развитие инфраст­руктуры к приоритетному направлению.

 

2. Стратегия социально-экономического развития Иркутской области на долго­срочную перспективу нацелена на сня­тие инфраструктурных ограничений.

 

3. Развитие транспортной инфраструктуры пре­дусмотрено Транспортной стратегией РФ.

 

Вывод: потенциальный проект соответствует критерию "направленности на социально-экономическое развитие РФ", а также соот­ветствует отраслевой стратегии развития.

 

•   достижение положительных социальных эффектов, связанных с реа­лизацией проекта;

 

  обоснование невозможности реа­лизации проекта без участия бюд­жетных ассигнований фонда.

 

   Такое обоснование делается посредством заключений инвестконсультанта, а также экономических расчетов, ТЭО и т.д. Чаще всего реализация глобальных проектов, связанных с "поднятием" базовых секторов экономики (образование, здраво­охранение и т.д.), без бюджетных средств невозможна;

 

  ожидаемый эффект по инновационно­му развитию экономики в связи с реа­лизацией инновационных проектов;

 

  наличие инвестора (или группы ин­весторов, в числе которых могут быть и иностранные), подтвердив­шего готовность к участию в проек­те (за исключением концессионно­го проекта). В качестве примера проекта с иностранным участием можно привести "Урал Промыш­ленный - Урал Полярный";

 

  стоимость проектов (комплексных инвестиционных проектов), уста­новленная для получения бюджет­ных ассигнований фонда, составля­ет не менее 5,0 млрд. рублей (для региональных проектов - 500,0 млн. рублей).

 

Согласно правилам об Инвестфонде[3], решение о выделении средств принима­ется в два этапа: сначала Инвестицион­ной, а затем Правительственной комис­сией. Окончательное решение принима­ет Правительственная комиссия.

 

Чтобы получить ассигнования из Инвестфонда, проект должен удовле­творять также следующим критериям:

 

  вид: финансирование предоставля­ется на проекты, связанные со все­ми видами ГЧП (включая концессии, комплексные инвестиционные про­екты и др.);

 

  география: проект должен иметь общефедеральное, межрегиональ­ное или региональное значение;

 

  срок: бюджетное финансирование выделяется на срок не более 5 лет;

 

  бюджетная и экономическая эф­фективность проекта: проект не дол­жен быть убыточным в принципе[4].

 

Преимущества

 

•   Безвозвратность средств. Отличие средств Инвестфонда от средств, привлекаемых инвестором в кре­дитных организациях, состоит в том, что инвестор не возвращает деньги государству. Получив их на проект, он их "пускает в дело" и не отдает назад с процентами.

 

  Одна процедура для получения все­го объема требуемых бюджетных ассигнований. В отличие от таких ГЧП-инструментов, как, например, ФЦП, через Инвестфонд РФ можно запрашивать средства на финансиро­вание всего мегапроекта, а не от­дельных его составляющих. Это суще­ственно упрощает организационные затраты и сокращает сроки получе­ния проектного финансирования.

 

  Оптимальное разделение рисков между участниками проектов. Пра­вилами об Инвестфонде предусмот­рено, что риски, связанные с участием в инвестиционном проекте, должны быть сбалансированы между государ­ством и бизнесом. Оптимальным при­знается разделение рисков 50 х 50.

 

  Гарантии исполнения обяза­тельств. Инвестиционное соглаше­ние, подписываемое сторонами, в силу своей гражданско-правовой природы гарантирует исполнение сторонами своих обязательств по инвестиционному проекту.

 

  Справедливое разделение выгод между государством и бизнесом: инвестор получает финансирова­ние, а государство - вложение до­полнительных средств (инвестора) в приоритетные сферы экономики.

 

  Предоставление бюджетных средств путем их направления в уставные капиталы ОАО, в том числе путем уча­стия в их учреждении (одна из форм предоставления бюджетных ассигно­ваний Инвестфонда.

 

  Возможность получать средства не только на инфраструктурные, ин­ституциональные, но и инноваци­онные проекты. Пример - проект "Организация производства интег­ральных микросхем на пластинах диаметром 300 мм с проектными нормами 65-45 нм".

 

  Возможность укрупнения бизнеса (все вышеперечисленные факторы в комплексе ведут к возможному укрупнению бизнеса инвестора).

 

Пример. Предположим, у инвестора есть ме­сторождение на Севере, но к нему не проведены транспортные коммуникации. В такой ситуации экспорт его продукции затруднен. Однако если он обращается за поддерж­кой к государству и возводит объекты транспортной инфраструктуры за счет средств Инвестфонда, возникает положи­тельный эффект как для государства, так и для самого инвестора. Инвестор может укрупнить свой бизнес за счет получения новых клиентов, увеличения объемов экспорта и выхода на новые рын­ки, а государство через инвестора решает свои задачи. Например, прокладывает до­роги в той местности, где их не было, и т.п.

 

Недостатки

 

  Длительность процедуры получе­ния средств. По опыту сопровожде­ния инвестиционных проектов дли­тельность процедуры получения средств Инвестфонда составляет в среднем около года.

 

  Ограниченный срок предоставления государственной поддержки (5 лет).

 

  Альтернативный характер предо­ставления бюджетных ассигнова­ний. Сочетание разных форм бюд­жетных ассигнований в рамках од­ного проекта запрещено. Так, нельзя запрашивать государствен­ную поддержку одновременно че­рез Инвестфонд и ФЦП/ФАИП.

 

  Правовые ограничения (Бюджет­ный кодекс РФ, закон № 94-ФЗ) на проведение конкурсного отбора исполнителей работ (услуг), финан­сируемых за счет бюджетных ассиг­нований Инвестфонда. Данные ог­раничения не распространяются на выделение ассигнований в виде взноса в уставный капитал.

 

Возможности

 

  Возможность сочетания ГЧП-инструментов в рамках инвестицион­ного проекта. Например, при соче­тании "Инвестфонд + концессии" за счет бюджетных ассигнований фон­да можно финансировать разра­ботку проектной документации по концессионным проектам, а возве­дение запланированных объектов может быть осуществлено с приме­нением механизмов концессии. При этом инвестор сначала прохо­дит процедуру рассмотрения заяв­ки в Инвестфонде и при принятии положительного решения по ней получает средства Инвестфонда на разработку ПСД, а затем проходит конкурс на заключение концесси­онного соглашения.

 

  Возможность индексации объема бюджетных ассигнований Инвестфонда на дефляторы, определен­ные Минэкономразвития[5]. Эта воз­можность возникнет в будущем. По дефляторам пока только принято решение.

 

Угрозы

 

  Угроза несвоевременного финан­сирования. Возможны ситуации, когда вместо ассигнований в нача­ле финансового года реальное вы­деление средств может произойти лишь в конце года.

 

  Угроза непрофильного проекта. В случае, если проект заявителя по объективным параметрам не соот­ветствует критериям финансирова­ния проектов через Инвестфонд или его социальная значимость, эконо­мический эффект от его реализации недостаточно обоснованы, проект может не получить финансирования.

 

Резюме

 

При общей привлекательности Инвестфонда как одного из ГЧП-механизмов инвестор, подавая заявку на предо­ставление бюджетных ассигнований, сталкивается с рядом трудностей:

 

  сложная структура подготовки и по­дачи заявки;

 

  во многом субъективные качест­венные критерии оценки проектов (проекты оцениваются Инвестици­онной и Правительственной комис­сиями);

 

  длительность процедуры получения средств и т.п.

 

Тем не менее, все эти трудности преодолимы при детальной проработ­ке текста заявки и прочей проектной документации - самостоятельно или при содействии профессиональных консультантов (юристов и экономис­тов).

 

Для получения средств Инвестфон­да РФ может быть предложен следую­щий алгоритм проработки заявки[6].

 

1.  Выбор наиболее подходящего ГЧП-инструмента (варианта предостав­ления господдержки);

 

2.Определение отраслевого минис­терства, в которое будет направле­на заявка на получение господ­держки, на основе отраслевой при­надлежности проекта (например, отраслевым министерством по проектам возведения объектов транспортной инфраструктуры бу­дет Минтранс РФ);

 

3.Определение предварительной стоимости проекта и перечня объектов, запланированных в его рам­ках, для установления запрашивае­мой суммы господдержки;

 

4.Определение процентного соотно­шения запрашиваемых бюджетных средств к средствам инвестора;

 

5.Обоснование соответствия инвес­тиционного проекта основным критериям и принципам, установ­ленным правилами об Инвестфонде. Возможный вариант - подготовка меморандума о соот­ветствии заявленных целей про­екта приоритетам социально-эко­номического развития РФ или ре­гиона РФ;

 

6.Проработка проектных рисков (ри­ски могут быть проработаны также в рамках меморандума о влиянии проекта на социально-экономичес­кое развитие региона);

 

7.Подготовка технико-экономичес­кого обоснования (бизнес-плана) всего проекта;

 

8.Получение заключения инвестици­онного консультанта на проект, в котором отражается соответствие проекта критериям, установлен­ным в разделе IV правил об Инвестфонде;

 

9.Подготовка и направление заявки и приложений к ней в отраслевые министерства с целью получения заключения на проект для после­дующего представления сформи­рованного пакета документов на рассмотрение в Инвестиционную, а затем в Правительственную ко­миссию.

 

Представляется, что предложенный алгоритм действий может значительно облегчить процедуру получения средств Инвестфонда РФ и привести инвестора к желаемым результатам.

 

При всем разнообразии мнений от­носительно эффективности фонда как одного из новых и российских ГЧП-инструментов нельзя не признать его уникальных возможностей, выгодно отличающих его от прочих механиз­мов ГЧП.

 

К таким возможностям относятся:

 

  комбинирование разных ГЧП-инструментов в рамках Инвестфонда (например, ГЧП + концессии),

 

  безвозвратность средств,

 

  возможность получения финанси­рования на региональные и межре­гиональные проекты с бюджетом 500,0 млн. рублей,

 

  в перспективе - образование реги­ональных Инвестфондов и т.д.



[1] Например, за счет доходов федерального бюджета от экспортных пошлин на нефть.
[2] Минэкономразвития РФ направляет заключение о соответствии проекта данному критерию в Министерство регионального развития РФ. Срок - не позднее, чем за неделю до заседания инвестиционной комиссии по проведению отбора проектов, претендующих на получение бюджетных ассигнований фонда, создаваемой Минрегионразвития РФ.
[3] Постановлением Правительства РФ от 01.03. 2008 №134 'Об утверждении правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации" (в ред. постановления правительства РФ от 23.06.2008 № 468).
[4] Минэкономразвития РФ разработало методики оценки бюджетной и экономической эффективности ассигнований Инвестфонда.
[5] В ближайшее время планируется внести соответствующие изменения в постановление №134.
[6] Алгоритм предложен специалистами "Вегас-Лекс".

 


Связанные отрасли

Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение