Analytics Publications

3
August
2012

Интеллектуальная собственность / Государственной регистрации подлежит переход права, а не договор, оформляющий такой переход

Source "Company's lawyer" magazine


Сollective of authors, VEGAS LEX

К одному из значимых нововведений части IV Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) можно отнести изменение требований к государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. Новая редакция части 3 статьи 1232 ГК РФ отменяет государственную регистрацию соответствующего договора и вводит регистрацию перехода исключительного права (в полном объеме или в виде предоставления третьим лицам использования результата) и его обременения (конкретно – передача права в залог). Регистрация перехода права осуществляется "по заявлению сторон", т.е. регистрирующий орган не вправе требовать сам договор, перечень представляемых документов определяется правообладателем. Кроме того, пунктом 6 статьи 1232 ГК РФ в новой редакции вводятся понятия "несостоявшийся переход права", "несостоявшийся залог", "несостоявшееся предоставление" (при несоблюдении требования о государственной регистрации).

Чтобы понять цель, которую преследовал законодатель при изменении данной нормы, необходимо проанализировать, во-первых, юридическую природу государственной регистрации перехода прав и государственной регистрации сделок; во-вторых, эффективность реализации действующей нормы в процессе правоприменительной деятельности.

Требование о государственной регистрации всех распорядительных актов в отношении результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, подлежащих государственной регистрации, обусловлено, прежде всего, необходимостью обеспечения публичной достоверности сведений и их доступности любым третьим лицам. Достижению этой цели могут служить различные варианты государственной регистрации: посредством регистрации договора (если исключительное право отчуждается, предоставляется или обременяется залогом на основании договора), как это предусмотрено действующей редакцией ст. 1232 ГК РФ, либо посредством регистрации перехода права, его предоставления или обременения, как это предлагается проектом изменений в ГК РФ.

В чем разница между государственной регистрацией договора (как сделки) и государственной регистрацией перехода права?

И сделка, и переход прав – юридически факты, с той только разницей, что сделка относится к категории юридических фактов действий, а переход прав – юридических фактов событий. Регистрация сделки, по сути, представляет собой регистрацию действий, направленных на достижение юридического результата, а регистрация перехода прав представляет собой регистрацию реально полученного юридического результата. Однако в подавляющем большинстве случаев они совпадают, регистрация перехода прав достигает того же правового эффекта, что и регистрация сделки – имеет коституирующее (доказательственное) значение.

Что касается процедуры государственной регистрации, то существующая в настоящее время процедура регистрации договора предполагает обязанность регистрирующего органа проверять соответствие договора требованиям законодательства, отсутствие в договоре взаимоисключающих положений и т.п. Такая процедура занимает достаточно длительный промежуток времени.

В международном законодательстве в настоящее время явно прослеживается тенденция к упрощению порядка государственной регистрации лицензионных договоров о предоставлении прав на использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.

Предлагаемая проектом редакция ст. 1232 ГК РФ, отражая мировые тенденции, закрепляет уведомительный порядок регистрации, предусматривая регистрацию перехода права лишь на основании заявления правообладателя, тем самым, значительно ускоряя процесс регистрации.

Таким образом, предлагаемое изменение нормы ст. 1232 ГК РФ обусловлено исключительно интересами оборота.

Порядок применения указанной нормы (а именно, порядок и условия регистрации) будет устанавливаться федеральными органами исполнительной власти, наделенными соответствующей компетенцией:
Роспатентом – в части нормативно-правового регулирования вопросов, касающихся контроля, надзора и оказания государственных услуг в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров;
Минсельхозом – в части регулирования вопросов, касающихся селекционных достижений.

Кроме того, проектом изменений в ГК РФ установлена обязанность правообладателя уведомлять компетентный орган исполнительной власти о любых изменениях сведений, относящихся к государственной регистрации результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Если такое уведомление не было сделано или были представлены недостоверные сведения, риск неблагоприятных последствий возлагается на правообладателя.

В связи с законодательным закреплением нового подхода к порядку государственной регистрации перехода прав, а также залога права и предоставления права его использования, возникает ряд вопросов:
- как данная концепция «несостоявшегося перехода права» будет сочетаться с концепцией действительности договора об отчуждении исключительного права (напр., несоблюдение требований к форме договора влечет его недействительность, при этом переход прав состоялся и обратная ситуация);
- при оплате вознаграждения за рубеж требуется оформление паспорта сделки. Раньше для оформления паспорта в банк предоставлялся договор с отметкой регистрирующего органа, а что будет предоставляться теперь?

Оба вопроса пока остаются открытыми и будут решаться в процессе правоприменительной деятельности.

 

Related services

Apply to participate

Agreement

Apply to participate

Оценка:

Agreement