Analytics Publications

5
May
2014

В режиме "ручного управления"

Source Business magazine "Banks and the business world"


Сollective of authors, VEGAS LEX

Из множества экономических легенд второй по популярности (первое место прочно удерживает фетиш малого бизнеса) является притча о ГЧП — государственно-частном партнёрстве. Мол, если поставить такую практику на поток, экономика расцветёт и заколосится.

Последний по времени призыв «активнее развивать государственно-частное партнёрство» прозвучал с трибуны XXV съезда АРБ из уст Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко. Месяцем ранее, в марте, прошла даже специализированная Неделя ГЧП в России, в течение которой чиновники и представители бизнес-организаций пеклись о судьбах этого инструмента.

Теоретически механизм перспективный, подтвердивший свою эффективность во многих странах мира. А в Латинской Америке, согласно исследованиям Всемирного банка, реализация ГЧП-проектов за период с 1986 по 2000 год способствовала росту ВВП на четверть. Так, в Бразилии, после того как властям всё-таки удалось отбить аппетит у чиновных коррупционеров и монополистов, сметы строительных объектов подешевели на 30%.

Суть механизма проста. Государство, выступающее в роли заказчика, и частный инвестор договариваются о строительстве какого-либо объекта, в основном — за счёт средств частника. Взнос государства — налоговые послабления партнёру, иногда — гарантии по привлекаемым для финансирования строительства кредитам. После окончания проекта государство, не затратив, по сути, ни копейки, получает готовый объект. А частный инвестор, если сотрудничество проходило в форме концессионного соглашения (в России именно эта модель является превалирующей), — право эксплуатации этого объекта в свою пользу на длительный срок, что-то вроде аренды. Самой перспективной сферой для такого сотрудничества государства и частного капитала во всём мире считаются объекты инфраструктуры.

Что у нас в стране по факту? За последние 10 лет, с тех пор как лозунг «все в ГЧП» был официально провозглашён, было начато несколько десятков ГЧП-проектов общей стоимостью 1,044 триллиона рублей, из которых 913,4 миллиарда — привлечённые инвестиции. В штуках это всего 131 проект, из которых 79 осуществляются на основе концессионных соглашений (из них только восемь — проекты федерального уровня). Для такой огромной страны негусто. По степени готовности объектов речь идёт в основном о стадиях конкурсов и заключении соглашений, завершённых проектов — единицы.

Законодательно механизм ГЧП обеспечен лишь частично. С 2005 года действует закон «О концессионных соглашениях», который, по мнению юристов, нуждается в существенных поправках. В 65 регионах приняты местные законы о ГЧП. Федеральный закон о ГЧП не могут принять уже 10 лет. Прошлой осенью ожидалось, что закон вступит в силу уже с 1 января 2014 года, сейчас законодатели клянутся, что успеют рассмотреть его в ходе текущей весенней сессии.

Впрочем, некоторые специалисты в принципе ставят под сомнение целесообразность принятия такого документа. (В Великобритании, например, где практика ГЧП активно используется, специального закона нет.) «Государственно-частное партнёрство у нас и так работает. У нас, как правило, закон — это одно, правоприменительная практика — немножко другое, а конкретная деятельность — совсем третье. И эти вещи слабо между собой связаны, если говорить о ГЧП, по крайней мере. Если значимый инвестор приходит в регион и у него есть прямая связь с губернатором, тот применяет административный ресурс и, взяв ряд вопросов в «ручное управление», помогает решать некоторые проблемы: с коммуникациями, например, или с отсутствием налоговых проверок в течение какого-то времени, или ещё с чем-то. Вот в таком режиме ГЧП в России работает. Режим «ручного управления» — любимый вид ГЧП, который нигде, правда, не прописан, но который де-факто существует. Есть законы, нет законов — всегда договоримся. В нашей стране это главный закон: можно договариваться. Я говорю вовсе не про взятки», — высказывает парадоксальную, но абсолютно жизненную точку зрения председатель совета директоров аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа» Павел Гагарин.

Закон, конечно, нужен хотя бы для защиты местных ГЧП-проектов: известны случаи, когда некоторые особо рьяные проверяющие из силовых ведомств ставили под сомнение легитимность таких проектов именно из-за отсутствия отмашки на федеральном уровне. «Безусловно, и без специального закона проекты ГЧП делаются и на федеральном, и на региональном уровнях. Но пока единственная стабильная конструкция ГЧП — концессионное соглашение. А оно не охватывает все возможные сферы и модели ГЧП.

В силу того что сейчас базовые понятия и полномочия органов государственной власти в сфере ГЧП и модели ГЧП не определены, в ряде субъектов Федерации сложилась негативная правоприменительная практика по заключению соглашений о ГЧП по региональным законам. В отношении таких конкурсов и контрактов высоки риски переквалификации в государственные контракты. Поэтому принятие закона о ГЧП в первую очередь рассма- тривается как необходимая основа для расширения применяемого спектра форм ГЧП, в первую очередь в регионах и муниципалитетах», — подтверждает руководитель практики ГЧП и инфраструктуры компании VEGAS LEX
.

Хотя юристы, которым довелось ознакомиться с текстом внесённого в Госдуму законопроекта, весьма невысокого мнения об этом документе. «Законопроект «Об основах ГЧП» по духу декларативный, однако ряд его положений ко второму чтению конкретизируются. Документ содержит основы правового регулирования ГЧП в России, призван определить базовые понятия в сфере ГЧП, права и обязанности сторон. Закон, безусловно, основывается на опыте аналогичных законов зарубежных стран. Российская особенность, ввиду только формирующейся практики в этой сфере, — желание максимально широко определить формы ГЧП. Вернее, в текущей редакции законопроекта — отсутствие жёстких форм ГЧП. Есть набор обязательств сторон, из которого могут быть сформированы модели ГЧП под конкретные проекты», — оценивает эксперт
.

«Законопроект «Об основах ГЧП» — декларативный. С юридической точки зрения содержания в нём очень мало. Его принятие потребует внесения изменений в четыре статьи Налогового кодекса, в одну статью Земельного кодекса и в два федеральных закона (о госзаказе и «О защите конкуренции»). А признаком того, что закон реально имеет глубокий юридический смысл, обычно является то обстоятельство, что нужно менять массу других законодательных актов, которые смежно с ним должны работать: иначе не получается грамотно встроить новый закон в уже действующее законодательство. В данном случае этого практически не требуется. Но, может, это и хорошо, что закон получается декларативный: не наломали дров наши законодатели…» — соглашается с коллегой Павел Гагарин.

Более конкретным документом, регулирующим ГЧП, является закон «О концессионных соглашениях». Но и его уже нужно дорабатывать. В частности, чётче регламентировать права и обязанности сторон, попытаться как-то минимизировать риски инвестора. А эти риски реально существуют. «Частник, конечно, больше рискует. В одной из областей мы консультируем проект по строительству двух заводов, который реализуется в соответствии с местным законом о ГЧП. Там в порядке концессии частный инвестор строит дорогу, потому что нужны пути подъезда к заводу, плюс ещё ряд коммуникаций за свой счёт. Государство, в данном случае это местная власть, берёт к себе всё это на баланс и в эксплуатацию. Завод, когда начнёт действовать, будет ей поставлять продукцию на льготных условиях. Все риски по бизнесу лежат на инвесторе. Вклад государства в данном случае — предоставление в аренду на длительный срок большого участка с возможностью его выкупа впоследствии. Но это аренда! Плюс налоговые послабления — снижение ставок по НДС и налогу на прибыль. Государство чем рискует? Оно не строит дорогу, не предоставляет никаких средств, даже гарантию на банковские кредиты, за счёт которых происходит финансирование строительства, не выдаёт. А инвестор вкладывает деньги, строит заводские корпуса, закупает станки, оборудование, обеспечивает инфраструктуру. И это его головная боль — пойдёт потом бизнес у заводов или нет», — рассказывает случай из практики Павел Гагарин.

И уже известны случаи ГЧП-проектов, когда риски инвестора из гипотетических оборачивались реальными. Так, государственный партнёр проекта по строительству Орловского тоннеля под Невой в Санкт-Петербурге в один прекрасный момент в одностороннем порядке отказался от дальнейшего сотрудничества. Частный инвестор, уже начавший к тому времени работу, получилось, попросту закопал свои деньги. Другой резонансный случай — строительство в районе Сочи Имеретинского грузового порта. В расчётах «Олимпстроя» вышла ошибочка по поводу предполагаемых объёмов перевозки грузов, в результате чего частный инвестор — компания «Базовый элемент» — недосчитался большого куска ожидаемой выручки. Сейчас инвестор и государственный партнёр проекта оживлённо судятся по поводу упущенной выгоды.

Поправки, учитывающие возможность подобных проколов, сформулированы. «В части дополнительных гарантий предусмотрено, что, если изменения в законодательстве приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на концессионера или ухудшают его положение, концедент обязан принять меры, обеспечивающие окупаемость инвестиций концессионера и получение им валовой выручки в объёме не менее объёма, изначально определённого концессионным соглашением. В качестве мер, обеспечивающих окупаемость инвестиций, упомянуты увеличение размера платы концедента, срока концессионного соглашения, размера принимаемых на себя концедентом расходов на создание и реконструкцию объекта соглашения, предоставление концессионеру дополнительных государственных (муниципальных) гарантий. Также законопроект содержит процедуру пересмотра существенных условий концессионного соглашения по требованию концессионера», — рассказывает юрист VEGAS LEX
.

Но все эти гарантийные механизмы законодатели ещё не одобрили. Поэтому неудивительно, что бизнес не торопится вступать под знамёна ГЧП. В том числе из-за непредсказуемости поведения партнёра в лице государства. Хотя, по оценке Центра развития ГЧП, в ближайшие пять лет общая стоимость проектов, реализуемых по этой схеме, увеличится ещё примерно на триллион рублей. Что, конечно же, не так много в масштабах страны. Например, по расчётам Всемирного банка, увеличение вложений в инфраструктуру на 10% даёт 1% роста ВВП. Притом что наш ВВП стремится к нулю, даже такой процент роста лишним не оказался бы.

Марина Тальская


Apply to participate

Agreement

Apply to participate

Оценка:

Agreement