Аналитика Аналитические обзоры

24
мая

Dynamic pricing: любая ли ценовая дискриминация законна?

Александра Васюхнова, Партнер, руководитель Группы Технологий и Инвестиций

Dynamic pricing – разновидность ценовой дискриминации, представляющая собой продажу одного и того же товара по различной цене, в зависимости от категории, к которой принадлежит потребитель.

В настоящее время в среде online-бизнеса набирают популярность ценовые стратегии, ставящие цену товара в зависимость от принадлежности конкретного потребителя к той или иной категории. К примеру, авиакомпании устанавливают различные цены на одни и те же билеты, продаваемые посредством сети Интернет, в зависимости от времени покупки билета, от содержания предыдущих поисковых запросов, осуществляемых покупателем (с использованием технологий "Cookie"), от места осуществления доступа к сети Интернет в момент покупки билета, а также некоторых других подобных критериев.

На Западе технологии
Dynamic Pricing уже достаточно давно и успешно применяются. На российском же рынке, исходя из имеющейся в открытых источниках информации, технологии такого рода распространены пока не столь широко, и компании не заинтересованы в том, чтобы в полной мере раскрывать свою ценовую политику.

Как показывает практика, их опасения не безосновательны.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" (далее – Закон), запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Далее в этой статье приводится открытый перечень действий, приводящих к указанным последствиям, в числе которых следует выделить следующие:

экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

создание дискриминационных условий.

Из приведенных положений Закона и судебной практики по данному вопросу следует, что использование технологии Dynamic pricing продавцом товаров является нарушением антимонопольного законодательства, при условии, что доказаны следующие обстоятельства:

продавец занимает доминирующие положение на соответствующем рынке (статья 5 Закона);

факт установления различных цен (тарифов) для одних и тех же товаров, либо создания дискриминационных условий (напрямую не связанных с ценой) при продаже одних и тех же товаров (статья 10 Закона);

отсутствие экономического и (или) технологического обоснования установления различных цен (тарифов), условий для одних и тех же товаров (пункт 6 части 1 статьи 10 Закона).

Некоторые выводы судебной практики

А53-17273/2010

Суды не убедил довод авиакомпании о том, что она не может быть признана субъектом, занимающим доминирующее положение, так как административный орган не доказал затруднение доступа на соответствующий товарный рынок новых конкурентов.

Суды не приняли во внимание и тот довод, что установленный порядок изменения цен влечет приобретение пассажирами билетов по разным тарифам на один рейс в разное время, то есть якобы в разных условиях.

А71-13345/2009

Суды установили, что кассовый сбор, включаемый в стоимость билета, является необоснованным увеличением стоимости перевозки, определяемой в соответствии с установленными тарифами, при этом довод перевозчика о том, что у пассажиров имелась возможность приобрести билет на вокзалах и станциях, принадлежащих заявителю, без кассового сбора, признан судами несостоятельным.

А21-6910/2007

Суды не убедил довод авиакомпании о том, что ограничение количества билетов, продаваемых на каждый рейс, по различным тарифам устанавливается автоматизированной системой в целях избежания убыточности рейса.

Возможность приобретения потребителем авиабилетов с вылетом из другого аэропорта не может свидетельствовать об отсутствии вмененного злоупотребления, поскольку имеющаяся в распоряжении потребителя альтернатива сопряжена с существенными дополнительными финансовыми затратами.

А53-11451/2011

Суды согласились с доводом авиакомпании о том, что авиабилеты отличались «сроком годности», то есть не были одним и тем же товаром.

Следует также учитывать тот факт, что единого подхода к определению экономической и (или) технологической обоснованности тех или иных цен на одинаковые товары в судебной практике не сформировано, поэтому суды устанавливают данный факт исходя из конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, а круг возможных доказательств продавцом такой обоснованности не ограничен.

Ответственность

За нарушение указанных норм Закона статьями 14.31 (часть 1), 14.31.1 КоАП РФ предусмотрены соответствующие санкции:

наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот тысяч до одного миллиона рублей (если доля компании на рынке равна или выше 35%);

наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот тысяч до одного миллиона рублей (если доля компании на рынке ниже 35%).
 

VEGAS LEX_Dynamic pricing - любая ли ценовая дискриминация законна

Скачать файл
Файл добавлен 15.07.2016
Презентация .pdf (620 Кб)

VEGAS LEX_Dynamic_pricing

Скачать файл
Файл добавлен 15.07.2016
Презентация .pdf (652 Кб)
Консультация эксперта

Подать заявку на участие

Соглашение