Аналитика Аналитические обзоры

17
марта

"Антикризисные" постановления правительства по госзакупкам

Александр Ситников, Управляющий партнер

Юлия Полякова, Юрист Коммерческой группы

Ксения Подгузова, Юрист Коммерческой группы

В конце прошлого года в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе) был внесен ряд изменений, направленных на защиту интересов поставщиков в условиях кризиса. В частности, новые нормы установили возможность изменять сроки и цену по госконтракту, предоставлять поставщику отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней), а также в ряде случаев не устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта. Однако указанные изменения не могли заработать на практике, так как отсутствовали подзаконные нормативные акты, конкретизирующие порядок и условия их применения.

В начале марта 2015 года Правительством РФ были приняты три постановления, направленные на реализацию антикризисных положений Закона о контрактной системе:

(а)      Постановление Правительства от 5 марта 2015 года № 196 "Об определении случаев и порядка предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" (далее – ПП № 196);

(b)      Постановление Правительства от 6 марта 2015 года № 199 "О случаях и условиях, при которых в 2015 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта" (далее – ПП № 199);

(c)      Постановление Правительства от 6 марта 2015 года № 198 "Об утверждении Правил изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2015 году" (далее – ПП № 198).

Указанные Постановления Правительства РФ являются временными мерами и действуют до 1 января 2016 года.

Отсрочка уплаты неустоек и списание начисленных неустоек

В ПП № 196 определяются порядок и случаи, в которых заказчик может предоставить поставщику отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) списать начисленные неустойки (штрафы, пени) по государственному контракту. При этом Правительство РФ установило дифференцированные механизмы применения указанной возможности, в зависимости от общей суммы начисленных штрафных санкций.

Так, если указанная сумма не превышает 5% цены контракта, заказчик списывает такие штрафные санкции. В случае наличия неустоек в диапазоне от 5 до 20% цены контракта заказчик предоставляет отсрочку уплаты начисленных сумм до окончания финансового года, а в случае уплаты поставщиком до этого срока 50% существующей задолженности, списывает оставшуюся половину. Таким образом, у поставщика появляется возможность заплатить только 50% от общей суммы начисленных штрафных санкций с отсрочкой до окончания финансового года. Если же сумма неустоек составляет более 20% цены контракта, списание таких сумм невозможно: заказчик только предоставляет отсрочку уплаты до окончания финансового года. При этом ПП № 196 предусматривает необходимость письменного уведомления поставщика о предоставлении отсрочки и (или) об осуществлении списания сумм штрафных санкций.

Важно отметить, что возможности, предоставленные ПП № 196, применяются только в случае завершения в полном объеме в 2015 году исполнения поставщиком всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств. Кроме того, не допускается списание штрафных санкций по контрактам, обязательства по которым не исполнены в полном объеме, а также по контрактам, условия которых о цене и (или) сроке были изменены на основании соответствующего антикризисного изменения Закона о контрактной системе.

Обеспечение исполнения обязательств

ПП № 199 содержит 5 альтернативных случаев, когда заказчик имеет право не устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта:

(a)        если участниками конкурса, электронного аукциона или запроса предложений являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации;

(b)        если проект контракта содержит условие о банковском сопровождении контракта;

(c)        если проект контракта содержит условие о перечислении поставщику авансовых платежей на счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства, финансовому органу субъекта РФ, либо муниципальному образованию в учреждениях Центрального банка РФ;

(d)        если проект контракта предусматривает выплату авансовых платежей в размере не более 15% цены контракта при осуществлении закупки. Помимо этого, каждая поставка товара или этап выполнения работ (оказания услуг) должны оплачиваться заказчиком в размере не более 70%, а полный расчет должен быть произведен только после приемки заказчиком исполнения всех обязательств по контракту, за исключением гарантийных;

Важно отметить, что ПП № 199 дает возможность высшим исполнительным органам государственной власти субъектов РФ и местным администрациям изменить предельные размеры аванса или оплаты за этап выполнения работ в отношении региональных и муниципальных закупок.

(e)        если участник закупки является бюджетным учреждением или автономным учреждением и им предложена цена контракта, сниженная не более чем на 25 процентов от начальной (максимальной цены).

Изменение условий госконтракта

В ПП № 198 предусмотрен порядок, в котором заказчик и поставщик могут согласовать изменение сроков и (или) цены госконтракта. При этом установленные правила применяются только к контрактам, валютой которых является рубль, срок исполнения которых превышает 6 месяцев и завершается в 2015 году и исполнение которых без изменения условий невозможно.

ПП № 198 устанавливает следующие случаи, когда условия госконтракта могут быть изменены по соглашению сторон:

(a)        предметом контракта является поставка товара (работы, услуги), включенного в перечни, утверждаемые федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами, ГК "Росатом", а также наиболее значимыми федеральными государственными учреждениями науки, образования, культуры и здравоохранения (в отношении федеральных нужд), высшими исполнительными органами субъекта РФ (в отношении региональных нужд) или местными администрациями (в отношении муниципальных нужд);

При этом цена такого контракта должна превышать 1 млн рублей при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд. Минимальная цена контракта, заключенного для обеспечения региональных и муниципальных нужд, определяется соответствующими региональными и муниципальными органами самостоятельно. В случае если контракт был заключен по результатам проведения конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений для обеспечения региональных или муниципальных нужд, в которых участниками закупок могли быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, цена такого контракта должна составлять не более 5 млн рублей.

(b)        предметом контракта являются строительство, реконструкция, техническое перевооружение объектов капитального строительства, включая приобретение оборудования, входящего в смету строительства, реконструкции, технического перевооружения. Предметом также может являться проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ. В то же время ПП № 198 исключает возможность применения правил об изменении условий госконтракта к контрактам, предметом которых является научное руководство за указанными работами.

Таким образом, для полноценной реализации положений ПП № 198 необходим ряд подзаконных нормативных актов и локальных актов различного уровня, устанавливающих перечень товаров (работ, услуг), а также минимальный размер цены контрактов, к которым будут применяться правила ПП № 198.

Важно отметить, что изменить условия контрактов возможно только в пределах доведенных заказчикам объемов финансового обеспечения на принятие и (или) исполнение в 2015 году обязательств по контрактам. Следовательно, в случае отсутствия у заказчика необходимого финансирования, он не сможет согласовать с поставщиком изменения госконтракта, даже если все остальные условия будут соблюдены. Данное правило может существенно снизить эффективность применения механизма, предусмотренного ПП № 198, так как в связи со сложной экономической ситуацией бюджетное финансирование госзаказчиков может быть сокращено.

Для согласования с госзаказчиком изменений в контракт поставщику необходимо направить письменное обращение с обоснованием невозможности исполнения контракта без изменения его условий в связи с существенным изменением обстоятельств. Такое обоснование приводится в соответствии со статьей 451 Гражданского кодекса РФ (изменение и расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств).

На основании указанного обращения поставщика заказчик может принять решение об изменении условий контракта и о заключении дополнительного соглашения. При этом принятие решения об увеличении цены контракта без предварительного письменного обращения поставщика не допускается. ПП № 198 перечисляет факторы, которые влияют на принятие заказчиком решения:

(a)        необходимость исполнения в первоочередном порядке контрактов, предметом которых является поставка товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства);

(b)        необходимость достижения результатов мероприятий государственных (муниципальных) программ, федеральных целевых программ либо функций, полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления);

(c)        объем фактически исполненных поставщиком обязательств по контракту на момент принятия решения о внесении в него изменений;

(d)        объем финансового обеспечения на принятие и (или) исполнение в 2015 году обязательств по контрактам, утвержденный и доведенный до заказчика.

Заказчик должен принять решение о внесении изменений в контракт в течение 30 дней с момента получения необходимых документов.

При этом заказчик обеспечивает согласование новых условий о сроках и цене с поставщиком. По результатам согласования заключается дополнительное соглашение, к которому в виде приложения прикрепляются расчет и обоснование согласованных изменений. И дополнительное соглашение, и приложение к нему подлежат размещению в реестре контрактов, заключенных заказчиком.

Важно отметить, что ПП № 198 содержит ряд ограничений в отношении изменений, которые заказчик и поставщик имеют право согласовать. В частности, не допускается увеличение количества товаров, объема работ/услуг по контракту. В то же время уменьшение количества товаров, объема работ/услуг возможно в целях перераспределения объемов финансового обеспечения, предусмотренного на закупки, доведенного до заказчика на 2015 год. При этом может быть увеличена цена единицы товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги. Кроме того, изменение условия о сроке исполнения контракта возможно только в пределах 2015 года.

Что касается цены контракта, ПП № 198 устанавливает формулы для расчета предельных значений новой цены контракта в зависимости от предмета контракта. Таким образом, цена контракта может быть изменена только в пределах значения, рассчитанного по соответствующей формуле.

Необходимо отметить, что ПП № 198 дает возможность высшим исполнительным органам субъектов РФ и местным администрациям устанавливать иные особенности внесения изменений в соответствующие госконтракты в отношении их сроков, цены и количества товаров, объема работ/услуг, если предметом таких контрактов являются строительство, реконструкция, техническое перевооружение объектов капитального строительства и (или) работы по сохранению объектов культурного наследия народов РФ.

Выводы

"Антикризисные" Постановления Правительства РФ в совокупности могут существенно повлиять на деятельность поставщиков в 2015 году и помочь им минимизировать свои финансовые потери от текущего кризиса. В связи с тем, что рассмотренные Постановления имеют ограниченное применение, механизмы, установленные ими, будут наиболее эффективны в строительной отрасли и в отношении субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных организаций. В то же время ряд положений указанных документов содержит позитивные меры и для других поставщиков. Кроме того, отдельные нормы Постановлений указывают на то, что в ближайшее время будут разработаны дополнительные подзаконные акты, которые помогут расширить защиту интересов поставщиков.

VEGAS LEX_Антикризисные постановления правительства по госзакупкам_03.2015

Скачать файл
Файл добавлен 12.08.2015
Презентация .pdf (1,8 Мб)
Консультация эксперта

Подать заявку на участие

Соглашение