Аналитика Аналитические обзоры

1
октября
2014

Внедрение новой модели рынка тепловой энергии

Александр Ситников, Управляющий партнер

ВВЕДЕНИЕ

Накопившиеся проблемы в сфере теплоснабжения, связанные в первую очередь с высоким износом основных производственных фондов, требуют масштабных инвестиций в модернизацию оборудования. Однако сложившаяся в отрасли система отношений делает сферу теплоснабжения непривлекательной для инвесторов. В то же время организации, осуществляющие снабжение потребителей тепловой энергией, ничем не мотивированы в изменении текущей ситуации и внедрении более эффективной системы теплоснабжения.

В качестве выхода из сложившегося положения уже не первый год обсуждается необходимость внедрения новой модели рынка, предусматривающей принципиальное изменение подхода к системе отношений и ценообразования в сфере теплоснабжения, основанной на экономических стимулах к повышению эффективности, надежности и качеству функционирования, при справедливой цене на тепловую энергию для конечных потребителей.

3 июня 2014 года на официальном сайте Правительства России[1] появилась информация о том, что премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил Минэнерго России, Минэкономразвития России, Минстрою России, ФСТ России и ФАС России при разработке целевой модели рынка тепловой энергии принять за основу предложенную Минэнерго России модель «альтернативной котельной». Кроме того, указанным ведомствам было поручено подготовить План мероприятий («дорожную карту») по реализации новой модели рынка тепловой энергии.

Напомним, что модель «альтернативной котельной» была предложена на прошедшем в апреле 2013 года совещании Минэнерго, в рамках которого была представлена презентация «Политика в теплоснабжении»[2]. В соответствии с данной презентацией важным элементом развития системы теплоснабжения будет являться внедрение тарифа «альтернативной котельной», который предполагает установление наименьшей цены на тепловую энергию, при которой окупается проект строительства новой котельной, замещающей теплоснабжение от централизованных источников.

Новая модель рынка тепловой энергии должна стимулировать развитие эффективных источников тепла с понятными источниками инвестиций и основываться на долгосрочной договоренности с ответственными инвесторами. Переход к новой модели предполагается осуществить в первую очередь посредством внедрения модели «альтернативной котельной», а также наделения единой теплоснабжающей организации (далее – ЕТО) функциями «одного окна» по поставке всех товаров и услуг в сфере теплоснабжения в границах зоны своей деятельности и исполнения функций, связанных с оперативным управлением системой теплоснабжения.

2 октября 2014 года распоряжением Правительства РФ № 1949-р был утвержден План мероприятий («дорожная карта«) «Внедрение целевой модели рынка тепловой энергии» (далее – Дорожная карта), целями которого являются:

(a)           устранение технологического отставания от других стран в части развития систем централизованного теплоснабжения, стимулирование внедрения современных технологий в сфере теплоснабжения;

(b)           повышение клиентоориентированности ЕТО;

(c)           повышение уровня удовлетворенности потребителей тепловой энергии качеством и стоимостью товаров и услуг в сфере теплоснабжения, в том числе через совершенствование ценообразования и усиление ответственности теплоснабжающих организаций за обеспечение надежного и качественного снабжения потребителей теплом со встречным повышением ответственности потребителей тепловой энергии за выполнение договорных обязательств;

(d)           предотвращение прогрессирующего физического и морального износа основных производственных фондов в сфере теплоснабжения;

(e)           стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности в сфере теплоснабжения;

(f)            обеспечение эффективного стратегического развития и технического управления системами теплоснабжения, стимулирование развития эффективных источников тепловой энергии и тепловых сетей;

(g)           повышение качества управляемости системами теплоснабжения;

(h)           повышение инвестиционной привлекательности сферы теплоснабжения.

Постепенный переход к новому рынку тепловой энергии будет осуществляться посредством исполнения соответствующими ведомствами ряда мероприятий, предусмотренных Дорожной картой, в результате чего планируется сформировать институциональную среду, предусматривающую:

§  либерализацию отношений в сфере теплоснабжения, основанную на принципах конкуренции с альтернативными способами теплоснабжения потребителей тепловой энергии;

§  переход от прямого ценового регулирования к регулированию правил организации отношений в сфере теплоснабжения и государственному контролю за деятельностью теплоснабжающих и теплосетевых организаций;

§  снижение административного регуляторного давления на бизнес с повышением ответственности бизнеса перед потребителями тепловой энергии.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВНЕДРЕНИЮ НОВОЙ МОДЕЛИ РЫНКА ТЕПЛА

Наиболее важные мероприятия, предусмотренные Дорожной картой, предполагают принятие определенных законодательных нововведений, которые будут закреплены в соответствующем федеральном законе.

В настоящее время Минэнерго РФ подготовлен проект Федерального Закона «О внесении изменений в Федеральный Закон «О теплоснабжении»[3] и иные законы по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения» (далее – Законопроект). Принятие новой редакции ФЗ «О теплоснабжении» планируется в IV квартале 2014 года.

Следует отметить, что указанный документ предполагает принятие нововведений, начиная с 1 июля 2014 года, однако действовать они начнут не ранее вступления в силу новой редакции ФЗ «О теплоснабжении». Так, Законопроектом предусмотрены следующие изменения:

(a)           изменения в ФЗ «О теплоснабжении»:

(i)             изменение принципов ценообразования в сфере теплоснабжения;

(ii)            ускорение назначения ЕТО, изменение ее роли;

(iii)           изменение функционала ЕТО;

(iv)          введение новой системы ответственности ЕТО за надежность и качество теплоснабжения, горячего водоснабжения;

(b)           изменения в иные нормативно-правовые акты.

В Законопроекте нашли свое отражение многие мероприятия, и уже сейчас можно сделать определенные выводы о том, какие принципы и законодательные требования будут формировать новый рынок тепловой энергии. При этом не стоит забывать, что Законопроект может подвергнуться определенным корректировкам, в том числе в связи с редкими расхождениями с Дорожной картой.

Так, в настоящее время до конца не определено, каким термином будет обозначаться справедливая цена на тепловую энергию (мощность), рассчитанная исходя из минимальной стоимости, за которую такую энергию можно произвести и поставить с использованием наилучших доступных технологий конечному потребителю.

Вместо «альтернативной котельной» в Законопроекте упоминается индикативный уровень цены, определяемой исходя из минимальной стоимости, за которую тепловую энергию (мощность) можно произвести и поставить потребителям с использованием наилучших доступных технологий (далее – индикативный уровень цены).

ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ, ВВОДИМЫЕ ЗАКОНОПРОЕКТОМ В ФЗ «О ТЕПЛОСНАБЖЕНИИ»

1.             Общие принципы теплоснабжения

Законопроектом дополняется перечень общих принципов организации отношений и основ государственной политики в сфере теплоснабжения, в частности предусматривается:

(a)           внедрение рыночных отношений и конкуренции в сфере теплоснабжения. При этом государственному регулированию подлежит предельный уровень нерегулируемых цен на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ЕТО. В то же время усиливается ответственность ЕТО за надежность и качество теплоснабжения;

(b)           сокращение числа теплосетевых организаций, функционирующих в одной системе теплоснабжения, в целях повышения технологической управляемости и энергетической целостности (безопасности) систем теплоснабжения, обеспечения единообразия и экономической эффективности технических решений внутри системы теплоснабжения.

2.             Ценообразование и тарифное регулирование

2.1          Достижение индикативного уровня

Законопроектом предусмотрено, что доведение регулируемых тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, до индикативного уровня цены будет происходить постепенно, в течение переходного периода, устанавливаемого с 1 июля 2014 года и до достижения одной из более поздних дат:

(a)           даты достижения индикативного уровня цены на тепловую энергию (не может быть позднее 1 января 2020 года);

(b)           1 января 2016 года.

Органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее – органы тарифного регулирования субъектов РФ) по согласованию с ФСТ России до 1 июля 2014 года устанавливают сроки поэтапного достижения индикативного уровня цены на тепловую энергию. В случае если до указанной даты органами тарифного регулирования субъектов РФ не будут установлены сроки достижения индикативного уровня цены на тепловую энергию, ФСТ России самостоятельно принимает решение об установлении таких сроков.

При этом следует отметить, что согласно Дорожной карте планируется введение переходного периода в целях постепенного перехода на целевую модель рынка тепловой энергии с началом реализации в 2015 году. Дата достижения цены «альтернативной котельной» – не позднее 1 января 2020 года (в некоторых случаях предусмотрено продление до 1 января 2023 года).

Согласно Законопроекту в течение переходного периода тарифы на тепловую энергию (мощность) и услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя будут определяться путем индексации цен (тарифов), установленных на 1 января 2014 года.

С наступлением даты завершения переходного периода отменяется регулирование в сфере теплоснабжения, а тепловая энергия (мощность), поставляемая ЕТО потребителям в системе теплоснабжения, будет реализовываться по нерегулируемым ценам в пределах индикативного уровня цены на тепловую энергию.

Также по завершении переходного периода:

(a)           исключается услуга по поддержанию резервируемой тепловой мощности;

(b)           отменяется регулирование закупочных цен на тепловую энергию и услуг по передаче тепловой энергии;

(c)           полностью отменяется плата за подключение к системам теплоснабжения.

2.2          Тарифы и цены

Законопроект определяет перечень товаров и услуг в сфере теплоснабжения, к которым будут применяться нерегулируемые цены, определяемые соглашением сторон. Так, за исключением случаев осуществления теплоснабжения и (или) поставки горячей воды населению, с 1 июля 2014 года отменяется государственное регулирование цен на:

(a)           тепловую энергию (мощность) и/или теплоноситель, производимые и поставляемые (в том числе в виде пара);

(b)           услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (в том числе в виде пара);

(c)           тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающей организацией, владеющей источником тепловой энергии, потребителю, теплопотребляющие установки которого соединены с источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть, принадлежащую теплоснабжающей организации, владеющей таким источником тепловой энергии, или потребителю, и указанные объекты не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения, входящей в зону деятельности ЕТО;

(d)           поставку тепловой энергии (мощности), теплоносителя в целях обеспечения потребителей, которые не потребляли тепловую энергию более года (на основании долгосрочного договора, заключенного до 1 января 2015 года).

При возникновении разногласий по вопросу определения нерегулируемых цен применяется цена, равная тарифу на соответствующий товар (услугу), установленному для соответствующей категории потребителей.

В отсутствие необходимого тарифа потребитель и (или) теплоснабжающая организация вправе обратиться в орган тарифного регулирования с заявлением об установлении на срок не более 3 лет тарифа (цены) на соответствующий товар (услугу), который может быть применен в договоре не позднее 1 июля 2017 года.

Следует отметить, что Законопроект закрепляет норму, согласно которой цены (тарифы) на товары и услуги, подлежащие регулированию в сфере теплоснабжения, не могут быть снижены из-за доходов от нерегулируемой деятельности. При установлении регулируемых цен (тарифов) будут учитываться только обоснованные расходы теплоснабжающих организаций на осуществление регулируемых видов деятельности, без учета тарифных и экономических последствий, возникающих в связи с осуществлением деятельности по нерегулируемым ценам.

2.3          Регулируемые зоны

Несмотря на общую направленность в сторону минимизации регулирования в сфере снабжения тепловой энергией, Законопроектом предусмотрено определение регулируемых зон теплоснабжения, то есть территорий, на которых не осуществляются мероприятия по переходу к нерегулируемым ценам на тепловую энергию (мощность), и сохраняется государственное регулирование цен.

