Аналитика Публикации

30
июня
2016

Запуск федеральной государственной системы ценообразования в строительстве

Источник: Газета "ЭЖ-Юрист"


Нормативы устарели

В числе наиболее острых проблем в отрасли на сегодняшний день эксперты отмечают отсутствие централизованной системы ценового нормирования, которая соответствовала бы современному уровню технического развития строительства и международным стандартам. Разработка единых сметных норм и нормативов в сфере строительства прекратилась еще со второй половины 1980-х годов.

Установленные ранее нормативы безнадежно устарели, отсутствуют четкие ориентиры для формирования стоимости проектных работ, что приводит к тому, что стоимость работ фактически формируется произвольно.

Кроме того, не секрет, что ситуация с отсутствием должной степени регламентации и прозрачности в сфере формирования цен на строительство создает предпосылки для необоснованного завышения цен и для возникновения коррупционных факторов в сфере расходования бюджетных средств.

По поручению Президента

Проект № 1055373-6 федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 14 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" разработан Минстроем России по поручению Президента, данному в январе прошлого года, и во исполнение соответствующих распоряжений Правительства.

Законопроектом предусматривается введение в Градостроительный кодекс РФ понятия «сметная стоимость» строительства. Под такой стоимостью понимается объем денежных средств, необходимый для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Также законопроектом устанавливается понятие «сметные нормативы» и ведение федерального реестра сметных нормативов. При этом Градостроительный кодекс дополняется главой 2.1 «Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности».

Определение сметной стоимости

Согласно указанным поправкам сметная стоимость строительства должна в обязательном порядке определяться с применением сметных нормативов, внесенных в федеральный реестр, в тех случаях, когда финансирование строительства осуществляется с привлечением федеральных бюджетных средств, средств государственных корпораций, а также юридических лиц, доля в уставном капитале (складочном) капитале которых Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований составляет более 50%. При этом Минстрой разработает и утвердит порядок определения сметной стоимости строительства.

Таким образом, применение утвержденных сметных нормативов будет являться обязательным для субъектов, осуществляющих строительство за счет бюджетных средств, и будет использоваться для определения стартовой цены строительства для проведения конкурсных процедур.

В остальных случаях сметные нормативы могут применяться на добровольной основе, если законом не будет предусмотрено иное.

Полномочия госорганов

Для реализации предусмотренных в законопроекте положений органы государственной власти в области градостроительной деятельности будут наделены следующими полномочиями:

– ценообразование и сметное нормирование;

– установление порядка определения сметной стоимости строительства;

– установление порядка разработки и утверждение сметных нормативов, а также правил и требований к их применению;

– установление порядка осуществления мониторинга стоимости строительных ресурсов;

– ведение федерального реестра сметных нормативов.

Заработает новый реестр

Вступление в силу указанных изменений потребует разработки и утверждения соответствующих подзаконных актов для запуска новой системы.

Для целей проведения мониторинга стоимости строительных ресурсов[1], с учетом которого будут утверждаться и вноситься в федеральный реестр сметные нормативы, Минстрой России определит номенклатуру строительных ресурсов, а также перечень источников информации о стоимости строительных ресурсов и требований к таким источникам.

Предполагается, что государственный реестр сметных нормативов будет представлять единую информационную систему, содержащую актуальную информацию о ценах на строительные материалы, стоимости технических и трудовых затрат для целей строительства с учетом территориальной специфики.

Данный реестр должен быть общедоступным, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

Определенности будет больше

22 июня 2016 года подготовленный законопроект принят Госдумой в окончательной редакции. Вступление в силу соответствующего федерального закона предусматривается с 1 января 2017 года.

Безусловно, принятые поправки в первую очередь направлены на повышение эффективности расходования бюджетных средств, на исключение коррупционной составляющей в сфере закупок для публичных нужд, где необходимость контроля стоит наиболее остро.

Вместе с тем установление базовых на государственном уровне нормативов ценообразования в отрасли должно способствовать созданию минимальных ориентиров и для других участников инвестиционно-строительной деятельности, для которых применение указанных нормативов не будет являться обязательным, и привнести больше определенности в вопросы ценообразования в строительстве, в частности, для целей установления критериев обоснованности размера затрат на выполнение работ.


[1] На сегодняшний день в разработке находится проект постановления Правительства о порядке мониторинга.

Афанасьева_эж-Юрист_Запуск федеральной госсистемы ценообразования в строительстве_06.2016

Скачать файл
Файл добавлен 30.06.2016
Презентация .pdf (310 Кб)

Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение