Analytics Publications

29
October

4:0 in favour of the FAS?

Source "ezh-Yurist" Newspaper


Yulia Polyakova, Associate of Commercial group

4:0 в пользу ФАС?

Федеральный закон от 05.10.2015 № 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", более известный как "четвертый антимонопольный пакет", вносит существенные поправки в антимонопольное законодательство Российской Федерации. Большинство его положений вступают в силу с 5 января 2016 года. Проанализируем наиболее значимые изменения, предусмотренные указанным нормативным актом.

Злоупотребление доминирующим положением

Сводится к минимуму возможность признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на товарном рынке не превышает 35%. Ранее такое лицо могло быть признано занимающим доминирующее положение, если оно имело возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара и его доля превышала доли других участников рынка.

После вступления в силу "четвертого антимонопольного пакета" лицо, доля которого на товарном рынке не превышает 35%, может быть признано занимающим доминирующее положение только в случае коллективного доминирования (ч. 3 ст. 5 Закона о защите конкуренции) и в случаях, прямо предусмотренных законами. В частности, специальные пороговые значения для признания положения лица доминирующим установлены в федеральных законах от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи" и от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике".

Злоупотреблением доминирующим положением в соответствии с Законом о защите конкуренции могут признаваться не только действия, влекущие ограничение конкуренции, но и действия, которые приводят к ущемлению интересов других лиц. Поскольку такая формулировка давала простор излишне широкому и не всегда обоснованному применению положений о злоупотреблении доминирующим положением, она была скорректирована "четвертым антимонопольным пакетом". Теперь злоупотреблением доминирующим положением может признаваться только такое ущемление интересов других лиц, которое имело место в сфере предпринимательской деятельности или касалось неопределенного круга потребителей. Таким образом, исключается возможность признания злоупотреблением доминирующим положением действий, касающихся интересов отдельных потребителей.

Указанные изменения должны способствовать сокращению количества случаев привлечения к ответственности за злоупотребление доминирующим положением и дать возможность антимонопольным органам сконцентрировать свое внимание на наиболее существенных нарушениях.

Отмена ведения реестра хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35%

После вступления в силу "четвертого антимонопольного пакета" будет прекращено ведение реестра хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35%.

Значение указанного реестра заключалось в том, что доля хозяйствующего субъекта презюмировалась равной указанной в реестре. Кроме того, требовалось согласование с антимонопольным органом в рамках контроля за экономической концентрацией сделок, участником которых являлось лицо, включенное в реестр, вне зависимости от размера активов и выручки участников сделки.

В то же время большинство компаний, включенных в реестр, являлись представителями малого и среднего бизнеса, тогда как ряд крупнейших компаний, занимающих значительную долю определенного рынка, в реестре не числились.

Таким образом, отмена реестра будет способствовать значительному снижению административного бремени и освобождению антимонопольных органов от существенного объема технической работы.

Правила недискриминационного доступа для субъектов, занимающих доминирующее положение

Существенной новеллой является возможность утверждения правил недискриминационного доступа (ПНД) для субъектов, занимающих доминирующее положение на определенном рынке и не являющихся субъектами естественной монополии. До принятия четвертого антимонопольного пакета такие правила могли устанавливаться только в отношении рынков, находящихся в условиях естественной монополии, и товаров, производимых или реализуемых субъектами естественных монополий.

ПНД могут устанавливаться актом Правительства РФ в отношении хозяйствующего субъекта, который:

– занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке с долей более 70%; и

– допустил злоупотребление доминирующим положением, что подтверждено вступившим в законную силу решением антимонопольного органа.

Целью введения ПНД является предупреждение создания дискриминационных условий. Для этого ПНД должны будут включать, в частности, перечень информации, которую должен раскрывать хозяйствующий субъект, и порядок ее раскрытия, существенные условия договоров о предоставлении доступа к товарам и (или) соответствующие типовые договоры, а также порядок определения потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию. В ПНД также может быть включено условие об обязательной продаже товара на торгах.

Применение ПНД существенно ограничивает свободу экономической деятельности соответствующего хозяйствующего субъекта. В связи с этим против возможности применения ПНД в отношении субъектов, занимающих доминирующее положение, активно выступали многие представители деловой общественности. В то же время ПНД должны обеспечивать прозрачность и равные условия доступа к товарам, производимым и (или) реализуемым хозяйствующим субъектом и предупреждать создание дискриминационных условий.

Таким образом, применение ПНД создаст двойственный эффект. Все будет зависеть от того, в какой мере Правительству РФ в каждом отдельном случае удастся обеспечить баланс между интересами субъекта, занимающего доминирующее положение, и интересами потребителей его товаров.

Соглашения, ограничивающие конкуренцию

"Четвертый антимонопольный пакет" вносит ряд изменений и в регулирование соглашений, ограничивающих конкуренцию.

Во-первых, устанавливается возможность признания картелем соглашений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном рынке ("картель покупателей").

Во-вторых, уточняются условия допустимости вертикальных соглашений. Ранее в соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона о защите конкуренции не могло быть признано допустимым вертикальное соглашение, если доля одной из его сторон на любом рынке превышала 20%. "Четвертый антимонопольный пакет" либерализовал указанную норму, и теперь вертикальное соглашения будет являться допустимым, если доля каждого из его участников не превышает 20% на рынке товара, являющегося предметом вертикального соглашения.

В-третьих, прямо запрещаются соглашения между заказчиками и участниками торгов, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников.

Создание коллегиальных органов при ФАС России

"Четвертый антимонопольный пакет" предусматривает создание коллегиальных органов при ФАС России, к компетенции которых будут относиться:

– пересмотр решений и предписаний территориальных антимонопольных органов в случае, если они нарушают единообразие в применении антимонопольного законодательства;

– дача разъяснений по вопросам применения антимонопольного законодательства.

Появление коллегиальных органов при ФАС России должно способствовать единообразному применению антимонопольного законодательства антимонопольными органами на всей территории Российской Федерации.

Расширение сферы применения предупреждений

Количество видов правонарушений, дела о которых не могут быть возбуждены антимонопольным органом до истечения срока выполнения предупреждения, значительно расширено. Раньше круг таких правонарушений включал только злоупотребление доминирующим положением в форме навязывания условий договора (п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции) и в форме отказа/уклонения от заключения договора (п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции).

После вступления в силу четвертого антимонопольного пакета выдача предупреждений будет обязательна также для злоупотребления доминирующим положением в форме необоснованного установления различных цен на один и тот же товар и в форме создания дискриминационных условий.

Кроме того, предупреждения должны будут выдаваться в отношении отдельных форм недобросовестной конкуренции и актов/действий органов, наделенных властными полномочиями, ограничивающих конкуренцию.

Изменения в сфере государственного контроля за экономической концентрацией

"Четвертый антимонопольный пакет" накладывает на хозяйствующих субъектов дополнительную обязанность по согласованию с антимонопольным органом соглашений о совместной деятельности, заключаемых между конкурентами, если суммарная стоимость активов их групп лиц превышает 7 млрд руб. либо суммарная выручка их групп лиц за предшествующий календарный год превышает 10 млрд руб.

Согласование обязательно только в отношении соглашений, касающихся совместной деятельности на территории Российской Федерации.

Лица, не обязанные согласовывать соглашения о совместной деятельности, вправе тем не менее направить в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на заключение такого соглашения.

Подобные действия в ряде случаев могут быть целесообразны, поскольку соглашения о совместной деятельности, согласованные с антимонопольным органом, не могут быть признаны ограничивающими конкуренцию.

Иные важные изменения

Закон о защите конкуренции дополняется отдельной главой, посвященной вопросам недобросовестной конкуренции. Указанная глава содержит более подробное описание форм недобросовестной конкуренции, основанное на предшествующей правоприменительной практике привлечения к ответственности за подобные нарушения. При этом понятия недобросовестной конкуренции и ее формы не претерпели существенных изменений.

"Четвертый антимонопольный пакет" прямо исключает возможность привлечения к двойной ответственности за совершение нарушения антимонопольного законодательства. Им запрещается одновременная выдача предписания о перечислении в бюджет дохода, полученного от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции, и привлечение к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, если такое предписание было исполнено.

Таким образом, "четвертый антимонопольный пакет" вносит существенные изменения в антимонопольное регулирование в Российской Федерации. Ряд его положений (о правилах недискриминационного доступа, о согласовании соглашений о совместной деятельности) налагает дополнительные ограничения на хозяйствующих субъектов и ужесточает регулирование их деятельности. В то же время основная часть изменений направлена на либерализацию и обеспечение большей прозрачности и предсказуемости антимонопольного регулирования.

Полякова_эж-Юрист_Четвертый антимонопольный пакет_10.2015

Download file
File added 29.10.2015
Presentation .pdf (226 Кб)
Expert advice

Apply to participate

Agreement