Аналитика Аналитические обзоры

23
марта

Новые правила проведения анализа состояния конкуренции: позитивные изменения

Александр Ситников, Управляющий партнер

Ксения Подгузова, Юрист Коммерческой группы

15 марта 2015 года вступил в силу приказ ФАС России от 30 января 2015 года № 33/15, которым был внесен ряд изменений в порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный Приказом ФАС России от 28 апреля 2010 года № 220 (далее – Приказ № 220). Правки, внесенные в Приказ № 220, в целом носят позитивный характер для хозяйствующих субъектов и изменяют те его положения, которые ранее подвергались обоснованной критике со стороны участников рынка.

Так, предыдущую версию Приказа №220 часто критиковали за то, что она не предусматривала необходимости проводить анализ состояния конкуренции на рынке, если компании обвинялись в картельном сговоре, в заключении недопустимых "вертикальных" соглашений, а также в координации экономической деятельности. Отсутствие такого анализа по указанным делам нередко приводило к тому, что компании привлекались к ответственности на основании косвенных доказательств и внутреннего убеждения сотрудников антимонопольных органов. При этом решения, вынесенные без проведения соответствующего анализа, часто признавались судами недействительными, а в судебных актах указывалось на необходимость проведения такого анализа[1].

Вступившие в силу изменения устанавливают, во-первых, необходимость проведения анализа состояния конкуренции по указанным категориям дел, а во-вторых, особенности проведения такого анализа. Особенностями, как правило, является исключение некоторых этапов анализа для целей установления состава того или иного правонарушения.

Таким образом, у компаний появляется определенность в вопросе о том, что именно антимонопольный орган должен исследовать и оценить для возбуждения дела и последующего привлечения компаний к ответственности за заключение картельного соглашения, недопустимого "вертикального" соглашения или координацию экономической деятельности. Кроме того, указанные изменения сокращают риск принятия антимонопольными органами необоснованных решений и мотивируют их тщательнее исследовать факты, на основании которых компании признаются виновными в нарушении антимонопольного законодательства.

Необходимо отметить, что новая редакция Приказа № 220 сохранила ряд исключений из общего правила о необходимости проведения анализа состояния конкуренции. Так, анализ по-прежнему можно не проводить по делам о сговоре или согласованных действиях на торгах, а также по делам о заключении иных соглашений или координации экономической деятельности, если они приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах. Анализ также можно не проводить по делам о недобросовестной конкуренции, сговоре с органами публичной власти, а также нарушениях порядка проведения торгов.

К числу позитивных изменений Приказа № 220 можно отнести установление возможности в качестве исходной информации о товарных рынках использовать, в том числе данные, предложенные к рассмотрению хозяйствующим субъектом, а также данные, предоставленные участниками рынка.

Ранее такая возможность отсутствовала, что в ряде случаев приводило к необъективности проведенного анализа, так как антимонопольные органы использовали исключительно информацию, полученную самостоятельно. В то же время участники рынка зачастую являются наиболее осведомленными обо всех происходящих на таком рынке процессах лицами. Поэтому предоставление им возможности влиять на формирование базы для анализа может сделать результаты такого анализа более объективными и реальными.

Еще одним позитивным изменением Приказа № 220 является установление подробной регламентации к содержанию и структуре аналитического отчета.

В предыдущей версии такая регламентация отсутствовала, что порождало ряд негативных последствий для хозяйствующих субъектов. Например, в связи с отсутствием требований к отчету антимонопольные органы нередко ограничивались минимальным количеством информации, не обосновывали выбор тех или иных методик проведения анализа, что существенно влияло на объективность аналитических отчетов.

В новой редакции Приказа № 220 предусмотрен конкретный перечень разделов, которые должны быть отражены в аналитическом отчете, с указанием информации, подлежащей изложению. В частности, Приказ № 220 указывает на необходимость включения в отчет обоснования выбора методов определения продуктовых и географических границ товарного рынка, а также устанавливает необходимость приложить к отчету перечень документов, использованных для анализа.

Указанное нововведение способствует обеспечению прозрачности при разработке антимонопольными органами аналитических отчетов и позволяет обеспечить правовую определенность хозяйствующим субъектам.


[1]  См., например, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 июля 2013 года по делу № А40-94472/12; Постановление ФАС Московского округа от 16 июня 2014 года № Ф05-5619/2014 по делу № А40-35775/13; Постановление ФАС Уральского округа от 24 августа 2012 года № Ф09-7862/12 по делу № А07-22878/11.

Консультация эксперта

Подать заявку на участие

Соглашение