Муниципальное образование может быть определено как регулируемая зона теплоснабжения, если на его территории или части территории:

(a)           теплоснабжение осуществляется с использованием источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, при этом торговля электрической энергией (мощностью) осуществляется по регулируемым ценам (тарифам);

(b)           осуществляется государственная поддержка теплоснабжающих организаций в виде предоставления им субсидий;

(c)           в тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, более 15% составляет часть, соответствующая возмещению расходов, связанных с созданием (реконструкцией, модернизацией) объектов теплоснабжения.

СТАВКА НА ЕТО

Важная роль в формировании нового рынка тепла отводится ЕТО. Как указывалось ранее, одним из принципов организации отношений в сфере снабжения потребителей тепловой энергией является усиление ответственности ЕТО за качество и надежность теплоснабжения.

С вступлением в силу изменений, предусмотренных Законопроектом, ЕТО в границах своей зоны деятельности становится единым закупщиком товаров и услуг в сфере теплоснабжения и поставщиком тепловой энергии (мощности), теплоносителя, отвечающим перед каждым потребителем за надежное и качественное теплоснабжение, горячее водоснабжение.

По окончании переходного периода на территориях, не относящихся к регулируемым зонам теплоснабжения, ЕТО будет осуществлять распределение мощности и определение объемов тепловой энергии между источниками тепловой энергии в соответствии с принимаемыми и публикуемыми ею правилами.

В соответствии с Законопроектом получить статус ЕТО может организация, владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями и соответствующая иным требованиям, которые будут закреплены в Правилах организации теплоснабжения[4].

В целях ускорения назначения ЕТО этот процесс отделяется от процесса утверждения схем теплоснабжения. Минэнерго России и органы исполнительной власти субъектов РФ будут наделены полномочиями по назначению ЕТО до утверждения схемы теплоснабжения. В этом случае определение ЕТО и зоны ее деятельности будет осуществляться при условии, если указанная организация примет на себя обязательства по разработке проекта схемы теплоснабжения в зоне своей деятельности и ее ежегодной актуализации.

Следует отметить, что Законопроектом предусматривается ряд мер, направленных на «отсеивание» недобросовестных и ненадежных организаций. Кроме того, претенденты на получение статуса ЕТО должны быть экономически заинтересованы в повышении эффективности систем теплоснабжения. В связи с этим Законопроект устанавливает определенные ограничения для организаций, финансируемых из средств соответствующих бюджетов и соответственно не мотивированных получением дополнительной прибыли за счет улучшения систем теплоснабжения.

Так, организации, владеющие объектами теплоснабжения на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, не смогут получить статус ЕТО в общем порядке. Присвоение статуса ЕТО указанным организациям предусмотрено только в течение переходного периода и в системах теплоснабжения, где объекты теплоснабжения преимущественно принадлежат организациям на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления.

Организации, владеющие объектами теплоснабжения на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и получившие статус ЕТО, должны в срок до 1 января 2016 года привести себя в соответствие требованиям, предъявляемым к ЕТО. Данное требование относится и к ЕТО, получившим свой статус до вступления в силу нововведений, предусмотренных Законопроектом.

Законопроект устанавливает цели и основные принципы осуществления ЕТО своей деятельности, среди которых:

(a)           сокращение объемов потерь тепловой энергии в тепловых сетях;

(b)           обеспечение безопасного функционирования систем теплоснабжения;

(c)           развитие систем теплоснабжения с использованием наилучших доступных технологий в целях повышения надежности и качества теплоснабжения, горячего водоснабжения, поставки горячей воды без перерывов;

(d)           повышение публичности и прозрачности деятельности ЕТО.

ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ЕТО

Внедрение новой системы отношений в сфере теплоснабжения, а также усиление ответственности ЕТО перед потребителями неотъемлемо связано с необходимостью внесения изменений в порядок заключения и исполнения договоров, обеспечивающих снабжение потребителей тепловой энергией (мощностью).

Так, в целях усиления ответственности ЕТО по договорам поставки тепловой энергии и (или) теплоносителя, а также по договорам оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя Законопроект предусматривает право теплоснабжающих (теплосетевых) организаций в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора в случае ненадлежащего исполнения ЕТО обязательств по оплате. Необходимым условием реализации данного права является заблаговременное уведомление органов местного самоуправления о планируемом отказе от договора с указанием причин, даты и времени такого отказа.

Законопроект также вводит обязанность владельца объектов теплоснабжения по осуществлению контроля за надлежащим исполнением арендатором своих обязательств по эксплуатации объектов теплоснабжения. В целях усиления защиты интересов потребителей предусматривается обязанность владельца объектов теплоснабжения контролировать исполнение арендатором или концессионером[5] своих обязательств перед потребителями. За ненадлежащее исполнение своих обязательств арендодатель или концедент несет субсидиарную ответственность.

С момента завершения переходного периода на территориях, не отнесенных к регулируемым зонам теплоснабжения, подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения будет осуществляться в рамках исполнения ЕТО обязательств по договору о теплоснабжении, который является публичным для ЕТО.

Законопроект отменяет взимание платы за подключение (технологическое присоединение) к сетям теплоснабжения. Стоимость мероприятий, выполненных ЕТО для обеспечения теплоснабжения потребителя, будет включаться в стоимость реализуемых потребителю тепловой энергии (мощности), теплоносителя.

Как указывалось выше, реализация тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя потребителям осуществляется по договору теплоснабжения, который ЕТО обязана заключить с любым обратившимся потребителем, теплопотребляющие установки которого находятся в ее зоне деятельности.

Затраты на обеспечение производства и (или) передачи тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя будут включаться в состав соответствующих нерегулируемых цен, или в состав соответствующих тарифов, установленных органом тарифного регулирования.

В течение 3 месяцев с даты определения ЕТО указанная организация обязана направить потребителям и теплоснабжающим организациям, расположенным в ее зоне деятельности, предложения о заключении договора теплоснабжения и/или поставки горячей воды, договора поставки тепловой энергии (мощности) и/или теплоносителя и/или договора оказания услуг по передаче тепловой энергии и/или теплоносителя.

Потребитель в течение 30 дней обязан подписать полученный договор теплоснабжения и (или) поставки горячей воды, либо представить ЕТО письменный отказ от заключения договора. В случае если по истечении 30-дневного срока потребитель не подписал направленный ему ЕТО договор и не представил письменный отказ от его заключения, такой договор считается заключенным.

Законопроект расширяет список существенных условий, которые должен содержать договор о теплоснабжении. Так, договор теплоснабжения, кроме прочего, должен определять:

(a)           значения показателей надежности и качества теплоснабжения, поставки горячей воды, определяемые сторонами договора;

(b)           ответственность ЕТО за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по обеспечению надежности и качества теплоснабжения и (или) поставки горячей воды потребителям;

(c)           порядок снижения стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя и (или) горячей воды при:

(i)             несоблюдении ЕТО значений указанных выше показателей надежности и качества;

(ii)            нарушении ЕТО требований и (или) сроков и (или) порядка размещения информации о несоблюдении значений показателей надежности и качества теплоснабжения, поставки горячей воды и (или) нарушении порядка снижения такой стоимости.

Договор теплоснабжения, заключаемый, в отношении теплопотребляющих установок, не имеющих подключения (технологического присоединения), должен также определять следующие существенные условия:

(a)           обязательства собственника или иного законного владельца теплопотребляющих установок по осуществлению потребления тепловой энергии (мощности) в определенные сторонами объеме и сроках, начиная с определенной даты в будущем;

(b)           обязательства ЕТО по выполнению мероприятий, необходимых для осуществления подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителя в определенные по соглашению сторон сроки;

(c)           ответственность сторон при нарушении указанных обязательств.

Следует отметить, что Законопроектом предусмотрено право ЕТО предъявлять регрессные требования к теплоснабжающей организации и (или) теплосетевой организации, ответственной за несоблюдение показателей надежности и качества теплоснабжения, поставки горячей воды потребителям.

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

В целях обеспечения реализации предлагаемых принципов и новведений в сфере теплоснабжения, Законопроектом дополняется список полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, регулирующих отношения, связанные с теплоснабжением.

1.             Правительство России

В соответствии с Законопроектом Правительство России наделяется полномочиями утверждать:

(a)           параметры работы источников тепловой энергии и тепловых сетей, используемых для расчета индикативного уровня цены;

(b)           правила определения и порядок применения индикативного уровня цены на тепловую энергию (мощность);

(c)           требования к определению сроков поэтапного достижения индикативного уровня цены;

(d)           порядок заключения до 01 января 2015 года договоров теплоснабжения по ценам, определенным соглашением сторон, в целях обеспечения потребления тепловой энергии объектами, не потребляющими тепловую энергию более года;

(e)           методические рекомендации по определению значений показателей надежности и качества теплоснабжения.

Правительство России будет определять перечень регулируемых зон теплоснабжения на основании предложения уполномоченного органа власти субъекта РФ; устанавливать порядок расследования причин аварийных ситуаций, возникающих при теплоснабжении; принимать решение об окончании переходного периода на основе данных о выполнении сроков поэтапного достижения индикативного уровня цены на тепловую энергию.

2.             Минэнерго России

Законопроект отдельным пунктом выделяет полномочие Минэнерго определять ЕТО и зоны ее деятельности для поселений, городских округов с численностью от 500 тысяч человек, а также для Москвы и Санкт-Петербурга.

3.             ФСТ России

В соответствии с Законопроектом, ФСТ России наделяется следующими полномочиями:

(a)           устанавливать предельные уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ЕТО потребителям;

(b)           устанавливать индикативный уровень цены на тепловую энергию (мощность), поставляемой потребителям;

(c)           согласовывать сроки поэтапного достижения индикативного уровня цены на тепловую энергию (мощность), поставляемой потребителям;

(d)           согласовывать установленную органом тарифного регулирования субъекта РФ дату достижения индикативного уровня цены на тепловую энергию.

4.             Ростехнадзор России

С вступлением в силу рассматриваемых нововведений Ростехнадзор России будет расследовать причины аварий при теплоснабжении, а также проверять готовность муниципальных образований к отопительному периоду.

5.             Органы государственной власти субъектов РФ в сфере теплоснабжения

Указанные выше органы будут определять ЕТО и зоны ее деятельности для поселений, городских округов с численностью населения менее 500 тысяч человек.

ИНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Кроме рассмотренных в предыдущем разделе нововведений в ФЗ «О теплоснабжении» Законопроект предусматривает изменения в иные нормативно-правовые акты, также направленные на переход к новой модели рынка.

1.     Изменения в ФЗ «Об энергосбережении»[6]

Законопроектом предусмотрены изменения, направленные на усиление требований к уровню оснащенности приборов учета тепловой энергии. Так, в отношении объектов с максимальным объемом потребления тепловой энергии менее 0,2 Гкал/ч исключается возможность не устанавливать приборы учета.

2.             Изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – ЖК РФ)

Что касается ЖК РФ, то предусматривается перенесение полномочий по установлению нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, горячему водоснабжению с регионального уровня на федеральный.

Кроме того, Законопроектом уточняется, что расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению, горячему водоснабжению осуществляется по ценам (тарифам), определенным в соответствии с законодательством в сфере теплоснабжения.

3.             Изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ)

Изменения в КоАП РФ устанавливают ответственность за нарушение Правил организации теплоснабжения и манипулирование ценами на товары и услуги в сфере теплоснабжения субъектами, не занимающими доминирующее положение.

Так, за нарушение Правил организации теплоснабжения предусматривается наложение административного штрафа:

(a)           на должностных лиц – от 10 тыс. рублей до 40 тыс. рублей (за повторное нарушение – от 40 тыс. рублей до 50 тыс. рублей);

(b)           на юридических лиц – от 100 тыс. рублей до 500 тыс. рублей (за повторное нарушение – от 600 тыс. рублей до 1 млн рублей).

Манипулирование ценами на товары и услуги в сфере теплоснабжения участниками системы теплоснабжения, не занимающими доминирующего положения, влечет наложение административного штрафа:

(a)           на должностных лиц – от 20 тыс. рублей до 50 тыс. рублей (за повторное нарушение предусмотрена дисквалификация от 1 до 3 лет);

(b)           на юридических лиц – от 500 тыс. рублей до 1 млн рублей.

4.     Изменения в ФЗ «О водоснабжении»[7]

Законопроект переносит положения, связанные с надежностью и качеством горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и закрытых систем горячего водоснабжения, из ФЗ «О водоснабжении» в ФЗ «О теплоснабжении». Исключение производственный контроль качества горячей воды.

5.     Изменения в ФЗ «О концессионных соглашениях»

Как уже упоминалось раннее, ФЗ «О концессионных соглашениях» дополняется нормой, в соответствии с которой концедент несет субсидиарную ответственность перед потребителями или соответствующими теплоснабжающими организациями за надлежащее исполнение концессионером своих обязательств, возникающих вследствие эксплуатации переданных ему по концессионному соглашению объектов теплоснабжения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, государство рассчитывает посредством внедрения новой модели рынка тепловой энергии в первую очередь увеличить инвестиционную привлекательность отрасли, обеспечить развитие эффективных и надежных источников тепловой энергии, а также усилить ответственность теплоснабжающих организаций перед потребителями.

Для достижения указанных целей будет осуществляться постепенная минимизация государственного регулирования в сфере теплоснабжения, установление новой системы ценообразования, основывающейся на тарифе «альтернативной котельной», а также расширение функций ЕТО по поставке всех товаров и услуг в сфере теплоснабжения в границах зоны своей деятельности и исполнения функций, связанных с оперативным управлением системой теплоснабжения. Введение нового рынка тепловой энергии потребует также четкого распределения и синхронизации работы многих ведомств и организаций[8].

Ожидается, что большинство правил, отражающих новые принципы рынка тепловой энергии, будут закреплены в первую очередь в ФЗ «О теплоснабжении», который должен быть принят до конца 2014 года. В результате принятия необходимых законодательных нововведений рынок тепловой энергии поэтапно претерпит существенные изменения.

Тем не менее, имеющиеся в настоящее время противоречия между Дорожной картой и Законопроектом могут свидетельствовать о том, что по сей день остаются открытыми некоторые вопросы, связанные с внедрением нового рынка тепловой энергии, в том числе с эффективностью применения метода «альтернативной котельной». В связи с этим, Законопроект может быть подвергнут серьезным корректировкам в будущем.

 



[3]     Федеральный Закон от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», далее – ФЗ «О теплоснабжении».

[4]        Утверждены Постановлением Правительства РФ от 8 августа 2012 г. № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

[5]     Законопроектом предусмотрено внесение соответствующих изменений и в Федеральный закон от 21.07.2005
115-ФЗ «О концессионных соглашениях», далее – Закон о концессионных соглашениях.

[6]     Федеральный закон от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее – ФЗ «Об энергосбережении».

[7]     Федеральный закон от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», далее – ФЗ «О водоснабжении».

[8]     Дорожная карта предполагает назначение для каждого отдельного мероприятия ответственного исполнителя (исполнителей), среди которых: Минэнерго России, Минэкономразвития России, ФСТ России, ФАС России, НП «Совет рынка», Минстрой России, органы местного самоуправления и другие, а также субъекты рынка тепловой энергии.


Связанные услуги

Связанные отрасли

VEGAS LEX_Внедрение новой модели рынка тепловой энергии_10.2014

Скачать файл
Файл добавлен 15.07.2016
Презентация .pdf (532 Кб)

Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение