Аналитика Аналитические обзоры

8
июля

Минэнерго поднимает планку для сетевых компаний

Александр Ситников, Управляющий партнер

Как известно, необходимость перемен в электросетевом комплексе России обсуждалась на государственном уровне не один год подряд. Во исполнение Указа Президента РФ от 22 ноября 2012 года № 1567 была разработана Стратегия развития электросетевого комплекса РФ[1] (далее — Стратегия развития), которой предусматривается ограничение деятельности неквалифицированных территориальных сетевых организаций (далее  - ТСО) посредством консолидации и введения критериев для признания юридического лица электросетевой организацией.

В соответствии со Стратегией развития, большое количество ТСО усиливает риски в отношении работы электрической сети и предопределяет неоптимальное распределение ресурсов, связанных с ее эксплуатацией, поддержанием и развитием. Для решения указанной проблемы  необходимо принятие мер, направленных на уменьшение количества ТСО посредством создания экономических и законодательных условий, при которых сверхмелкие или ненадежные сетевые организации вынуждены будут  уйти с рынка либо влиться в более крупные сетевые компании. В связи с этим соответствующим органам, в том числе Министерству энергетики Российской Федерации (далее – Минэнерго России), было поручено к декабрю 2013 года подготовить необходимые нормативно-правовые акты.

Так, Минэнерго России был подготовлен проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении критериев и положения об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям».

В начале 2014 года министр энергетики РФ Александр Новак в интервью «Эхо Москвы»[2] сообщил о том, что государство будет проводить политику, направленную на сокращение ТСО путем определения критериев. Министр добавил, что, по сути дела, будет проводиться сертификация, но не в формальном плане, а с точки зрения получения тарифа от Региональной энергетической комиссии (РЭК). Те ТСО, которые не будут попадать под критерии, не получат тарифа и вынуждены будут либо объединяться, либо сокращать свой бизнес. Следует отметить, что Стратегией развития также предусмотрено исключить за период 2013—2014 гг. расходы моносетей[3] из расчета  «котлового» тарифа.

По словам Александра Новака, планируется, что в соответствии с утвержденной стратегией, к 2017 году количество ТСО, которое в настоящее время выросло до 4,5 тысяч, должно стать в два раза меньше, а к 2022 году – еще вдвое меньше.

В июне 2014 года Минэнерго России представило доработанный текст проекта Постановления Правительства РФ «Об утверждении критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям и о внесении изменений в Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178» (далее – Проект постановления).

Проект постановления, принятие которого планируется в III квартале 2014 года, направлен на уменьшение общего количества ТСО, снижения рисков в отношении работы электрических сетей и более оптимально распределения ресурсов, связанных с ее эксплуатацией, поддержанием и развитием электросетевого имущества.

Согласно планируемым изменениям, соответствие юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства (далее – Заявитель) критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО (далее – Критерии), будет являться основанием для установления в отношении такого Заявителя цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии.

Следует обратить внимание на отсутствие в последней редакции Проекта постановления упоминаний об индивидуальных предпринимателях (далее – ИП). Логично предположить, что это связано с требованиями ФЗ «Об электроэнергетике»[4], согласно которому ТСО – это прежде всего коммерческие организации, ИП не являются, а значит путь в осуществление регулируемой деятельности по передаче электроэнергии для них закрыт. То же самое относится и к тем ИП, которые на сегодняшний день владеют электросетями. В следующем после принятия нововведений расчетном периоде такие ИП не смогут получить тариф на осуществление регулируемой деятельности по передаче электрической энергии.

Анализ соответствия Заявителя требуемым Критериям будут осуществлять органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов (далее – Органы тарифного регулирования), в рамках проведения экспертизы предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, по итогам которого оформляется соответствующее экспертное заключение.

Согласно Проекту постановления, в случае выявления несоответствия Заявителя необходимым Критериям, Орган тарифного регулирования направляет такому Заявителю уведомление об отсутствии оснований для установления цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии, с указанием критериев, которым Заявитель не соответствует.

Критерии, устанавливаемые для Заявителя:

1)             Владение на праве собственности или ином законном основании на срок не менее предстоящего периода регулирования следующими объектами электросетевого хозяйства, используемыми для осуществления регулируемой деятельности:

(a)   силовыми трансформаторами, суммарная установленная мощность которых составляет не менее 10 МВА;

(b)   воздушными и (или) кабельными линиями электропередачи не менее двух из указанных ниже уровней напряжения:

(i)     высокое напряжение (ВН) – 110 кВ и выше;

(ii)    среднее первое напряжение (CH1) – 35 кВ;

(iii)   среднее второе напряжение (СН2) – 1 – 20 кВ;

(iv)  низкое напряжение (НН) – ниже 1 кВ.

NB! : Критерии, упомянутые в настоящем пункте не применяются к Заявителям, осуществляющим передачу электрической энергии в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах.

2)             Наличие за последние истекшие 3 года не более 2 фактов применения Органами тарифного регулирования:

(a)   понижающих коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для владельца объектов электросетевого хозяйства, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг;

(b)   корректировки тарифов (цен), установленных на долгосрочный период регулирования,в случае если Заявитель предоставил недостоверные отчетные данные для расчета фактических значений показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, или не представил такие данные.

3)             Наличие зарегистрированного телефонного номера для обращений потребителей услуг по передаче электрической энергии и (или) по технологическому присоединению;

4)             Наличие официального сайта в сети «Интернет».

Следует отметить, что наличие соответствующего телефонного номера и официального сайта будет подтверждаться справкой, подписанной руководителем или иным уполномоченным лицом Заявителя и заверенной печатью Заявителя. Согласно планируемым нововведениям, данная справка, наряду с прочими обосновывающими материалами, должна прилагаться к заявлению об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, направляемому Заявителем в Орган тарифного регулирования.

Таким образом, анализ Проекта постановления позволяет говорить о том, что на сегодняшний день минимизировано число количественных и качественных показателей деятельности сетевых организаций, которым должны соответствовать Заявители для их отнесения к ТСО. Несмотря на это, документ делает акцент на основные требования, позволяющие ограничить осуществление регулируемой деятельности по передаче электроэнергии мелкими, или недобросовестными сетевыми организациями.

Тем самым законодатель дает начало государственной политике по консолидации электросетей, подразумевающей значительное сокращение числа ТСО с одновременным ужесточением требований и контроля в отношении упомянутых компаний.

Проект постановления рассматривает утверждение статуса ТСО не как отдельную процедуру, а как составляющую процесса получения цены (тарифа) для осуществления регулируемой деятельности.  Это значительно упрощает порядок выявления «несоответствующих» Заявителей, которым попросту будет отказано в установлении цены (тарифа), что не позволит таким Заявителям оказывать услуги по передаче электроэнергии и получать соответствующую прибыль.

Напомним, что владельцы электрических сетей не вправе препятствовать перетоку электрической энергии через свои энергообъекты. Необходимость соблюдения данного правила в отсутствие соответствующего тарифа означает, что ТСО будут нести убытки, связанные в первую очередь с обслуживанием электросетей. Таким образом, отказ ТСО в получении тарифа приведет к последствиям, в результате которых многие сегодняшние игроки будут вынуждены уйти с рынка услуг по передаче электрической энергии.

Кроме уже упомянутых ИП, нововведения могут коснуться (имеющих на балансе собственные сети или выделивших их в аффилированные организации) крупных предприятий , получающих дополнительный доход за счет оказания услуг по передаче электрической энергии, а также услуг по технологическому присоединению к электросетям. С трудностями столкнутся и мелкие ТСО «последней мили», зачастую имеющие в собственности лишь небольшой участок сетей.

Очевидно, что Правительство РФ нацелено на значительное сокращение количества ТСО уже в ближайшее время. Так же можно предположить (на это есть примеры), что в целях большей эффективности  постановление будет принято незадолго до истечения срока установления тарифов органами тарифного регулирования. В таком случае, многие владельцы электрических сетей, начиная с 2015 года, окажутся «не у дел».

Следует отметить, что в соответствии с нормами действующего законодательства у регулируемых организаций имеются возможность защитить свои интересы. Так, ФСТ России уполномочена в досудебном порядке рассматривать споры, связанные с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий и заинтересованные лица (ТСО, их потребители,), при наличии доказательств, вправе обратиться в ФСТ России с соответствующим заявлением о рассмотрении спора, касающегося установления цены (тарифа). Решение по такому спору принимается ФСТ России в течение 90 дней.

Отказ органа тарифного регулирования установить соответствующий тариф (уведомление об отсутствии оснований для установления тарифа) может также быть оспорен в арбитражном суде и признан незаконным в порядке оспаривания ненормативных правовых актов.

Однако наиболее правильным будет рекомендовать   тем ТСО, которые не попадают под Критерии, уже сейчас предпринимать активные меры, направленные на соответствие требованиям, предусмотренным Проектом постановления. Среди них можно выделить объединение активов нескольких ТСО в одну, более крупную организацию. Такая консолидация позволила бы вновь созданной ТСО соответствовать Критериям, необходимым для осуществления деятельности по передаче электрической энергии.

Впрочем, это лишь один из способов лежащих на поверхности, а есть еще концессии, СП, управление, то есть модели, реализация которых возможна при проведении мероприятий на основе разработанного проекта пошаговых действий для организации заинтересованной в сохранении бизнеса и после выхода рассматриваемого постановления.



[1] Утверждена распоряжением Правительства РФ от 03.04.2013 г. № 511-р

[3] Моносети - ТСО, оказывающие услуги по передаче электрической энергии преимущественно одному потребителю или потребителям, входящим в одну группу лиц, и (или) владеющим на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, которые используются ими в рамках единого технологического процесса.

[4] Федеральный закон "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ, далее – ФЗ «Об электроэнергетике»


Связанные услуги

Связанные направления

VEGAS LEX_Legal Alert_2_07_2014

Скачать файл
Файл добавлен 15.07.2016
Презентация .pdf (379 Кб)
Консультация эксперта

Подать заявку на участие

Соглашение