Analytics Publications

11
August
2005

Калининградскому порту не дают нефти

Source The daily business newspaper "RBC daily"


Alexandra Vasyukhnova, Partner, Head of Technology and Investment group

Процесс объединения Калининградского морского рыбного порта и портовой нефтебазы затягивается. 

Как стало известно RBC daily, вчера Калининградский морской рыбный порт направил в Высший Арбитражный суд России (ВАС) ходатайство с просьбой поддержать слияние порта с Калининградской портовой нефтебазой. Решение о реорганизации двух предприятий было принято правительством России еще месяц назад, однако нефтебаза резко выступила против объединения. Что, в общем-то, не удивительно: нефтебазе гораздо выгоднее поставлять нефтепродукты на экспорт, чем заправлять рыболовецкие суда. Позиция порта также понятна: заправлять суда за границей очень дорого, к тому же изначально нефтебаза была подразделением порта. Вопрос о признании решения правительства недействительным будет рассматриваться в конце августа. По мнению опрошенных RBC daily юристов, не исключено, что результат будет не в пользу порта. Для того чтобы все-таки объединить два предприятия, правительству необходимо получить решение президента. 

2 июля текущего года правительство России приняло решение о присоединении ФГУП «Калининградская портовая нефтебаза» к ФГУП «Калининградский морской рыбный порт». 11 июля, вслед за решением правительства, Росимущество РФ установило правопреемство порта в отношении нефтебазы. На оформление документов, обеспечивающих передачу имущества нефтебазы порту и внесение изменений в реестр федерального имущества, Росимущество дало три месяца. Однако руководители нефтебазы открыто выступили против ее объединения с портом. В конце прошлого месяца нефтебаза отказалась выполнить распоряжение правительства о предоставлении списка кредиторов предприятия специалистам порта для уведомления их о реорганизации. 

Как стало известно RBC daily, вчера Калининградский морской рыбный порт направил в Высший Арбитражный суд РФ ходатайство от третьего лица об отмене обеспечительных мер по определению суда от 5 августа 2005 г. Согласно документам, оказавшимся в распоряжении RBC daily, в августе ВАС, рассмотрев ходатайство Калининградской портовой нефтебазы, вынес определение о приостановлении действия распоряжения правительства РФ о присоединении нефтебазы к порту. Это определение действительно до 31 августа, когда, как стало известно RBC daily, ВАС рассмотрит по существу заявление Калининградской портовой нефтебазы о признании недействительным июльского распоряжения правительства. 

Подачу ходатайства в Калининградском морском рыбном порту объясняют просто. «Дело в том, что до рассмотрения заявления по существу территориальное управление Росимущества не может предпринимать никаких действий в отношении нефтебазы – это элементарное затягивание процедуры возвращения нефтебазы в порт. Что могут сделать на нефтебазе за это время, можно только догадываться. Скажем, за это время менеджеры нефтебазы могут вывести на сторону какие-нибудь активы, ухудшить финансово-экономическое положение предприятия, – сказал RBC daily директор ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» Андрей Крайний. – Факты свидетельствуют как раз об этом. В частности, если в июне, до вынесения постановления правительства, нефтебаза отправила 249 тыс. тонн нефти и нефтепродуктов на экспорт, то в июле – всего 84 тыс. тонн, а в плане на август стоит 80 тыс. тонн. Кроме того, затягивание решения вопроса приведет к дальнейшей эскалации конфликта». 

Причины, по которым порт настаивает на объединении с нефтебазой, также понятны. «Во-первых, нефтебаза была подразделением порта до 1999 г., когда ее выделили в отдельное предприятие под предлогом строительства нефтеперерабатывающего завода», – пояснил Андрей Крайний. – Однако идея строительства этого завода оказалась нежизнеспособной – в Калининградской области из-за малого количества нефти бессмысленно строить НПЗ». Именно поэтому было решено вернуть все в исходное положение. «Во-вторых, в России у всех рыбных портов есть нефтебазы, которые нужны для бункеровки рыболовецких судов, – добавил г-н Крайний. – Сегодня суда Калининградского рыбного порта бункеруются в Датских проливах, в Роттердаме, Амстердаме и даже на промысле у нефтетрейлеров. При этом цена судового топлива возрастает на 60-70 долл. за тонну. А в себестоимости рыбы топливо составляет прядка 70%». 

На самой Калининградской нефтебазе получить комментарий корреспонденту газеты не удалось. Но почему Калининградская нефтебаза не горит желанием присоединяться к порту, понять не сложно. «Структура самого предприятия не изменится, сотрудников увольнять не будут, зарплата сохраняется. После присоединения в статусе нефтебазы ничего не изменится. Она как была госпредприятием, так и останется, – сказал Андрей Крайний. – Однако не исключено, что менеджеры будут неуютно себя чувствовать под жестким контролем портовиков. Кроме того, нефтебазе невыгодно работать с портом. Ей гораздо выгоднее гнать нефть и нефтепродукты на экспорт. На самой нефтебазе говорят, что это стабильно работающее предприятие и не надо его разрушать». 

Решения суда о реорганизации двух предприятий придется подождать еще ровно три недели. Но, как пояснил RBC daily юрист юридической фирмы «Джон Тайнер и партнеры» Андрей Сокольчук, согласно постановлению правительства РФ от 3 декабря 2004 г. «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества ФГУП», реорганизация ФГУПов, включенных в список стратегических предприятий, осуществляется правительством только на основании решения президента. «Однако решения президента о присоединении нефтебазы к порту не было. Фактически процедура нарушена, поэтому Калининградская портовая нефтебаза вполне может рассчитывать на удовлетворение своего заявления о признании недействительным распоряжения правительства», – сказала RBC daily старший юрист корпоративной практики юридической фирмы «Вегас-Лекс» Александра Васюхнова. Но не все так однозначно, как может показаться на первый взгляд. «В то же время остальные доводы Калининградской нефтебазы, в частности, о нецелесообразности присоединения к убыточному порту, не имеют никакого правового значения. И если правительство все-таки получит решение президента, процедура будет пройдена вновь и реорганизация состоится, – пояснила Александра Васюхнова. – В любом случае обеспечительные меры, принятые ВАС РФ, вряд ли будут отменены до рассмотрения дела по существу – для этого остались слишком малые сроки».

 

 

Related services

Apply to participate

Agreement

Apply to participate

Оценка:

Agreement