Analytics Publications

24
June
2025

Елизавета Вихлянцева для Адвокатской газеты: Минцифры предлагает передавать правоохранителям данные некоторых пользователей маркетплейсов

Source Advocate newspaper


Elizaveta Vikhlantseva, Associate

Минцифры России представило для общественного обсуждения проект постановления Правительства РФ об установлении Правил предоставления владельцем агрегатора сведений с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия по запросу уполномоченного государственного органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ.

Согласно проекту правоохранительные органы смогут направить в адрес маркетплейсов и агрегаторов услуг запрос о предоставлении сведений о покупателях и продавцах. К таким сведениям предложено отнести, в частности: абонентский номер; адрес электронной почты; ФИО (для физлица); сведения о документе, удостоверяющем личность; адрес регистрации по месту жительства; полное и сокращенное наименование (для юрлица); сведения об осуществлении доступа пользователя к агрегатору; сведения о товарах, работах и услугах, размещенных пользователем на маркетплейсе, осуществляющим продажу товаров.

По мнению юриста VEGAS LEX Елизаветы Вихлянцевой, данный проект постановления Правительства РФ вызывает неоднозначную оценку. Она пояснила, что с одной стороны, необходимость борьбы с кибермошенничеством и ростом преступлений в сети очевидна, поэтому оперативная передача данных о пользователях и их устройствах может стать важным инструментом в этом направлении и обязательство маркетплейсов и классифайдов предоставлять информацию в течение 24 часов после запроса должно позволить оперативно пресекать угрозы и выявлять злоумышленников.

«С другой стороны, предоставление такой опции всем силовым структурам, включая те, которые напрямую не связаны с борьбой с интернет-мошенничеством, вызывает вопросы о целесообразности и безопасности таких мер. Нельзя исключить, что в такой парадигме бизнес может столкнуться с чрезмерным количеством дублирующих запросов, что, помимо прочего, повлечет дополнительные издержки и снизит скорость реагирования. С учетом новых правил владельцы маркетплейсов и консолидаторов должны будут более ответственно подходить к учету данных о пользователях и взять на себя, в определенном смысле, отдельные обязательства операторов связи», – прокомментировала Елизавета Вихлянцева.

Полная версия статьи и комментарии других экспертов доступны на сайте Адвокатской газеты по данной ссылке. 

С перечнем услуг фирмы можно ознакомиться здесь.

Apply to participate

Agreement

Apply to participate

Оценка:

Agreement