Аналитика Публикации

27
октября
2015

Банкротство или спасение: кто победит в схватке за "Трансаэро"?

Источник: Онлайн-журнал "Slon"


Что сейчас происходит с компанией?

В конце августа на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова было принято решение передать "Трансаэро", 75% плюс одна акция, "Аэрофлоту" за символический один рубль. К концу сентября основные владельцы, семья Плешаковых, должны были собрать акции и передать их покупателю. Но не сделали этого. По неофициальной версии, сделке противились кредиторы "Трансаэро" (а акции были у них в залоге), опасаясь, что "Аэрофлот" слишком жестко поступит с их долгами.

Затем на совещании у премьера Дмитрия Медведева 1 октября было решено обанкротить перевозчика. Уже на следующий день два кредитора, Сбербанк и "Альфа-банк", подали соответствующие уведомления. Выждав 15 дней, положенные по закону, они обратились в Арбитражный суд с иском о банкротстве.

Однако не все кредиторы жаждали такого расклада. В день правительственного совещания банк МФК, принадлежащий Михаилу Прохорову, обнародовал свои предложения. Вместо банкротства "Трансаэро" переходит под управление группы банков-кредиторов. Те списывают 20% долга, еще часть конвертируют в акции компании, оставляя подъемный для нее объем задолженности. Кроме того, банки нанимают новый менеджмент, "Трансаэро" продолжает операционную деятельность и постепенно рассчитывается по долгам. Но идеи МФК чиновники проигнорировали.

Банки недовольны и менеджментом, который "Аэрофлот" назначил в "Трансаэро" в сентябре в рамках первой версии спасения компании. "Интерфакс", ссылаясь на одного из кредиторов, кивает на выручку: в сентябре она составила 700 млн рублей, хотя в первом полугодии, согласно отчетности МСФО, равнялась в среднем 8,4 млрд рублей в месяц.

Наконец, во вторник, 20 октября стало известно, что на "Трансаэро" нашелся новый покупатель – компания S7. Владелец Владислав Филев подписал соглашение о покупке контрольного пакета, 51% акций. Сумма сделки не разглашается, но, по словам Александра Плешакова, она "существенно больше" одного рубля, предложенного "Аэрофлотом". А буквально на следующее утро стало известно, что Росавиация, проводившая проверку "Трансаэро", с 26 октября аннулирует сертификат эксплуатанта, то есть запрещает совершать полеты. По мнению ведомства, неустойчивое финансовое положение перевозчика создает риски для отрасли. Позже представитель Росавиации сказал, что ничего не знал о сделке с S7, однако, сертификат восстановлению не подлежит. Совладелец S7 Наталия Филева заявила, что компания сохраняет планы по покупке, несмотря на планируемый запрет полетов.

Впрочем, компания теряет стоимость на глазах: после аннулирования сертификата маршруты "Трансаэро" будут распределены среди других перевозчиков. Не факт, что S7 получит какой-то приоритет. Министр транспорта Максим Соколов уже успел заявить, что полсотни международных рейсов (из 140) отойдут "Аэрофлоту".

Маршруты "Трансаэро" и так сильно сокращены. По состоянию на конец дня 21 октября отменено около ста рейсов, сказано на официальном сайте. Ранее компания выполняла полеты по 276 направлениям.

Кому должно "Трансаэро"?

С начала сентября, когда стало известно о финансовых проблемах перевозчика, в Арбитражный суд поступили десятки исков – от поставщиков, лизингодателей, заправочных компаний и банков. На сегодняшний день их сумма составляет 15,8 млрд рублей. Почти треть, 5 млрд, приходится на "Аэрофлот". В такую сумму тот оценил свои затраты на перевозку пассажиров "Трансаэро" (по состоянию на 13 октября).

Около 4 млрд рублей составляют претензии лизингодателей, лидером с исками на 3,3 млрд рублей выступает группа ВТБ. Еще около 4 млрд требуют топливные компании, больше всех, 3,4 млрд рублей, – "РН-Аэро", "дочка" "Роснефти". Просроченная задолженность перед аэропортами – около 900 млн рублей, перед банками – 811 млн (в том числе 800 млн долг перед ВБРР, еще одной "дочкой" "Роснефти"). На прочих поставщиков приходится 1,2 млрд рублей.

Общая же задолженность "Трансаэро" на конец первого полугодия 2015 года (тогда была представлена последняя финансовая отчетность по МСФО) равнялась 208 млрд рублей. Из них 79 млрд приходилось на банки, 71 млрд на лизингодателей, 41 млрд на различных поставщиков.

Почему кредиторам невыгодно банкротство "Трансаэро"?

Банкротство – длительная процедура, в ходе которой кредиторы получают жалкие проценты.

"При хорошем раскладе банкротство занимает около двух лет, но в случае с “Трансаэро”, когда кредиторов много и суммы крупные, я думаю, оно продлится до пяти лет, – говорит партнер Vegax Lex Александр Вязовик. – И вряд ли кредиторы третьей очереди, юрлица, получат больше 5% своего долга".

Совладелец банка МФК Михаил Прохоров оценил общие потери банков от банкротства "Трансаэро" более чем в 200 млрд рублей. По мнению бизнесмена, это приведет к уменьшению их капитала и, в свою очередь, недофинансированию экономики в размере 1 трлн рублей. Кроме того, он предсказывает цепочку банкротств туроператоров, поставщиков нефтепродуктов и некоторых банков, а также потери рабочих мест и налогов, расходы на вкладчиков банков (обанкротившихся) из средств Агентства по страхованию вкладов.

Кому выгодно банкротство "Трансаэро"?

Инициативу с банкротством проявил Сбербанк. Глава Сбербанка Герман Греф говорил журналистам, что "Трансаэро" неплатежеспособно, долги превышают все мыслимые пределы, иного выхода, кроме банкротства, нет, а виной всему "системные ошибки менеджмента".

Подал иск на банкротство и "Альфа-банк", но там не возражают против покупки "Трансаэро" компанией S7. "Шанс вернуть хоть часть своих денег у “Альфа-банка” немного повышается, хотя иллюзий строить не надо", –сказали в банке корреспонденту газеты "Ведомости".

Сбербанк же изначально дистанцировался от других кредиторов и не поддерживал никакие идеи по спасению авиаперевозчика. Какие могут быть мотивы? Во-первых, Сбербанк оказался первым, подавшим иск. Это дает некоторые преференции.

"Главное преимущество – именно Сбербанк будет рекомендовать кандидатуру арбитражного управляющего в процессе банкротства, – говорит Александр Вязовик. – С высокой долей вероятности тот будет проводить политику, дружественную этому кредитору". Возможно, такой вариант Сбербанку кажется более предпочтительным, чем передача "Трансаэро" в управление менеджменту, подконтрольному другим кредиторам, как предлагал МФК.

Другой мотив недавно озвучил источник газеты "Коммерсантъ" в банковских кругах. Сбербанк "не играет на стороне кредиторов, хотя сам является таковым, поэтому создается впечатление, что таким образом он топит менее крупные банки, поскольку для [него самого] это неболезненное списание". По данным РБК, долг "Трансаэро" перед Сбербанком составляет около 6 млрд рублей.

Еще один бенефициар банкротства "Трансаэро" – сам "Аэрофлот". Он потеряет часть денег, потраченных на перевозку чужих пассажиров, зато лишится второго по значимости конкурента.

Михаил Прохоров предполагает, что в процессе банкротства перевозчик заберет себе лучшие маршруты конкурента. "Я могу похвалить “Аэрофлот” – действует как первоклассный рейдер. Отличная работа, молодцы!" –эмоционально высказывается бизнесмен в ЖЖ.

Наталия Телегина.

Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение