Analytics Publications

29
October
2011

Рынок с туманными границами

Source Real business.Rostov


Maxim Grigoryev, Partner, Head of Southern directorate, Head of special projects

Несмотря на сокращение доходов юридических компаний с 2009 года, массового ухода игроков с рынка не произошло. Впрочем объективно оценить ситуацию здесь очень сложно, так как правовое сопровождение бизнеса традиционно является закрытой сферой — участники рынка строго соблюдают принципы конфиденциальности в отношениях с клиентами.

Точными данными о емкости ростовского рынка юридических услуг и количестве участников сейчас не располагает никто. Специалистам приходиться лишь гадать о его объемах. До начала финансового кризиса в СМИ постоянно мелькала цифра 1 млрд руб., но еще тогда юристы считали ее весьма условной. Проблема заключается не только в том, что эта сфера традиционно была «закрытой»: фирмы, работающие в области права, не слишком охотно делятся информацией об условиях соглашений и сумме своих заработков. Кроме того, расходы предпринимателей на юридические услуги обычно идут в двух направлениях: с одной стороны это затраты на содержание юридических отделов внутри предприятия, с другой — на внешние консультации. В 2010-м аналитическое агентство «Эксперт РА» предприняло попытку оценить емкость ростовского рынка юридических услуг. По его данным, совокупная выручка участников рейтинга (в нем приняло участие 13 крупнейших компаний юга России) составила порядка 200 млн руб. В среднем по сравнению с предыдущим периодом доходы игроков упали примерно на четверть.

С количеством участников рынка тоже есть некоторые сложности. Ситуация нестабильна: новые компании появляются и вскоре исчезают, так и не успев заработать себе имя. Некоторый учет, конечно, ведется. Например, известно, что в Адвокатской палате Ростовской области состоит более 4 тысяч адвокатов. Однако это далеко не все юристы, работающие на местном рынке. Кроме того, неясно сколько из них специализируется на правовом сопровождении бизнеса.

На фоне кризиса

Конкуренция между компаниями, конечно, присутствует, но она не слишком остра. Крупные игроки уже выбрали себе определенную сферу деятельности и особо не мешают друг другу. Бороться приходиться лишь за лояльность клиентов. Если качество работы юридической фирмы устраивает потребителя, он вряд ли перейдет в другую компанию, даже если ему предложить более выгодные условия. По словам управляющего юридической фирмы «Аксюк и партнеры» Алексея Аксюка, взаимоотношения между юристом и клиентом отдаленно напоминают общение с психоаналитиком: важен не только профессионализм, но и эмоциональный контакт, большая степень доверия.

Алексей Аксюк:
Для клиентов важны стабильность и скорость реакции на обращение. Я бы назвал это юридическим сервисом. Представьте себе такую ситуацию: очень хороший юрист сидит у себя в кабинете. Попасть к нему на прием трудно. Вы ждали три дня и наконец пробились. Рассказываете ему о своей проблеме, а он разводит руками: «Даже не знаю, чем вам помочь!» И совсем другое дело, когда клиент видит, что его делами интересуются, вникают в них, предлагают определенные решения. Тут важно все — и профессионализм, и опыт, и внешний вид, и речь.

По оценкам самих игроков, в Ростове порядка 300 компаний, оказывающих юридические услуги, однако лишь 50 имеют в штате более пяти специалистов. Около 15 компаний считаются крупными. Там работают 15—20 профильных юристов. Кроме того, имеются несколько управляющих партнеров. Остальные участники рынка — небольшие фирмы, состоящие из двух-трех человек. Как правило, их организуют выпускники юрфака. К числу лидеров обычно относят «Эберг, Степанов и партнеры», «JBI эксперт», «Аксюк и партнеры» Впрочем, известность этих компаний широкой аудитории связана не только с профессиональной деятельностью, но и с их общественной активностью: обычно они выступают организаторами различных мероприятий — круглых столов, форумов, конференций.

До начала финансового кризиса некоторые эксперты предрекали наплыв столичных и транснациональных компаний. Однако этого не произошло. Появились лишь отдельные крупные игроки, например Vegas Lex и Salans. Как поясняют сами юристы, местным предприятиям пока не по карману оплачивать труд профессионалов такого уровня. Впрочем, и массового ухода юридических фирм с рынка из-за сложной экономической ситуации тоже не наблюдалось.

Максим Григорьев, управляющий южной дирекции компании Vegas Lex:
Кризис сократил емкость и без того относительно ограниченных региональных рынков, снизил спрос (потребность, подкрепленную платежеспособностью) на массовые юридические услуги; повысились требования к качеству и эффективности сервиса, при этом клиент хочет получить услугу за меньшие деньги. Как следствие, усилилась ценовая конкуренция. Проследить количество игроков до и после кризиса в связи с закрытостью и перманентной изменчивостью данного рынка, отсутствием официальной статистики и единых критериев оценки весьма затруднительно. Точно можно сказать, что массового ухода компаний с рынка не наблюдается. Стержневые региональные фирмы, которым до кризиса удалось занять стабильные позиции, пережили кризис и в настоящее время восстанавливают свои показатели.

Игорь Степанов, управляющий юридической фирмы «Эберг Степанов и партнеры»:
Все чаще международные, федеральные, а также инорегиональные фирмы предпочитают оказывать услуги, привлекая к партнерству местные юридические фирмы. Это обеспечивает, с одной стороны, лучшее качество услуг (благодаря знанию местной специфики законодательства региональными юристами). С другой — позволяет снизить стоимость юридических услуг за счет разницы в тарифах, что является существенным конкурентным преимуществом для клиентов.

Как и до кризиса, в этом году наиболее востребованными являются услуги, входящие в так называемый пожарный консалтинг, когда проблемы клиента становятся настолько существенными и запущенными, что приобретают характер серьезной угрозы для его бизнеса. К такому консалтингу можно отнести сопровождение судебных споров, процедур банкротства и реструктуризации задолженности. Однако в новых экономических условиях возрастает также интерес к превентивным мерам защиты своего бизнеса и получению предварительных юридических заключений для принятия того или иного решения, чтобы исключить такие «пожарные» ситуации. Это в первую очередь относится к услугам по антимонопольным вопросам и налоговому планированию, структурированию корпоративных отношений между партнерами или в рамках холдинга, сопровождению хозяйственной деятельности ТЭК, реструктуризации бизнеса, совершению сделок M&A, проведению качественного legal due diligence.

Андрей Сокол, старший партнер юридической фирмы «Сокол, Михайленко и партнеры»:
Большинство заказов поступает из таких отраслей, как внешнеэкономическая деятельность, строительство, сельское хозяйство, торговля, что связано с наибольшей деловой активностью в указанных сферах в нашем регионе.

Открытость, но не прозрачность

Главным конкурентным преимуществом на ростовском рынке юридических услуг является репутация. Большинство клиентов приходит в ту или иную компанию не по объявлению, а благодаря сарафанному радио. Условно фирмы можно разделить на «юридические супермаркеты», они, обычно, предлагают широкий спектр услуг и активно занимаются поиском новых клиентов, и «бутики», где услуги дорогие, уже есть определенная узкая специализация и несколько крупных клиентов, чьи интересы они защищают. Именно известность фирмы позволяет устанавливать более высокие расценки. Однако некие определенные границы все же существуют. В большинстве ростовских фирм стоимость работы специалиста доходит до 2 тыс. руб. за час. Управляющие партнеры крупных ростовских компаний берут примерно 6 тыс. руб. за час. Старшие юристы в этих же фирмах — до 3,5 тыс. руб. за час.

В последнее время у лидеров рынка наблюдается стремление к сотрудничеству. Юристы постепенно преодолевают собственный индивидуализм и традиционную «закрытость», не нарушая при этом интересов клиентов. Поначалу в Ростове проходили лишь частные встречи. Это был своего рода профессиональный клуб, где специалисты обсуждали общие для всех проблемы. Сейчас масштабы изменились. Все чаще организуются различные конференции и круглые столы для предпринимателей, где поднимаются острые вопросы, например изменение налогового кодекса или специфика сделок по слиянию и поглощению.

Кроме того, многие игроки сегодня задумываются о профессиональной рекламе своих услуг. Похоже, что одного сарафанного радио в новых экономических условиях уже недостаточно. Все чаще на глаза попадаются рекламные растяжки с названиями тех или иных фирм, юристы активно выступают в качестве экспертов в СМИ. Все эти факты свидетельствуют о том, что рынок становится более цивилизованным. Тем не менее ожидать от юридической компаний абсолютной прозрачности не приходится — такова специфика работы.

Андрей Сокол:
— С 2009 года набирает силу тенденция все большей открытости юридических компаний. Основные игроки уже осознали необходимость действовать по общим законам рынка и активно занимаются своим продвижением и позиционированием, взаимодействием со СМИ, за ними будут подтягиваться и остальные. Доказательством служат ежегодные рейтинги юридических компаний, проводимые различными деловыми изданиями.

Максим Григорьев:
— Нетранспарентность юридического рынка (не только ростовского) является традиционной чертой данного бизнеса: он был, есть и будет закрытым, по крайней мере, в ближайшем будущем — точно. Важными факторами влияния на закрытость являются, в частности, доверительный и конфиденциальный характер такой деятельности, нежелание афишировать перед конкурентами свои удачные правовые и деловые ноу-хау, ценовые и проектные решения, отсутствие в России существенных легальных преград для вхождения на рынок юридических услуг лиц, не имеющих должной профессиональной подготовки и даже образования.

Говоря о перспективах рынка, руководители юридических компаний сходятся во мнении, что сейчас наблюдается постепенное его восстановление. Однако последствия кризиса все еще ощущаются. Этим обусловлены невысокие темпы роста региональных операторов рынка в 2011—2012 годах. По мнению Максима Григорьева, среди крупных игроков наметилась тенденция к консолидации. Пример — присоединение к ЕПАМ команд Magisters и Principium. Медленно, но неотвратимо увеличиваются ставки лидеров регионального рынка — до уровня федеральных компаний. Кроме того, сейчас многие из них сосредоточатся на внутреннем развитии: обучение персонала, создание системных стратегий, совершенствование различных внутренних процедур. Еще один тренд — усиление узкой специализации юридических фирм.

Олег Данилин управляющий партнер компании «Мозговой штурм»:
Наша стратегия в ближайшем будущем — это стремление к узкой специализации. Чем уже специализация, тем выше квалификация. По большому счету все серьезные компании проходят этот путь. Начинают работать как юридический супермаркет, а впоследствии находят себя в какой-то одной узкой сфере, но зато здесь они обладают необходимым опытом, знаниями и навыками.

Что касается спроса на юридические услуги, то некоторые игроки прогнозируют оживление, вызванное грядущими выборами. Кроме того, Алексей Аксюк полагает, что следует ждать роста числа инвестиционных проектов в сфере производства и переработки сельхозпродукции. Соответственно, потребуется и их правовое сопровождение. С другой стороны, снизится количество налоговых споров. Вызвано это тем, что по новому законодательству конфликты с налоговой инспекцией сейчас можно решить, обратившись в вышестоящие органы. Впрочем не все прогнозы игроков оправдываются. Например, в 2010 году некоторые возлагали большие надежды на проекты государственно-частного партнерства. Но несмотря на то что эта тема довольно много обсуждалась, ни один из подобных проектов по-настоящему не заработал.


Apply to participate

Agreement

Apply to participate

Оценка:

Agreement