Аналитика Публикации

1
февраля
2015

Расстановка акцентов вызывает вопрос

Источник:: ЭЖ Юрист


Юрий Иванов, Руководитель Налоговой практики

Идея законодательного введения института налоговых консультантов поддерживается как общественностью, так и ФНС России. Однако с 23 мая 2014 года законопроект № 529626-6 «О налоговом консультировании» находится в Государственной Думе Российской Федерации и пока не прошел даже первого чтения.

Если по существу…

Законопроект в том виде, в котором он внесен в Государственную Думу, является весьма сырым. Причем «сырость» заключается не столько в юридической технике, сколько в наполнении законопроекта по существу.

Основная концепция законопроекта фактически сводится к тому, чтобы налоговые специалисты проходили квалификационный экзамен, объединялись в саморегулируемые организации, которые должны гарантировать качество предоставляемых услуг. При этом никто не запрещает оказывать услуги по налогообложению без всех указанных действий, но в таком случае называться налоговым консультантом нельзя.

К сожалению, основной акцент в законопроекте сделан не на взаимоотношениях между налогоплательщиком и налоговым консультантом, а на регулировании взаимоотношений между налоговыми консультантами и саморегулируемыми организациями и их госконтроле. Взаимоотношения между налогоплательщиком и налоговым консультантом отражены на уровне принципов и общих норм, которые подлежат раскрытию в иных нормативных актах.

Основные гарантии, которые законопроект предоставляет консультируемым лицам:

§  гарантии качества;

§  имущественная ответственность;

§  конфиденциальность.

Гарантии качества

Требование к минимальному стажу работы по специальности и наличие квалификационного экзамена дают возможность отсеять откровенно низкоквалифицированных специалистов, а необходимость прохождения курсов по повышению квалификации длительностью не менее 72 часов за два года позволит поддержать минимально необходимый уровень знаний.

В то же время нужно понимать, что требование к стажу работы по налоговой специальности один год – это весьма низкий порог отсеивания. Особенно с учетом того, что законопроект предусматривает распространение своего регулирования на всевозможные услуги по налогообложению, включая стратегическое налоговое планирование, а не только на консультирование по элементарным вопросам (например, заполнение налоговой декларации по НДФЛ при продаже автомобиля), что обычно озвучивается в поддержку необходимости создания посредников между налогоплательщиком и налоговым органом.

Схожая картина и с экзаменами. Согласно законопроекту квалификационный аттестат налогового консультанта выдается без ограничения срока его действия. Один раз сдав экзамен, можно через 10 лет без практики оказывать услуги, называясь при этом налоговым консультантом.

Более того, с учетом распространения положений законопроекта на любые услуги по налогообложению идея объединения узкопрофильных консультантов, специализирующихся только (или преимущественно) в области налогообложения, не может обеспечить качественных услуг по налогообложению в сложных проектах, требующих вовлечения в проект специалистов  иных областей.

Имущественная ответственность

Законопроект устанавливает ответственность в размере сумм штрафа и пеней, взысканных контролирующим органом. При этом для наступления ответственности налогового консультанта необходимо вступление в силу судебного акта, признавшего законность взыскания контролирующим органом штрафа и пеней (что для организаций и индивидуальных предпринимателей обычно занимает более года с момента взыскания соответствующих сумм).

Необходимо отметить, что ответственность не распространяется на сумму доначисления налога или отказа в его возмещении, что представляется справедливым далеко не во всех случаях.

Ответственность ограничивается лишь претензиями контролирующих органов и не распространяется на ущерб и убытки консультируемого лица, связанные с хозяйственными взаимоотношениями. В частности, весьма распространены хозяйственные споры о взыскании денежных средств сверх договора или о неосновательном обогащении, связанном с неправильным исчислением и выставлением НДС поставщиком (подрядчиком, исполнителем) покупателю (заказчику). Аналогичным образом часто возникают проблемы при удержании сумм НДС, налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц налоговым агентом. Неправильное исполнение обязанностей налогового агента или неверные формулировки хозяйственных договоров иногда являются причиной прямых убытков налогового агента.

Также надо обратить внимание, что законопроект фактически не регулирует сам порядок возмещения убытков (ущерба) консультируемого лица и гарантий исполнения обязательств налоговым консультантом. Не установлены ни пределы компетенции (ответственности) налоговых консультантов и (или) саморегулируемой организации, ни порядок формирования компенсационного фонда, ни порядок страхования ответственности.

С учетом распространения положений законопроекта на любые услуги по налогообложению, а не только на элементарные услуги для населения и мелкого бизнеса нужно понимать, что сумма доначисленных санкций и пеней может достигать сотен миллионов рублей. Следовательно, при таких доначислениях получить возмещение от налогового консультанта без достаточного страхования его (или коллективной) ответственности вряд ли удастся.

Конфиденциальность

Одно из главных достоинств законопроекта – запрет на истребование либо изъятие документов и сведений, переданных налоговому консультанту консультируемым лицом, а также сведений и документов, полученных от третьих лиц в процессе налогового консультирования, за исключением случаев, установленных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

В настоящий момент НК РФ также содержит запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации, составляющей профессиональную тайну. Однако прямо он не указывает на возможность применения данных положений к налоговым и иным консультантам, указывая лишь на адвокатскую и аудиторскую тайну.

Законопроект устанавливает тайну налогового консультирования – это любые полученные налоговым консультантом сведения. Но к ним не относятся данные о заключении соответствующего договора на оказание услуг и величине их оплаты.

Недостатки законопроекта в части конфиденциальности, кроме вышеуказанного раскрытия информации о самом договоре и стоимости консультирования, заключаются в незащищенности информации при осуществлении проверок налогового консультанта (налоговой консультации) как самой саморегулируемой организацией, так и ФНС России.

Положения законопроекта позволяют налоговой службе осуществлять проверки не только саморегулируемых организаций, но и непосредственно налоговых консультантов (налоговых консультаций). При этом законопроект прямо устанавливает, что налоговый консультант (налоговая консультация) обязан проходить контроль качества работы, в том числе предоставлять уполномоченному федеральному органу, а также саморегулируемой организации все необходимые для этого документы и информацию.

Ожидая возврата к рассмотрению законопроекта после его одобрения Общественной палатой Российской Федерации 10 ноября 2014 года, остается надеяться, что этот действительно важный законопроект приобретет более социально-ориентированный вид и будет являться помощью и средством защиты для населения и малого бизнеса при исполнении своих налоговых обязанностей.

 

Связанные услуги

VEGAS LEX_Иванов_эж-Юрист_02.2015

Скачать файл
Файл добавлен 15.07.2016
Презентация .pdf (328 Кб)

Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение